Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (531) август 2024 г.

Дата публикации: 05.08.2024

Статья просмотрена: 21 раз

Библиографическое описание:

Михайлова, Т. Л. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста / Т. Л. Михайлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 32 (531). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/531/116985/ (дата обращения: 16.12.2024).



Финансовая грамотность становится важной составляющей общей культуры личности. В условиях современного общества, где финансовая информация и технологии меняются стремительно, жизненно важно научить детей основам финансового управления уже с раннего возраста. Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) является оптимальным периодом для знакомства с базовыми финансовыми понятиями и навыками.

Значение воспитания финансовой грамотности в данном возрасте достаточно велико. Остановимся на этом аспекте более подробно:

1. Развитие понимания ценности денег.

— Дети начинают осознавать, что деньги — это не просто бумажки или монеты. Это обменный инструмент, который позволяет получать товары и услуги. Осознание ценности денег способствует более вдумчивому отношению к их расходованию.

2. Основы принятия решений.

— Введение в финансовую грамотность помогает детям научиться оценивать различные варианты выбора и их последствия. Например, рассматривая, как потратить свои «деньги», они сталкиваются с необходимостью выбора между покупкой игрушки и накоплением на что-то большее.

3. Формирование навыков планирования и контроля.

— Дети, которые понимают концепцию бюджета, научаются планировать, что поможет им в будущем избегать долгов и финансовых трудностей. Умение контролировать свои финансы и ставить цели (например, накопить на желаемую игрушку) закладывает основы для будущего успешного управления своими ресурсами.

4. Эмоциональная осведомленность.

— Финансовые решения часто связаны с эмоциями, такими как страх, жадность или стресс. Обучение детей финансовой грамотности помогает им лучше понимать и контролировать свои эмоции в отношении денег, что является важным аспектом психоэмоционального здоровья.

5. Подготовка к взрослой жизни.

— Обучая детей основам финансовой грамотности, мы готовим их к реальной жизни, где им придется столкнуться с необходимостью управляющего бюджета, повышения ответственности за свои финансы и принятия финансовых решений.

Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник — родители.

1 . Игровой подход . Одним из наиболее эффективных способов обучения финансовой грамотности детей является использование игр и практических заданий. С помощью игр дети могут учиться считать деньги, делать покупки, распределять свои средства и принимать решения о потреблении. Такие игры не только помогают детям освоить основные финансовые понятия, но и развивают их логическое мышление и умение принимать решения. Еще одним интересным подходом может быть создание «денежной игры» или «финансового лабиринта», где дети будут решать задачи и головоломки, связанные с деньгами. Например, им нужно будет выбрать самый дешевый товар из предложенных, подсчитать, сколько денег им нужно потратить на покупки или найти путь к «сокровищу» через различные финансовые препятствия.

Кроме того, игры можно дополнить различными «финансовыми ролевыми играми», где дети будут играть роли различных персонажей, выполнять различные финансовые задания и принимать важные финансовые решения. Такие игры не только будут увлекательными, но и позволят детям погрузиться в атмосферу практического применения финансовых навыков.

2. Важно, чтобы игры были интересными, разнообразными и адаптированы к возрастным особенностям детей, чтобы обучение финансовой грамотности было максимально эффективным и запоминающимся. Финансовая грамотность — это важный навык, который поможет детям успешно справляться с финансовыми задачами и принимать осознанные финансовые решения в будущем.

3. Обучение через пример. Родители и педагоги играют важную роль в формировании финансовой грамотности у детей. Показывая детям пример правильного управления финансами и объясняя им свои финансовые решения, взрослые могут помочь детям понять, как работает мир денег и почему важно уметь управлять своими финансами.

4. Обучение практическим навыкам. Детям старшего дошкольного возраста полезно учиться практическим финансовым навыкам, таким как откладывание денег в копилку, составление бюджета для покупок игрушек или сладостей, подсчет сдачи и т. д. Чем раньше дети начнут осваивать эти навыки, тем легче им будет привыкнуть к правильному управлению своими финансами в будущем.

5. Обучение через интерактивные ресурсы становится все более популярным и эффективным способом обучения детей финансовой грамотности. Мобильные приложения могут предложить игровые сценарии, в которых дети могут управлять виртуальными финансовыми ресурсами, планировать бюджет, инвестировать и принимать финансовые решения. Онлайн-курсы также могут предлагать интерактивные уроки с использованием мультимедийных ресурсов, тестов, и упражнений для закрепления знаний. Такие методы обучения помогут детям развивать навыки финансовой грамотности в увлекательной форме.

6. Внедрение финансовой грамотности в учебные планы. Важно также включать обучение финансовой грамотности в учебные программы для детей старшего дошкольного возраста. Проведение специальных занятий и мастер-классов по финансовой грамотности поможет детям получить необходимые знания и навыки в этой области. Использование игр и активностей привлекает внимание детей и делает обучение увлекательным. Игровые сценарии позволяют детям на практике применять финансовые знания.

— Проведение практических занятий, таких как совместные походы в магазин, где дети могут помогать выбирать продукты и при этом обсуждать цены, помогает им закрепить знания на практике.

— Регулярные обсуждения с детьми о финансовых аспектах повседневной жизни (например, обсуждение семейного бюджета или цен на продукты) помогает им видеть деньги в контексте и учиться принимать решения.

— Существуют приложения и онлайн-игры, которые помогают детям освоить концепции финансов, такие как управление бюджетом и сбережения. Эти платформы могут стать весёлым и интерактивным способом обучения.

— Упражнения, в которых дети играют роли покупателей и продавцов, помогают им понимать базовые принципы торговли. Это также развивает навыки общения и работы в команде.

Вот примеры игр для развития финансовой грамотности:

«Настольные игры» — игры, такие как «Монополия», «Купи-продай» и другие финансовые игры, учат работать с деньгами и принимать финансовые решения. Процесс игры развивает стратегическое мышление и учит планировать.

Игра в «магазин» — создание собственного магазина в детском саду или дома, где дети могут «покупать» и «продавать» игрушки, учит цене и ценовым категориям, а также развивает навыки торговли, общения и обмена.

«Виртуальные финансовые игры» — существуют онлайн-игры и приложения, которые имитируют финансовые сценарии, позволяя детям практиковаться в управлении деньгами, инвестировании и сбережениях в увлекательной форме.

«Копилка и симуляционные игры» — использование копилки, где дети могут накапливать свои карманные деньги, способствует пониманию важности сбережений. Симуляции «заработка» денег через выполнение заданий также могут стать интересной игрой.

«Кулинарная игра» — дети могут «готовить» из различных «ингредиентов», каждый из которых имеет свою цену. Это поможет им понять, как комбинировать разные продукты и их стоимость.

А вот примеры успешных практик:

1. Примеры из детских садов.

— Некоторые детские сады и дошкольные учреждения внедряют специальные программы по финансовой грамотности, где дети обучаются финансам через игры, практические занятия и групповые проекты.

2. Проекты родителей.

— Родители могут инициировать проекты, в которых дети участвуют вместе с друзьями или братьями и сестрами, например, создание «семейной экономики», где они могут зарабатывать дополнительные деньги за выполнение домашних заданий или помощь по дому.

3. Создание ярмарки идей.

— Можно организовать дошкольную или домашнюю ярмарку, где дети могут продавать свои игрушки или поделки. Это не только учит их основам торговли, но и привлекает их к совместным финансовым экспериментам.

В заключение можно сказать, что формирование финансовой грамотности у детей не сводится только к обучению работе с деньгами. Это всестороннее развитие навыков, которые станут основой для их успешного будущего. Учитывая важность этого процесса, родители и воспитатели должны активно использовать доступные методы и игры, чтобы сделать обучение увлекательным и эффективным. Начало финансового образования в дошкольном возрасте создает прочный фундамент для будущего, где дети станут более осознанными личностями, способными к самостоятельному и эффективному управлению своими финансовыми ресурсами.

Таким образом, финансовая грамотность — это не просто набор знаний о деньгах, но и целая культура, влияющая на будущее поколения. Передача этих знаний детям — важная задача, которую стоит учитывать каждому родителю и воспитателю.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, ребенок, игра, деньга, навык, обучение, решение, старший дошкольный возраст, правильное управление, увлекательная форма.


Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста на основе использования игровых технологий в процессе образовательной деятельности

Формирование финансовой грамотности у дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Формирование основ финансовой грамотности в рамках исследовательской деятельности школьников

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Формирование информационно-коммуникационной компетенции у студентов учреждений среднего профессионального образования

Формирование ценностных ориентаций старшеклассников в профессиональном обучении

Формирование знаний основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста

Формирование социальной грамотности в дошкольных образовательных учреждениях

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей младшего возраста через игровую деятельность

Формирование коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос