Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьями, определенные федеральной образовательной программой дошкольного образования, а также предлагает формы взаимодействия с семьями, помогают родителям получить необходимую информацию и чувствовать себя включенными в образовательный процесс своего ребенка.
Ключевые слова: Федеральная образовательная программа дошкольного образования, семья, взаимодействие, цели, задачи, формы взаимодействия.
Взаимодействие с семьями играет важную роль в дошкольном образовательном учреждении. Оно способствует эффективному и гармоничному развитию каждого ребенка, а также создает благоприятную атмосферу в коллективе.
Семья является первым и главным местом воспитания ребенка. Поэтому, для достижения наилучших результатов в его образовании, важно установить тесное взаимодействие с семьей. Каждая семья имеет свои уникальные особенности и ценности, которые необходимо учитывать.
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, взаимодействие педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений (ДОО) с семьями обучающихся дошкольного возраста направлено на достижение следующих целей.
Первая из них — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Непосредственное взаимодействие педагогического коллектива с семьей помогает родителям получить необходимую информацию и руководство по вопросам воспитания, развития и здоровья своих детей. Это может включать консультации, советы, индивидуальные встречи или совместные мероприятия, направленные на развитие компетентности родителей.
Вторая цель — обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи. Педагогический коллектив ДОО и семья должны иметь общую цель — развитие и воспитание ребенка. Взаимодействие позволяет создать единую методологию и подходы к воспитанию и обучению, которые будут применяться и в семье, и в ДОО. Это помогает детям чувствовать себя уверенно и комфортно, а также повышает качество образования и развития.
Сюда же следует отнести повышение воспитательного потенциала семьи. Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьей способствует развитию способностей родителей в воспитании и обучении детей. Педагоги могут предоставить информацию о методах и подходах к воспитанию, а также помочь с развитием навыков, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком.
Достижение целей федеральной образовательной программы важно для развития образования и обеспечения качественного образовательного пространства в Российской Федерации. Для достижения этих целей необходимо решение ряда основных задач.
Первая задача состоит в информировании родителей (законных представителей) и общественности о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства в стране. Также важно осведомить общественность о мерах господдержки семьям, у которых есть дети дошкольного возраста, а также о конкретной образовательной программе, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.
Вторая задача состоит в просвещении родителей (законных представителей) и повышении их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Родители должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях на этапе дошкольного образования, а также получить необходимую информацию о различных методах и подходах к воспитанию и обучению детей.
Третья задача заключается в способствовании развитию ответственного и осознанного родительства как основы благополучия семьи. Благополучие семьи и детей напрямую зависят от того, насколько ответственно и осознанно родители подходят к воспитанию своих детей. Поэтому важно развивать у родителей навыки и компетенции, необходимые для эффективного воспитания и образования детей.
Четвертая задача состоит в построении взаимодействия и установлении партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Взаимодействие и сотрудничество между образовательным учреждением и родителями позволяют эффективно решать образовательные задачи и удовлетворять потребности детей в развитии и образовании.
Пятая задача заключается в вовлечении родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Родители должны быть активно вовлечены в жизнь дошкольного учреждения, участвовать в образовательных мероприятиях, принимать участие в принятии решений, касающихся образования и развития детей.
Так, дошкольное образовательное учреждение должно создавать условия для регулярного общения семьи с педагогическим коллективом. Один из способов взаимодействия — родительские собрания и консультации. На таких встречах педагоги предоставляют информацию о программе, методиках обучения, особенностях работы с детьми. Семьи, в свою очередь, могут задать вопросы, узнать о достижениях и проблемах своего ребенка.
Еще одной формой взаимодействия являются индивидуальные беседы с родителями. Педагог может консультировать их по вопросам воспитания и обучения ребенка, обсудить его прогресс и успехи. Такие встречи помогают родителям чувствовать себя более уверенно и включенными в образовательный процесс своего ребенка.
Для обеспечения более тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения можно использовать электронные коммуникационные средства, такие как электронная почта или мессенджеры. Они позволяют родителям быть в курсе всех событий и изменений, касающихся их ребенка. Также они могут получать фотографии и видео, отражающие его успехи и достижения.
Организация совместных мероприятий и праздников также способствует взаимодействию семей и воспитателей. На таких мероприятиях семьи имеют возможность участвовать в жизни учреждения, познакомиться с другими семьями и укрепить связь с педагогами.
В целом, достижение целей федеральной образовательной программы требует участия и сотрудничества всех заинтересованных сторон, включая родителей, общество и образовательные учреждения. Основные задачи, такие как информирование, просвещение, развитие ответственного родительства, взаимодействие и вовлечение родителей в процесс образования, помогают создать благоприятную образовательную среду и обеспечить качественное образование для детей дошкольного возраста.
Литература:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 09.04.2024).
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 09.04.2024).