Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чадная, Е. А. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность / Е. А. Чадная, А. С. Захарова, С. Г. Тропынина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 246-249. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95535/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье говорится о проблеме грамотности дошкольников в сфере финансов. Кроме того, о том, что формирование финансовой грамотности нужно начинать с раннего дошкольного возраста. В статье подробно описаны разнообразные методы и формы работы по данной теме, показана работа по трем модулям: «Труд-продукт», «Семейный бюджет», «Маленький экономист».

Ключевые слова: бюджет, доходы, расходы, товар, кредит, имущество, финансовая грамотность.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Детей повсюду окружает реклама, а в их лексикон включается все больше слов финансовой среды.

По мнению Г. П. Поварициной, «Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни» [2].

Финансовое просвещение и экономическое воспитание — сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, которое способствует обогащению социально-коммуникативного и познавательного развития дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка [5].

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т. д.). Дошкольникам сколько угодно можно говорить о нормах и правилах, но если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, — они окажутся бесполезными [2].

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирование финансовой грамотности у детей, начиная с раннего возраста.

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное — говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном [1].

Начав работу с детьми по формированию основ финансовой грамотности, мы прежде обогатили предметно-пространственную среду, создав в группе уголок «В мире финансов». В нем мы разместили: дидактические пособия: «Финансовая пирамида», «Денежное дерево», «Банкомат», лэпбук «В мире финансов»; дидактические игры: Кубик Блума (по профессиям). «Умственный и физический труд», «Промышленность Н. Новгорода», «Путешествие дерева», «Разложи картинки правильно» (классификация продукции разных видов промышленности), «Семейный бюджет», «Хочу и могу», «Движимое и недвижимое имущество», «Что можно купить за деньги?», «Валюта разных стран», «Денежные места»; картотека бесед по финансовой грамотности, альбомы «Дети и деньги», «Финансы», «Коллекция денег»; кошельки и копилки для денег и многое другое.

Затем всю работу по формированию финансовой грамотности у детей мы разделили на три модуля. К каждому модулю мы составили перспективный план, разработали серии занятий и бесед по разным областям, изготовили дидактические и сюжетно-ролевые игры, а также продумали работу с родителями. Каждый модуль решает образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

1 модуль: «Труд-продукт» включает в себя два направления: «Знакомство с профессиями разных сфер», «Товары и услуги».

В этом модуле дети знакомятся с профессиями разных сфер, с их спецификой и значимостью. А также знакомятся с понятием «реклама» и ее значением в жизни человека.

Кроме того, в этом разделе дети обогащают свои знания о труде, его видах; последовательности трудовых действий; что способствует воспитанию уважения к труду и трудолюбию и отрицательному отношению к лени.

Одним из самых эффективных методов по формированию основ финансовой грамотности у дошкольников являются: занятия, занятия-беседы. Поэтому нами были проведены следующие занятия: «Сколько славных дел вокруг», «Все работы хороши!» и т. п. А также серии бесед: «Труд — основа жизни», «Профессии моих родителей», «Работать и зарабатывать», «Кем бы ты хотел стать?», «Профессия будущего», «Какими качествами должен обладать спасатель», «Значимость профессии, где нет готового продукта», «Что такое ресурсы?», «Труд и товар», «От зёрнышка до булочки», «Роль леса в жизни людей», «Что такое реклама?», беседа по макету «Банк». В ходе таких занятий и бесед дети узнали много нового и интересного о мире финансов.

Для эффективности усвоения детьми экономических понятий использовали разнообразные дидактические игры: «Профессии сферы услуг», «Кто, что производит», «Собери цепочку» (по профессиям), «Кому что нужно?», «Услуга и товар», «Качественный и некачественный товар», «Копилка трех поросят», «Кредит на мечту» и многое другое.

В игре «Собери цепочку» (по профессиям) нужно составить последовательность выполнения трудовых действий, используя схему: профессия-цель-оборудование-действия-результат труда. Для этого из сундучка берем картинку с профессией, я, например, выбираю повара. Затем определяем цель работы, для повара — это приготовление еды. Далее подбираем нужные инструменты и оборудование. Повару нужны: кастрюли, половники, ножи и т. д. Теперь находим картинку с действиями, которые выполняет человек данной профессии. Повар: режет, жарит, мешает и т. д. И в заключении нужно определить результат данного труда: повар приготовил обед. Выкладывая картинки по схеме, ребенок объясняет свой выбор, комментирует свои действия.

Большое влияние на ребёнка имеет телевизионная реклама. Зная этот факт, мы организовали игру-рекламу, где дети не только рисовали рекламные плакаты, но и придумывали рекламу, используя в ней героев разных сказок.

А благодаря совместным с родителями экскурсиям в разные магазины дети узнали много новых понятий: касса, продавец, работающий на кассе называется кассир, витрина, товар и т. д. А в качестве домашнего задания детям, вместе с родителями было предложено сделать рекламу купленного товара и прорекламировать его перед друзьями.

2 модуль: «Семейный бюджет» включает в себя три направления: «Азы домашней бухгалтерии», «Экономным я расту», «Я как папа, я как мама».

Здесь дети знакомятся со структурой семейного бюджета и его планированием. Повторяют правила экономии.

Кроме того, подводим детей к понятию новых слов: бюджет и из чего он состоит: зарплата, пенсия, стипендия и др.

Даем представление детям о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов. А также прививаем бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие и осуждаем жадность.

Работа в этом модуле также началась с занятий и бесед. Это такие занятия, как: «Заработная плата — оплата труда», «Богатство и бедность». А также цикл бесед: «Потребности человека», «Какие бывают доходы?», «Семейный бюджет», «Планирование семейного бюджета», «Основные и неосновные расходы», «Как делать покупки с умом?», «Занимаем и одалживаем», «Наше богатство», «Откуда берётся вода?», «Правильные привычки», «Как беречь ресурсы?», «Правила экономии» и т. п.

Большое значение для формирования основ экономики имеет чтение художественной литературы. Особое место отводилось активному использованию пословиц и поговорок. Они очень кратко и точно помогают детям понять, «что такое хорошо» и «что такое плохо». А также с их помощью детям легче понять некоторые поступки и выразить свое мнение на жизнь [4].

Ребенок осваивает и познает мир через игру. Поэтому нами были разработаны развивающие дидактические игры: «План покупок», «Семейный бюджет», «Первоочередные потребности», «Хочу и могу», «Движимое и недвижимое имущество» и многое другое.

В игре «Первоочередные потребности» или «Желаемое и необходимое» (проблемная ситуация) детям предлагается распределить предметы на три группы. В первой группе должны оказаться предметы, которые помогают нам утолить голод и жажду (еда). Во второй группе предметы, защищающие нас от холода, дождя и ветра (одежда). В третьей группе то, что помогает весело, с пользой и интересно провести время (игры, игрушки, развлечения). Еду нужно положить на карточку поле — холодильник, одежду на карточку-поле — шкаф, а игры(развлечения) на карточку — поле — на полку. После того, как дети рассортировали все предметы по группам, создается проблемная ситуация: представьте, что вы хотите кушать, вам очень холодно и к тому же скучно, а денег на все это не хватает. На что вы потратите деньги в первую очередь, почему? Создание подобных проблемных ситуаций побуждает детей искать правильный ответ, делать выводы, а также повышает интерес к изучению экономических понятий.

Очень интересно проходили совместные беседы, где родители рассказывали о своей профессии, как оплачивается их труд. Дети стали понимать, что родители получают деньги за свой труд, а не просто достают их из кошелька. Благодаря тесной работе с родителями, у детей гораздо быстрее формируются понятия о семейном бюджете, доходах и расходах.

3 модуль: «Маленький экономист» включает в себя три направления: «Что такое деньги?», «Какие бывают деньги?», «Где живут деньги?»

А в этом модуле дети знакомятся с историей происхождения денег, с элементарным товарообменом, с эволюцией денег. Кроме того, дети знакомятся с работой банка, с услугами, которые оказывает банк, с профессиями людей, работающих в банке.

В этом разделе основной идеей было то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами — путь удовлетворения экономических потребностей.

Для успешного решения данных задач, мы использовали разные формы работы с детьми: занятия: «Деньги были не всегда. Товарообмен», «Как деньги попадают к нам в дом. Трудовая денежка всегда крепка», «Что такое цена?», «Где живут деньги?» и другие.

Серии бесед: «Обмен и деньги», «Эволюция денег», «Появление первых денег на Руси», «В каждой стране деньги называются по — разному», «Что можно и что нельзя делать с деньгами», «Зачем нужны банки?», «Где рождаются деньги», «Деньги, которые ты не видишь», «Профессии людей, которые производят деньги» и т. д.

Кроме того, чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов: «Как появились деньги» «Фиксики. Деньги», «АБВГДейка. Что такое деньги?», Азбука денег тётушки Совы. Безналичные деньги», телепередачи «Галилео»: «История изобретений. Деньги» и т. п.

Игровые ситуации на тему: «Профессии», «Покупка в супермаркете», «Мы с мамой идём в магазин», «Тур агентство», «Банк: обменный пункт», «Рынок» и другие.

Дидактическая игры: «Товары и услуги» (по сказкам), «Что можно купить за деньги?», «Кому что нужно и кем производится», «Рынок товаров и услуг», «Копилка трёх поросят», «Валюта разных стран», «Денежные места», «Кредит на мечту», «Деньги разные бывают» и т. п.

Очень понравилась детям игра: «Деньги разные бывают», где детям предлагалось соотнести денежные купюры со страной: Россия — рубли, Турция — лиры, Беларусь — белорусский рубль, Америка — доллар и т. д. В ходе игры дети находили на карте страну, затем искали нужную денежную единицу и убирали ее в конверт, на котором были изображены отличительные знаки этой страны.

Для того, чтобы увлечь детей сложным, но очень интересным миром финансовой грамотности, у нас в группе была создана творческая мастерская «Очумелые ручки». Где дети вместе с родителями придумывали денежку нашей группы, мастерили копилки и кошельки и многое другое. Затем были организованы выставки детских и детско-родительских работ.

Благодаря такой совместной деятельности взрослых и детей, происходит активное общение, которое стимулирует познавательную активность, а также заряжает их положительными эмоциями [3].

Особое место в познании мира экономики занимают интеллектуальные игры-развлечения, игры-викторины, игры-квесты. Поэтому нами была организована подобная игра-квест: «Помогите Фунтику!» Дети, получив задание и карту маршрута, с большим интересом выполняли все задания. После того, как дети справились с испытанием, Белладонна давала им ключи от домика, в котором прячет Фунтика. В конце игры, когда все ключи были собраны, дети открыли замок на домике и освободили Фунтика! В ходе такой игры дети закрепили названия профессий, вспомнили, какие бывают кредиты (автокредит, ипотечный, потребительский), уточнили название денег в разных странах, а также узнали, что не все продается и не все покупается (здоровье, любовь, счастье и т. д.) Кроме того, такая интеллектуальная игра позволяет в игровой — соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, а также обобщить и систематизировать знания.

Работа по экономическому воспитанию дошкольников была бы невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы, так как семья для ребёнка является эталоном правил, норм и социальных форм поведения.

Таким образом, благодаря системной работе по формированию основ финансовой грамотности, дошкольники освоили начальные навыки обращения с деньгами, а также осознали необходимость грамотно и бережливо относиться к ним. Что послужило созданию прочного фундамента для формирования нравственно-этических привычек, которые в будущем помогут детям успешно управлять своими финансами.

Литература:

  1. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования [Текст] / Е. Н. Табих. — Минск: Вышэйшая школа, 2010. — 45 с.
  2. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева «Финансовая грамотность дошкольника. Программа кружка. Ресурсный и диагностический материал. Занятия и игры/ авт.-сост. Г. П. Поварницина, Ю. А. Киселева.- Изд. 2-е, испр.-Волгоград: Учитель.- 186 с.
  3. Стахович Л. В. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, методистов и руководителей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская.- 4-е изд. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. — 32с.
  4. Стахович Л. В. Методические рекомендации: пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова, Л. Ю. Рыжановская; серия книг «Занимательные финансы. Азы для дошкольников». — 4-е изд.- — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2020. — 80с.
  5. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. –3-е изд., испр. И доп. — М.: ТЦ Сфера, 2020. — 96 с. — (Вместе с детьми).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, финансовая грамотность, деньга, игра, группа, модуль, профессия, работа, семейный бюджет, формирование основ.


Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников

В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Похожие статьи

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрывается актуальность проблемы формирования финансовой грамотности у дошкольников. Экономика и дошкольники тесно связаны. Дети так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь дошкольник вырастет, а знания, полученные в дошкольном возра...

Особенности формирования основ финансовой грамотности младших школьников

В статье обоснована необходимость формирования основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста. Проанализировав понятие «финансовая грамотность» в отечественной литературе, можно утверждать, что до сих пор нет однозначного понимания ...

Целесообразность и условия обучения чтению детей старшего дошкольного возраста

В статье ставится задача рассмотреть вопрос о необходимости обучения чтению ребенка — дошкольника, все «за» и «против». Рассмотрен психологический аспект данной проблемы. Методы и приемы обучения. Делается вывод, что навык письма и чтения, приобретен...

Детская одаренность и ее развитие в дошкольном возрасте

В статье воспитатели делятся своим опытом по выявлению и развитию одаренных дошкольников. В ней обозначены методики выявления одаренности у детей в любом возрасте, предлагаются принципы работы, большое внимание уделяется созданию условий для раскрыти...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста как педагогическая проблема

В статье автор рассматривает основные теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста. Дается определение понятия «эмоциональный интеллект» в трудах зарубежных и отечественных ученых. Отмечается важность...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Развитие начал социальной активности у детей дошкольного возраста

Статья посвящена анализу педагогических основ развития начал социальной активности у детей дошкольного возраста. Социальная активность рассматривается автором как сквозной целевой ориентир государственной социальной политики России. Делается вывод о ...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Связь мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста

Данная статья посвящена исследованию взаимосвязи современной мультипликации и пищевого поведения у детей младшего школьного возраста. В ней представлено пилотажное исследование. Приведены первичные данные, позволяющие отследить то, как дети совмещают...

Игровая деятельность, направленная на развитие речи и навыков общения детей в младшем дошкольном возрасте

В статье рассмотрены цели и задачи работы по игровой деятельности, а так же показано, как через игру можно развивать навыки речевого общения дошкольников. Работа проводилась в МБДОУ «Детский сад № 105 «Ласточка» г. Дзержинск Нижегородской области. Ст...

Задать вопрос