Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (516) апрель 2024 г.

Дата публикации: 26.04.2024

Статья просмотрена: 11 раз

Библиографическое описание:

Павлова, С. В. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) / С. В. Павлова, Т. М. Брыткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 17 (516). — С. 418-420. — URL: https://moluch.ru/archive/516/113381/ (дата обращения: 16.12.2024).



Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство.

Бертольд Авербах

«Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами».

Не так давно в детских садах появилось инновационное направление — обучение основам финансовой грамотности. Ведь представление о деньгах и их применение начинает интересовать детей в дошкольном возрасте.

В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к окружающим людям и к себе. К сожалению, дети-дошкольники мало знают о финансовой грамотности (о деньгах, как их зарабатывают, на что важнее их потратить…)

Очень часто в магазине наблюдаешь, как малыши топают ногами, кричат, падают на пол, требуя купить игрушки, сладости… Родители жалуются, что дети не берегут игрушки, вещи, не знают цену деньгам. Многие родители считают, что в дошкольном возрасте нельзя прививать у детей правильное отношение к деньгам. Они не выдерживают «истерики» детей и тратят последние деньги на покупку игрушки.

Как же помочь родителям решить проблему детского «купи», понять сущность проблемы и научить правильно выходить из этой ситуации.

Мы изучили особенности основ экономического воспитания детей дошкольного возраста и разработали систему образовательной деятельности по этому направлению.

Наша задача научить детей грамотно относиться к собственным деньгам (бюджету семьи), приобрести опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте, что способствует финансовому благополучию детей во взрослой жизни.

Очень важно, чтобы дети как можно раньше узнали о роли денег в семейной и общественной жизни. Это поможет с детства сформировать полезные финансовые привычки.

Беседуя с детьми, мы поняли, что дети знают: что такое деньги, как они выглядят, зачем нужны деньги, откуда они у родителей, есть ли у них свои (карманные) деньги…

Мы спросили у детей: «Всегда ли были деньги?»

Они, конечно, ответили: «Да».

Посмотрев в презентацию: «Что такое деньги и как они появились?» дети узнали, что довольно долго люди обходились без денег. Давным-давно, миллионы лет назад, мужчины ходили охотиться на мамонта, а женщины сидели в пещерах у костра, денег не было. люди постепенно учились делать посуду, одежду, обрабатывать землю… У одного человека получалось делать одежду, но не получалось поймать суслика. Люди поняли, что можно меняться продуктами своего труда. Например, я тебе — тёплую накидку на плечи, а ты мне — зерно, перец. Так появился бартер — предшественник современных денег.

Поначалу деньгами были разные предметы — камушки, ракушки, меховые шкуры, зерно затем появились бумажные деньги и монеты. Дети увидели, что монеты чеканились вручную, а затем в специальных помещениях — монетных дворах.

Детям было очень интересно, но они не способны понять всё из разговоров. Им нужно почувствовать все в действии. Совершая большое количество действий, они учатся их реализовывать в разных условиях, с разными объектами, приобретают новые знания, умения и навыки финансовой грамотности.

Все мы знаем, что основной вид деятельности дошкольников — игра. За игрой дети проводят большое количество времени. Значит, игра является ключевым средством формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о финансовой грамотности.

Сделать экономику доступной помогут сюжетно-ролевые игры, которые способствуют развитию финансовой грамотности у детей. Это магазин, кафе, банк, аптека, поездка в автобусе… Для реалистичности игры вместе с детьми делали билеты для проезда в автобусе, изготавливали ценники для товаров, обсуждали стоимость товара. Пробовали решить проблемную ситуацию. Например, потратить определённую сумму на лекарства или на новую игрушку; потратить все деньги или отложить на что-то важное…

В нашем детском саду прошёл фестиваль детской игры по экономическому воспитанию дошкольников — «Монетный двор», где были представлены игры: «Монеточка» — дети пробовали «чеканить» монеты специальным молоточком. В игре «семейный бюджет» — учились распределять бюджет, узнавали на что тратятся деньги и как экономить. В игре «где живут деньги?» — дети познакомились с банкирами, которые хранили деньги в деревянных ящиках. Эти ящики назывались банком. В процессе исследовали современные сейфы. Это металлический ящик с толстыми стенками. Его дверь закрывается на секретный замок. В сейфе хранятся деньги, драгоценности и другие ценные предметы.

В результате игровой деятельности у детей сформировалось положительное отношение к финансам, интерес к экономике.

Невозможно представить нашу жизнь без банковских учреждений. Современному человеку очень удобно проводить через банки многие операции: получение заработных плат и пособий, переводы и оплата коммунальных платежей, денежные займы и прочее. Но даже за самой простой банковской операцией стоит целый ряд финансовых специалистов: консультанты, кассиры, бухгалтеры и другие специалисты.

Мы пригласили работника банка — Ирину Сергеевну, маму Полины, которая познакомила детей с профессией «бухгалтер». Ирина Сергеевна рассказала, что в обращении находится очень много денег, которые ежедневно перемещаются как от человека к человеку, так и между различными предприятиями и организациями.

И в каждой организации, на каждом предприятии требуется вести учёт движения денег, товаров и прочих ценностей. Такой учёт ведут люди, имеющие профессию «Бухгалтер».

Ирина Сергеевна принесла шкатулку. Открыли её вместе с детьми. Для них был отличный сюрприз, так как в шкатулке — деньги. Дети с интересом рассматривали монеты, а Ирина Сергеевна знакомила их с Российскими денежными единицами и денежными единицами различных стран, с понятием «Валюта». Подарила игру «Купи-продай» с настоящими игровыми монетами.

Раннее начало подготовки детей к финансовой грамотности заключается в сотрудничестве детей с педагогами, но и с родителями, которые ведут «операции» с финансами.

Мы попросили родителей взять с собой ребёнка на экскурсию в банк и поговорить с ним о финансовых расходах, которые они оплачивают каждый месяц.

Дети узнали о том, какими услугами банка пользуются их родители. Многие оплачивали коммунальные услуги, кто-то оплачивал кредит на покупку машины, ипотечный кредит, снимали наличные деньги в банкомате…

Они поняли как трудно родителям вести семейный бюджет и как они могут правильно распределить доход, чтобы планировать расходы до следующей зарплаты.

Мы спросили детей: «А у вас есть свои деньги?». Оказалось, что деньги есть у всех детей. Бабушки и дедушки дают деньги на день рождения, на другой праздник; «зубная Фея» приносит деньги, если выпал зуб; родители дают за то, что ребенок помогает по дому и прочее.

Мы провели конкурс «Лучшее фото копилки». Родители и дети поделились фотографиями своих копилок и рассказали о том, на что ребёнок планирует потратить накопленные деньги: (на поездку на море, на велосипед, на «вкусняшки»…)

На основе полученных знаний о банке, банковских служащих, семейном бюджете и расходах семьи провели квест-игру «Путешествие в страну финансов». В путешествие отправились четыре команды. Капитаны получают карту-схему, в которой прописан индивидуальный маршрут. У каждой команды браслетики из ленточек определённого цвета (белого, синего, красного и зелёного). Каждая команда за выполненное задание зарабатывает денежки. Команды поучаствовали в «Строй Граде», «Сказ Граде», познакомились с финансовыми хитростями в «Банко Граде» и побывали в «Авто Граде».

В финале путешествия подсчитали баланс каждой команды. Каждая команда получила медаль «Самый успешный финансист».

Одним из условий в обучении финансовой грамотности является предметно — пространственная развивающая среда. В нашей группе изготовлен игровой «банкомат», объемная ширма «Сбербанк», атрибуты для игры «Сбербанк»: деньги, пластиковые карты, таблички — стойки, бейджи с изображением специальностей, паспорта клиентов, платёжные извещения, кредитные договоры, сейф, шейные платки и ленточки зелёного цвета, кошельки, копилки, компьютер.

— Лэпбуки «Путешествие золотой монетки», «Остров сокровищ», которые помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию;

— Альбомы «Финансовая грамотность», «Семейный бюджет», «История возникновения денег».

— Дидактические игры экономической направленности: «Маленький банкир», «Что такое деньги?», «Советы покупателю», «Что можно купить за деньги?», «Что нельзя купить за деньги», «Повар и услуги» и др.

— Карты-схемы к квест-игре «Путешествие в страну финансов»;

— Фотовыставки, рисунки;

— «Экономика в сказках» — выставка книг, в которых герои сталкиваются с финансами.

— Круги «Луллия»;

— Мешочки с карточками «Хочу», «Надо», «Могу»;

— Денежные единицы — банкноты, монеты;

— «Купи-продай» — игра-ходилка;

— Видео ролики: «История монетки», «Что такое деньги?»

— Консультации для родителей: «Финансовая грамотность в каждый дом», «Как воспитать ребенка успешным», а также плакаты, буклеты, медали для самого успешного финансиста, кроссворды, фотовыставка и другое.

Финансовая грамотность — это качество человека, которое показывает степень осведомленности в финансовых вопросах: умение вести учет доходов и расходов; умение зарабатывать и управлять своими финансами.

Если для обучения ребенка финансовой грамотности вы будете уделять время, то он будет расти уверенным в своем финансовом состоянии.

Мы точно знаем, что дети выйдут в мир с хорошими знаниями и будут держаться подальше от финансовых передряг.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, деньга, ребенок, дошкольный возраст, игра, родитель, банк, деньги, команда, семейный бюджет.


Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Формирование экономических представлений у детей дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях детского сада

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Совершенствование физкультурно-оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной гимнастики в условиях дошкольного образовательного учреждения (из опыта работы)

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста с ОВЗ

Задать вопрос