Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алексеева, Л. Ю. Система работы по профориентации в начальной школе как залог правильного выбора учащимися успешной профессиональной деятельности / Л. Ю. Алексеева, С. О. Гармарян, Т. В. Махонина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 28 (527). — С. 225-226. — URL: https://moluch.ru/archive/527/115988/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья транслирует опыт организации профориентации в начальной школе как начало правильного выбора успешной профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профориентация, профессиональная деятельность, начальная школа

Профориентация в школе является необходимым компонентом наряду с основным обучением, а благодаря постоянной работе над построением целостной системы, учитывая индивидуальные и возрастные особенности обучающиеся, дети получают возможность самостоятельно определиться с профессией, заниматься исследовательскими проектами в целях развития и более глубокого знакомства с профессиями с помощью педагогов и родителей [1].

Цель работы с учителями по профориентации заключается в том, чтобы обеспечить педагогический коллектив необходимыми знаниями, навыками и инструментами для эффективного проведения профориентационной работы с обучающимися. Этот процесс включает в себя обучение учителей методикам выявления профессиональных интересов и способностей обучающихся, а также ознакомление с различными профессиями и рынком труда. Главная цель — помочь учителям стать компетентными наставниками и руководителями в процессе профориентационной работы, способствуя более осознанному выбору будущей профессии обучающимися [2].

Уже в начальной школе важно не упустить момент и вовремя заинтересовать ребят предстоящим выбором профессии. Большим подспорьем будет большое количество кружков, дополнительных занятий по интересам. Для учащихся с 3 класса можно постепенно вводить психологические игры и занятия.

Для максимальной эффективности система работы по профориентации в начальной школе должна быть систематической и непрерывной. Методическое объединение учителей начальной школы определило шаги по реализации непрерывного процесса профориентации. Они включают в себя:

  1. Организация заседаний методического объединения учителей начальной школы для обсуждения важности профориентации обучающихся в младших классах.

Это отражено в протоколах заседаний методического объединения, по результатам заседаний создан план работы по профориентации, включающий различные мероприятия и проекты, и предложено учителям выбрать конкретные задачи, в которых они могут принять участие.

  1. Подготовка информационного материала о том, как проектная деятельность может помочь в профориентации обучающихся.

В работе использована презентация «Развитие профессиональной самоориентации учащихся через проектную деятельность: методы, эффективность, результаты».

  1. Провести семинар с использование онлайн ресурсов.

На сайте образовательного портала «Инфоурок» представлены программы и модули курсов повышения квалификации «Профориентация школьников: психология и выбор профессии», «Организация профориентационной работы в школе», «Актуальные вопросы в профориентационной деятельности педагога», а также онлайн семинар по данной теме, который был использован в ходе работы. Кроме этого отдельным вопросом выделяем тему работы с детьми с ОВЗ: изучаем документы и два учителя проходят обучение на курсе «Профориентационная деятельность для лиц с интеллектуальными нарушениями и выпускников коррекционных школ».

  1. Организация обсуждения возможных форм работы по профориентации и предложение учителям принять участие в их реализации.

Результатом данной работы стала разработка игры по станциям «Введение в мир профессий» и рабочего листа «Фестиваль профессий», при изучении курса «Кубановедение» по теме «Полезные ископаемые», создан рабочий лист «Гончарная мастерская». После посещения внеклассного мероприятия «Завтрак с учителем» посещены мастер — классы в кафе «Лечо» по приготовлению десертов и создан рабочий лист «В кондитерской». При выполнении домашнего задания по окружающему миру «Профессии твоей семьи» создан рабочий лист «Новый дом» и для учеников 2–4 классов проведены экскурсии в банк «Кубань — кредит».

  1. Организовать регулярные встречи или обучающие семинары для обмена опытом и поддержки учителей в работе по профориентации.

Данный этап работы находится в стадии реализации, планируем концу учебного года подвести итоги создать банк методических рекомендаций и разработок.

Таким образом, были реализованы задачи профориентационного направления работы в начальной школе:

— обучить учителей современным методикам выявления профессиональных интересов и способностей учащихся, в том числе с использованием информационных технологий и различных платформ;

— ознакомить учителей с различными профессиями и актуальными данными о рынке труда, с учетом прогнозов его развития на основе задач, поставленных Президентом Российской Федерации;

— оказать методическую помощь учителям стать компетентными наставниками в процессе профориентационной работы, способствуя более осознанному выбору будущей профессии обучающимися.

Обучающиеся в начальной школе еще не готовы выбирать будущую профессию, но иногда мечтают о том, кем станет, когда вырастут. Задача учителя — поддержать их интерес, познакомить с разными занятиями и дать возможность освоить навыки на практике.

Литература:

  1. Профориентационные игры: практикум по профориентационной работе. Составители: З. В. Горбачева, О. Н. Кащеева, Т. Н. Кузьмина, М. Н. Хахунова /Под ред. И. В. Кузнецовой, канд. псих. наук. Ярославль: Центр «Ресурс», 2004. 120 с.
  2. Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. — Москва: Просвещение, 2007. — 95 с.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная школа, профориентационная работа, будущая профессия, рабочий лист, учитель, методическое объединение учителей, обучающийся, осознанный выбор, проектная деятельность, рынок труда.


Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в общеобразовательной организации, основные направления профориентационной деятельности школы; определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности об...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Система профориентации в школе

История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии

Рассматривается опыт Монголии по организации профориентационной работы учащихся в средней школе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в школе с учетом особенностей обучения школьников.

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Похожие статьи

Система стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации как средство управления

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме системы стимулирования и мотивации деятельности работников общеобразовательной организации. Рассматриваются мотивы профессиональной деятельности педагогов, условия, необходимые для стимулирован...

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

В статье рассматриваются основные цели и задачи профориентационной работы в общеобразовательной организации, основные направления профориентационной деятельности школы; определены условия, способствующие оптимизации профориентационной деятельности об...

Особенности профессиональной ориентации на уроках технологии в общеобразовательной школе

Автором дается методологическое обоснование системы профессиональной ориентации и особенностей ее проведения на уроках технологии. Описаны компоненты профессиональной ориентации. Анализируется комплекс проведенных диагностик, обоснованы проблемы, пре...

Роль методической службы дошкольного образовательного учреждения в повышении профессиональной компетентности педагогов

В статье рассматривается деятельность методической службы дошкольного образовательного учреждения и ее роль в профессиональном развитии педагога. Анализируются формы работы методической службы, предлагаются наиболее эффективные решения для ее продукт...

Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении

В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...

Ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников через реализацию метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются ключевые возможности реализации метода проектной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации, целью которого является ранняя профессиональная ориентация старших дошкольников.

Ранняя профессиональная ориентация дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации

Статья посвящена обоснованию проведения ранней профессиональной ориентации в детском саду. Рассмотрены различные подходы к проблеме. Обоснована и практически доказана необходимость образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении. О...

Система профориентации в школе

История профориентационной работы учащихся в общеобразовательной средней школе Монголии

Рассматривается опыт Монголии по организации профориентационной работы учащихся в средней школе. Сформулированы рекомендации по совершенствованию профориентационной работы в школе с учетом особенностей обучения школьников.

Самообразование как фактор формирования профессиональной компетентности учащихся педагогического колледжа по специальности «Начальное образование»

В статье автор определил условия и виды деятельности субъектов образовательного процесса колледжа для формирования профессиональной компетентности посредством самообразования учащихся.

Задать вопрос