Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (514) апрель 2024 г.

Дата публикации: 12.04.2024

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Демченко, Е. Н. Взаимодействие с семьями воспитанников в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования / Е. Н. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 15 (514). — С. 244-245. — URL: https://moluch.ru/archive/514/112873/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья рассматривает важность взаимодействия семьи с дошкольным образовательным учреждением для эффективного и гармоничного развития каждого ребенка и создания благоприятной атмосферы в коллективе. Статья также описывает основные цели и задачи взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьями, определенные федеральной образовательной программой дошкольного образования, а также предлагает формы взаимодействия с семьями, помогают родителям получить необходимую информацию и чувствовать себя включенными в образовательный процесс своего ребенка.

Ключевые слова: Федеральная образовательная программа дошкольного образования, семья, взаимодействие, цели, задачи, формы взаимодействия.

Взаимодействие с семьями играет важную роль в дошкольном образовательном учреждении. Оно способствует эффективному и гармоничному развитию каждого ребенка, а также создает благоприятную атмосферу в коллективе.

Семья является первым и главным местом воспитания ребенка. Поэтому, для достижения наилучших результатов в его образовании, важно установить тесное взаимодействие с семьей. Каждая семья имеет свои уникальные особенности и ценности, которые необходимо учитывать.

Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования, взаимодействие педагогического коллектива дошкольных образовательных учреждений (ДОО) с семьями обучающихся дошкольного возраста направлено на достижение следующих целей.

Первая из них — обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов. Непосредственное взаимодействие педагогического коллектива с семьей помогает родителям получить необходимую информацию и руководство по вопросам воспитания, развития и здоровья своих детей. Это может включать консультации, советы, индивидуальные встречи или совместные мероприятия, направленные на развитие компетентности родителей.

Вторая цель — обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях дошкольных образовательных учреждений и семьи. Педагогический коллектив ДОО и семья должны иметь общую цель — развитие и воспитание ребенка. Взаимодействие позволяет создать единую методологию и подходы к воспитанию и обучению, которые будут применяться и в семье, и в ДОО. Это помогает детям чувствовать себя уверенно и комфортно, а также повышает качество образования и развития.

Сюда же следует отнести повышение воспитательного потенциала семьи. Взаимодействие педагогического коллектива ДОО с семьей способствует развитию способностей родителей в воспитании и обучении детей. Педагоги могут предоставить информацию о методах и подходах к воспитанию, а также помочь с развитием навыков, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком.

Достижение целей федеральной образовательной программы важно для развития образования и обеспечения качественного образовательного пространства в Российской Федерации. Для достижения этих целей необходимо решение ряда основных задач.

Первая задача состоит в информировании родителей (законных представителей) и общественности о целях дошкольного образования, которые являются общими для всего образовательного пространства в стране. Также важно осведомить общественность о мерах господдержки семьям, у которых есть дети дошкольного возраста, а также о конкретной образовательной программе, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении.

Вторая задача состоит в просвещении родителей (законных представителей) и повышении их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей. Родители должны быть осведомлены о своих правах и обязанностях на этапе дошкольного образования, а также получить необходимую информацию о различных методах и подходах к воспитанию и обучению детей.

Третья задача заключается в способствовании развитию ответственного и осознанного родительства как основы благополучия семьи. Благополучие семьи и детей напрямую зависят от того, насколько ответственно и осознанно родители подходят к воспитанию своих детей. Поэтому важно развивать у родителей навыки и компетенции, необходимые для эффективного воспитания и образования детей.

Четвертая задача состоит в построении взаимодействия и установлении партнерских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста. Взаимодействие и сотрудничество между образовательным учреждением и родителями позволяют эффективно решать образовательные задачи и удовлетворять потребности детей в развитии и образовании.

Пятая задача заключается в вовлечении родителей (законных представителей) в образовательный процесс. Родители должны быть активно вовлечены в жизнь дошкольного учреждения, участвовать в образовательных мероприятиях, принимать участие в принятии решений, касающихся образования и развития детей.

Так, дошкольное образовательное учреждение должно создавать условия для регулярного общения семьи с педагогическим коллективом. Один из способов взаимодействия — родительские собрания и консультации. На таких встречах педагоги предоставляют информацию о программе, методиках обучения, особенностях работы с детьми. Семьи, в свою очередь, могут задать вопросы, узнать о достижениях и проблемах своего ребенка.

Еще одной формой взаимодействия являются индивидуальные беседы с родителями. Педагог может консультировать их по вопросам воспитания и обучения ребенка, обсудить его прогресс и успехи. Такие встречи помогают родителям чувствовать себя более уверенно и включенными в образовательный процесс своего ребенка.

Для обеспечения более тесного взаимодействия семьи и дошкольного учреждения можно использовать электронные коммуникационные средства, такие как электронная почта или мессенджеры. Они позволяют родителям быть в курсе всех событий и изменений, касающихся их ребенка. Также они могут получать фотографии и видео, отражающие его успехи и достижения.

Организация совместных мероприятий и праздников также способствует взаимодействию семей и воспитателей. На таких мероприятиях семьи имеют возможность участвовать в жизни учреждения, познакомиться с другими семьями и укрепить связь с педагогами.

В целом, достижение целей федеральной образовательной программы требует участия и сотрудничества всех заинтересованных сторон, включая родителей, общество и образовательные учреждения. Основные задачи, такие как информирование, просвещение, развитие ответственного родительства, взаимодействие и вовлечение родителей в процесс образования, помогают создать благоприятную образовательную среду и обеспечить качественное образование для детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования // Судебные и нормативные акты РФ URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnaia-programma-doshkolnogo-obrazovaniia/ (дата обращения: 09.04.2024).
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // ФГОС URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/ (дата обращения: 09.04.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): педагогический коллектив, дошкольное образование, дошкольный возраст, ребенок, семья, федеральная образовательная программа, дошкольное образовательное учреждение, родитель, дошкольное учреждение, необходимая информация.


Похожие статьи

Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Похожие статьи

Программа развития как инструмент стратегического роста дошкольной образовательной организации

В обеспечении эффективного внедрения стратегических принципов национального значения в работу дошкольной образовательной организации значительную роль играет разработка программы развития ДОУ, которая позволяет оценить текущее состояние системы, а та...

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

Статья исследует эффективные подходы и рекомендации для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным городом, с фокусом на городе Чистополь. Авторы рассматривают практические аспекты интеграции родного горо...

Взаимодействие педагога с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с ОВЗ

В статье раскрывается опыт работы по взаимодействию педагогов, в частности, и образовательного учреждения, в целом, с родителями через социальные сети для развития эмоциональной сферы и социализации детей, в том числе детей с особыми возможностями зд...

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в освоении культуры безопасности дорожного движения

В статье рассматривается опыт организации работы по формированию у дошкольников основ культуры безопасности дорожного движения. Раскрыты актуальность вопроса, особенности взаимодействия детского сада и семьи, а также представлена структурная модель о...

Театрализованная деятельность в контексте реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Данная статья рассматривает роль театрализованной деятельности в детском саду и ее значимость для развития творческого потенциала и творческой направленности детей. Автор обсуждает важность учета требований Федеральной образовательной программы дошко...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Консультационный центр как одна из форм работы с родителями детей с ОВЗ, не посещающих дошкольные образовательные организации

В статье рассматривается актуальный вопрос включения субъектов образовательных отношений в единое пространство детского развития, где образовательные задачи решаются с помощью предоставления психолого-педагогической поддержки семьи с детьми с ОВЗ и п...

Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО

Статья посвящена обсуждению особенностей взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО. Обсуждаются некоторые проблемы взаимоотношений педагогов и родителей. А также в статье приводятся примеры использования инновац...

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

В статье будет подробно рассмотрена тема о том, как семья играет ключевую роль в воспитании детей дошкольного возраста. Как семья может активно влиять на формирование личности ребенка дошкольного возраста через передачу ценностей, развитие коммуникат...

Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи

Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...

Задать вопрос