В статье рассматривается роль профессиональной ориентации учащихся начальной школы в профессиональном самоопределении. Выделены и рассмотрены теоретический и практический аспекты профориентации.
Представлен вариант организации внеурочной деятельности в рамках игры в профессии «КидБург».
Ключевые слова: профессиональная ориентация, младшие школьники, теоретический и практический аспекты, КидБург.
Одним из важнейших этапов в жизни каждого учащегося выпускных классов является профессиональное самоопределение — выбор направления дальнейшей профессиональной деятельности. В современном мире выбор профессии становится все сложнее и многограннее, так как он в значительной степени определяет последующую учебную и трудовую деятельность, поэтому процессу осознанного выбора будущей профессии предшествует длительный период профориентации.
Профессиональная ориентация — сложная динамическая социально- и психолого-педагогическая система подготовки молодого поколения к самостоятельному выбору профессии, реализации признания и самореализации в профессиональной деятельности — такую характеристику определению дает в своей работе Беспаленко Е. М. Ее задачей автор видит формирование общественно значимых мотивов выбора профессии на основе склонностей, способностей и интересов личности учащихся [2, с. 5], которые развиваются уже в детском возрасте.
На учащихся младших классов ложится большая ответственность по определению своих индивидуальных способностей, а на учителя помощь в их выявлении, что на этапе выбора профессионально пути играет огромную роль. Ведь чем раньше ребенок начнет задумываться о своем будущем, тем успешнее он сможет принять обоснованные и взвешенные решения в области профессионально самоопределения.
Актуальность работы обусловлена неутешительными результатами исследований о количестве лиц, работающих по специальности. Так по результатам опроса проведенном РИА новости в 2022 году, в котором приняли участие 100 тыс. респондентов:
— 53 % опрошенных работают по специальности, полученной в вузе,
— 29 % работают в совершенно другой сфере,
— 18 % в сфере близкой к диплому.
По результатам исследования за 2023 год, представленного на портале Российская газета, опыт работы по специальности есть у 72 % выпускников вузов, однако:
— только 47 % работают или ищут новую работу по специальности,
— 19 % планируют устроиться не по профессии,
— 6 % работают в смежных областях,
— 11 % никогда не трудились по специальности, но хотели бы попробовать.
Такие результаты говорят о необходимости организации профориентационной работе в школе, причем начиная с младших классов. Проведение ряда мероприятий, направленных на знакомство с различными профессиями, их особенностями, перспективами трудовой деятельности, выявление и развитие собственных интересов и увлечений, и самое главное формирование осознанного самоопределения — все это часть профориентации. Важно, что дети должны те только познакомиться с «профессией», но узнать о своих сильных сторонах, представить себя в этой сфере, оценить преимущества и недостатки практической деятельности.
Основной целью профориентации является формирование у младших школьников понимания важности профессионального выбора, а также развитие для этого навыков самоанализа и планирования. Для достижения этой цели необходимо создать условия для разностороннего развития личности ребенка, и построить систему поддержки и консультирования, как учащихся, так и их родителей.
Профориентационная работа должна быть выстроена системно и комплексно (от детского сада до выпуска из школы) и включать различные методы и формы работы, такие как беседы, мастер-классы, экскурсии, игры и др., которые условно можно разделить на две группы. Совместное взаимодействие этих групп позволяет младшим школьникам более осознано выбирать свой профессиональный путь.
Два аспекта профессиональной ориентации выделил Шавир П. А.:
— теоретический аспект,
— практический аспект [3, с. 27].
Теоретическая часть включает в себя знакомство с различными профессиями и профессиональными требованиями. Для младших школьников можно представить широкий спектр профессий посредством презентаций, видеоматериалов, разговоров, интеллектуальных игр, встреч с представителями различных профессий. Теория профориентации — это совокупность базового информационного материала, преподносимого в форме идей и взглядов.
Практический аспект включает в себя непосредственное испытание различных видов деятельности — мастер-классы, практикумы, экскурсии на предприятия и профильные учреждения, где дети могут примерить на себя ту или иную профессию. Такой опыт позволяет лучше понять профессиональную составляющую деятельности и развить практические навыки.
Практическая часть профориентации подразумевает деятельность различных организаций, как государственных, так и частных.
Наиболее близкой к детям формой усвоения информации является игра (в данном случае учебная), посредством которой младшие школьники могут в доступном виде усваивать информацию, формировать и развивать навыки, приобретать опыт практической деятельности. Такой универсальной игрой является КидБург, посещение которого, в рамках внеурочной деятельности, даст учащимся не только незабываемые эмоции и впечатления, но и, возможно, приблизит к осознанному будущему профессиональному самоопределению.
КидБург — самая популярная в мире детская игра в профессии, где дети от 1 года до 14 лет через театрально-зрелищные мероприятия в понятной для них форме, получают информацию о специальности, формируют важные социальные и профессиональные навыки и применяют их на практике. В КидБурге можно освоить, в зависимости от филиала, от 40 до 50 профессий, такие как врач, художник, R&D инженер и даже пожарный. Реалистичные декорации и реквизит, сопровождающие мастера погружают детей в тонну эмоций и новых знаний и помогают обучаться необходимым навыкам для индивидуальных и групповых заданий. Такой принцип усвоения информации, совмещенного с досугом/развлечением, называется edutainment, что с англ. означает «обучение в игре». С октября 2018 года классический формат посещения изменился, и проект был трансформирован в «Город профессий будущего», получив помимо новых игротек и специальностей, которые будут актуальны в ближайшем будущем, онлайн надстройку в виде мобильного приложения.
Основной целью проекта «КудБург» является формирование у детей навыков, необходимых для комфортного существования в любых условиях. Применяя концепцию «6С» и взяв за основу 6 ключевых навыков и сопутствующих компетенций, таких как: сотрудничество, общение, усвоение информации, критическое мышление, творчество, уверенность, игра позволяет максимально развивать их, используя для этого отлично зарекомендовавший себя формат. С помощью мобильного приложения офлайн игра дополняется необходимыми для обучения и фиксации результатов сервисами, интерактивными миссиями и заданиями.
КудБург — это пример прекрасного сочетания теории и практики, получения информации и применения ее в работе. Осуществление совместной деятельности образовательных учреждений с подобными организациями позволяет создать условия для развития детского творчества, сформировать представление о труде людей различных профессий и подвести к пониманию этих профессий [1, с. 1–2].
Таким образом, профориентация младших школьников играет ключевую роль в становлении профессионального самоопределения учащихся. Правильно организованная работа на этом этапе обучения поможет детям осознать свои способности, интересы и предпочтения, что в дальнейшем сделает процесс выбора профессии более осознанным и успешным.
Литература:
- Баранова А. П., Сапрыкина Н. Ю. Проектная деятельность по формированию предпосылок ранней профессиональной ориентации «Кидбург-город профессий будущего» [Электронный ресурс] / Баранова А. П., Сапрыкина Н. Ю. // Электронная газета ГБУ ИМЦ, выпуск 94 от декабря 2023 г. — URL: https://drive.google.com/file/d/1l_bd1b2ztJSVzxY-UxHZBpUT_35fKCfI/view (дата обращения 04.04.2024)
- Беспаленко, Е. М. Психолого-педагогические условия развития профессиональной ориентации учащейся молодежи в преемственной связи школа-вуз: диссертация кандидата педагогических наук: — Воронеж, 2001. — 232 с.
- Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в юности. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.