Враждебность как психологический феномен | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №16 (515) апрель 2024 г.

Дата публикации: 17.04.2024

Статья просмотрена: 186 раз

Библиографическое описание:

Сорокина, А. И. Враждебность как психологический феномен / А. И. Сорокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 16 (515). — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/archive/515/113016/ (дата обращения: 16.12.2024).



Изучение феномена враждебности имеет важное социальное и психологическое значение. Понимание этого явления помогает обществу и индивидуальным личностям эффективно управлять межличностными конфликтами, предотвращать насилие и способствовать гармоничным межличностным отношениям. Кроме того, изучение враждебности помогает психологам разрабатывать методы и стратегии для уменьшения агрессивного поведения личности и разрешения межличностных конфликтов. Это также способствует пониманию влияния враждебности на формирование личности и ее социальную адаптацию.

Ключевые слова: враждебность, вражда, агрессивность, обида, подозрительность.

The study of the phenomenon of hostility has important social and psychological significance. Understanding this phenomenon helps society and individuals to effectively manage interpersonal conflicts, prevent violence, and promote harmonious interpersonal relationships. In addition, the study of hostility helps psychologists to develop techniques and strategies to reduce aggressive behavior and resolve conflicts. It also contributes to understanding the impact of hostility on personality formation and social adjustment.

Keywords: hostility, feud, aggressiveness, resentment, suspicion.

Динамичные изменения в социальной, экономической и политической сферах общества зачастую сопровождаются ростом агрессивности и враждебности. Известно, что любые реформы в обществе связаны не только с социальной активностью его членов, которая проявляется в преодолении препятствий в достижении целей, самоутверждении личности, в противодействии сложным жизненным ситуациям, но и с проявлением враждебности к социуму в целом или отдельным личностям. Согласно современным представлениям психологов и социологов враждебность является одним из распространенных способов решения проблем, возникающих в межличностном взаимодействии людей в сложных и фрустрирующих ситуациях, вызывающих психическую напряженность.

Проблеме изучения феноменов агрессивности и враждебности посвящено немало психологических исследований. Феномен враждебности имеет тесную связь с феноменами ненависти и агрессии. Враждебное побуждение или разрушительная тенденция, выражающаяся в различных видах субъектной активности личности (понимание, переживание) — общее свойство, объединяющее эти явления [3]. Исходя из этого, в связи со схожей психологической природой враждебности по отношению к определенному объекту, такие термины как «враждебность», «агрессивность», «гнев», «злость» часто понимаются в психологии как синонимы. Устойчивым в этой трактовке является понимание, что враждебность выступает личностной чертой и иногда служит мотивационной составляющей девиантного, криминального поведения и буллинга, а также негативно влияет на формирование различных сфер личности враждебно настроенного субъекта.

Узкоспециализированное определение агрессии, игнорирующее какие-либо мотивационные побуждения человека к агрессии, предложил известный психолог А. Басс. Он определяет агрессию достаточно просто, отрицая проявления намерения и мотивации со стороны человека, совершающего агрессивные действия «агрессия — это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим», ответ, содержащий стимулы, способные причинить вред другому существу [4, с. 83].

Враждебность объясняется А. Бассом как реакция отношения, как скрытно-вербальная реакция, которой сопутствуют негативные чувства или негативная оценка людей и событий. Наличие негативных эмоций нельзя считать необходимым условием для разрушительных действий, так как гнев, неприятие другого человека далеко не всегда является условием нападения на него. Агрессивность может проявляться и в состоянии полнейшего хладнокровия и безразличия, и в состоянии эмоционального возбуждения, и совершенно необязательно испытывать неприязнь или ненависть к тем, на кого направлены действия агрессора [4].

А. Элизар считает, что «враждебность — это чувства неприязни, негодования, обиды, которые часто подавляются в нашей культуре, но почти неминуемо проявляются в искаженном отношении субъекта к людям и в поведении» [4, с. 94]. Враждебность в некоторых моментах может возникнуть на основе хороших дружеских взаимоотношений. И ее возможные причины возникновения могут крыться в разных интересах людей, чувстве зависти, подозрительности. Но роль главных причин возникновения враждебности играют индивидуальные и интеллектуальные различия людей — непонимание друг друга.

А. А. Абрамова, С. О. Кузнецова рассматривают враждебность как сложную совокупность негативных отношений к объектам (объекту), которая характеризуется степенью выраженности (общим уровнем враждебности), степенью осознанности и генерализации, устойчивостью, степенью субъективной значимости и определенной структурой [4]. В основе враждебности личности Дж. Барефут выделяет три основных компонента: когнитивный, аффективный и поведенческий компонент.

Когнитивный компонент враждебности представлен негативными убеждениями в отношении человеческой природы в целом (цинизм), убеждениями в недоброжелательности других людей по отношению к самому субъекту.

Аффективный компонент враждебности составляют взаимосвязанные эмоции — гнев, раздражение, обида, презрение, негодование, отвращение, а также подозрительность, настороженность, агрессивность и т. д.

Поведенческий компонент враждебности включает разнообразные формы поведения — агрессию, негативизм, нежелание сотрудничать, избегание общения, социально пассивное поведение [4].

Враждебность — это внутренние негативное отношение, некий мотивационный механизм, установка личности на агрессию, готовность субъекта действовать агрессивно в отношении объекта агрессии или не действовать, сдерживать враждебные импульсы. Важно понимать, что не всякое агрессивное действие будет следствием изначальной враждебности. И враждебность человека далеко не всегда проявляется в явно агрессивных действиях. В области психологии отношений враждебность рассматривается как процесс, который развивается при взаимодействии с объектом и приводит к искажению восприятия новых объектов.

Согласно С. Н. Ениколопову и А. В. Садовской, враждебность проявляется, прежде всего, как отрицательное отношение к определенным объектам, поскольку система отношений человека является способом пересмотра модели окружающей действительности в индивидуальном сознании [3]. Люди, которые формируют представления о враждебности и несправедливости мира, склонны к деструктивным формам протестной активности — негативизму, эскапизму, а также восприятию других людей как недоброжелателей и врагов. Также маркером враждебности выступает повышенная социальная тревожность, которая проявляется в чувствительности к оценкам, ожиданиям и мнению других людей, непринятии себя, склонности к беспокойству [2]. Поэтому враждебность может быть скрытой, подавленной и вследствие этого не приводить к вражде, т. е. к прямой открытой агрессии. Этим обусловлено деление, популярное в психологической науке, на проявляемую и переживаемую враждебность.

По словам Р. С. Немова, негативные стороны враждебности весьма устойчивы, поэтому враждебные отношения всегда будут присутствовать между людьми [6]. Это значит, что враждебные отношения нельзя исключить, но их можно слегка уменьшить. Прежде враждебные отношения не станут дружескими и, тем более, не перерастут в любовь. Скорее всего, они приведут к равнодушию людей друг к другу, которое, по мнению Р. С. Немова, и есть первый шаг к одиночеству личности [6]. Уместнее рассматривать враждебность как комплекс аффектов, который включает в себя следующие эмоции или чувства: гнев, обиду, отвращение, враждебное состояние, неприятие, влечение к соперничеству, неприязнь и неприязненность

В. Н. Мясищев характеризует враждебность как эмоциональное отношение, которое формируется в процессе взаимодействия с объектом враждебности и затем задает пристрастность восприятия новых объектов, провоцируя межличностные конфликты [5]. Вражда анализируется им как психологический феномен, представляющий собой неприязненное отношение к другому человеку, с которым кто-либо находится в конфликте. Он указывает, что враждебность — это внутреннее негативное отношение, некий мотивационный механизм, установка личности на агрессию, готовность субъекта действовать агрессивно в отношении объекта агрессии или не действовать, сдерживать враждебные импульсы [1].

Обобщив подходы к трактовке враждебности, можно утверждать, что враждебность представляет собой одно из наиболее сильных чувств человека, является устойчивой личностной чертой и может выступать движущей силой девиантного поведения. К причинам проявления враждебности можно отнести зависть, чувство соперничества, но главная причина — невозможность для личности принять факта существования значительных различий между людьми.

Преодолеть враждебность полностью вряд ли возможно, однако следует стремиться к тому, чтобы максимально нейтрализовать её. Этому будет способствовать толерантность, распространение которой в современном обществе заставляет поверить, что в современном мире можно уменьшить враждебность людей друг к другу.

Литература:

  1. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб., 2000. — С. 22–54, 125–187, 286–330.
  2. Гусейнов А. Ш. Психология протестной активности личности / монография. Краснодар: КГУФКСТ, 2017.
  3. Ениколопов С. Н., Садовская А. В. Враждебность и проблема здоровья человека // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2000. — № 7. — С. 59–64.
  4. Ильин Е. П. Психология зависти, враждебности, тщеславия / Е. П. Ильин. — СПб: Питер. — 2014.
  5. Мясищев В. Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. — М.: МПСИ, МОДЭК. — 2011.
  6. Немов Р. С. Общая психология / Р. С. Немов. — Санкт-Петербург: Питер. — 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): враждебность, агрессия, отношение, готовность субъекта, некий мотивационный механизм, установка личности.


Похожие статьи

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Психология воздействия рекламной кампании на потребителя

В статье автор исследует психологию воздействия рекламной кампании на потребителя, выявляя важность учета психологических особенностей аудитории при разработке рекламных стратегий. Автор подчеркивает тесную связь между психологией и рекламой, посколь...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Использование брендинга в формировании корпоративного имиджа

Статья рассматривает роль брендинга в создании и поддержании корпоративного имиджа компании. Брендинг представляет собой совокупность мероприятий, направленных на установление узнаваемости и имиджа бренда. Он играет важную роль в позиционировании ком...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Похожие статьи

Связь агрессивности и конфликтности с социальным интеллектом у студентов

В статье рассмотрено определение социального интеллекта, приведены ключевые точки зрения на его понимание. Обсуждается влияние социального интеллекта на уровень агрессии и конфликтности и на межличностные отношения в целом. Представлены результаты из...

Психологические детерминанты супружеских конфликтов

Автор рассматривает семью как особый институт общения и взаимодействия между людьми. Анализируется ее уникальность и значимость для общества. В тексте отмечается, что в такой системе тесного взаимодействия неизбежно возникают споры, конфликты и кризи...

Психология воздействия рекламной кампании на потребителя

В статье автор исследует психологию воздействия рекламной кампании на потребителя, выявляя важность учета психологических особенностей аудитории при разработке рекламных стратегий. Автор подчеркивает тесную связь между психологией и рекламой, посколь...

Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте

Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...

Социально-психологические особенности рекламы

В статье автор исследует основные аспекты и направления рекламы, уделяя особое внимание социальной рекламе. Описываются ключевые задачи социальной рекламы, такие как борьба с социальными угрозами, продвижение общественных ценностей, мотивация к созид...

Отношение к семье и браку у современной молодежи

В данной статье теоретически раскрыто содержание такого понятия, как установка на брачно-семейные отношения. Так же в работе конкретизировано представление о ней, как о разновидности одной из социальных установок. Изучение отношения молодежи к законн...

Использование брендинга в формировании корпоративного имиджа

Статья рассматривает роль брендинга в создании и поддержании корпоративного имиджа компании. Брендинг представляет собой совокупность мероприятий, направленных на установление узнаваемости и имиджа бренда. Он играет важную роль в позиционировании ком...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Влияние толерантности на проявление агрессии старшеклассниками в межличностном общении

В статье рассмотрена толерантность-интолерантность личности как фактор проявления агрессии старшеклассниками в межличностном общении, показана взаимосвязь между данными понятиями. Описаны результаты организованного и проведённого исследования по изуч...

Изучение особенностей развития навыков конструктивного общения у подростков

В данной статье исследуются особенности развития навыков конструктивного общения у подростков, а в частности агрессивность и конфликтность, коммуникативные и организаторские умения. Было выявлено, что большинство подростков обладают пассивной и завис...

Задать вопрос