В статье автором рассмотрены особенности правового регулирования внесения дополнительных изменений в государственный (муниципальный) контракт; раскрыты различные основания внесения изменений; описаны причины, по которым производится расторжение контракта.
Ключевые слова: контракт, государственный (муниципальный) контракт, изменения контракта, дополнительное соглашение, расторжение правовое регулирование.
In the article, the author examines the peculiarities of legal regulation of making additional changes to a state (municipal) contract; reveals various grounds for making changes; describes the reasons for which the contract is terminated.
Keywords: contract, state (municipal) contract, contract amendments, supplementary agreement, termination of legal regulation.
Государственный (муниципальный) контракт — это юридически обязательный договор, заключаемый между государственным органом или муниципальным образованием и исполнителем (поставщиком, подрядчиком) с целью выполнения определенной государственной или муниципальной функции. Такие контракты обычно заключаются для выполнения подрядных работ, оказания услуг или поставки товаров в рамках конкретных проектов или задач, связанных с обеспечением государственных или муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты регулируются специальным законодательством и требуют соблюдения определенных правил и процедур.
Один из основных законов, регулирующих проведение закупок и исполнение контрактов для государственных (муниципальных) организаций и учреждений это Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон устанавливает общие принципы и основы контрактной системы, регулирует проведение государственных и муниципальных закупок, определяет правила конкуренции, условия заключения контрактов и контроль за их исполнением.
Контракты являются важным инструментом для обеспечения государственных (муниципальных) нужд и реализации проектов в публичной сфере. Однако в процессе их исполнения могут возникать изменения обстоятельств, требующие корректировки условий контракта, а также возникать ситуации, при которых есть необходимость в расторжении контракта. В данной научной статье мы проанализируем особенности правового регулирования изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта в контексте современной российской юрисдикции.
Согласно ст. 95 44-ФЗ какие- либо изменения существенных условий в контракте недопустимы за исключением изменений, закреплённых соглашением сторон. В случае, если обе стороны согласны на изменения условий контракта, они могут заключить дополнительное соглашение, которое вносит изменения в исходный контракт. Это может происходить в следующих случаях:
— при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объёма работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта [1];
— по предложению заказчика увеличивается или уменьшается количество поставляемого товара, оказываемой услуги, проводимой работы не более чем на 10 %, при этом цена контракта также пропорционально изменяется не более чем на 10 %
— изменения в части сроков исполнения отдельного этапа, при условии, что сроки исполнения самого контракта останутся прежними
Изменения в контракт могут вноситься также на основании решений органов власти:
— По решению Правительства Российской Федерации для федеральных нужд, если срок контракта составляет не менее трёх лет, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно;
— По решению высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации для нужд субъекта, если срок контракта не менее трёх лет, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно;
— По решению местной администрации для муниципальных нужд, если срок исполнению контракта составляет не менее одного года, а его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения условий невозможно.
На основании пункта 5 части 1 статьи 95 № 44-ФЗ между заказчиком и исполнителем заключается дополнительное соглашение на изменение регулируемых государством цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Такой регулировке цен как правило подвергаются лекарственные препараты, энергетические ресурсы, реализуемые управляющими компаниями, жилищными организациями и ТСЖ, социальные услуги, а также перевозки пассажиров на общественном транспорте
Соглашение о внесении изменений заключается в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. [2, ст. 95]
Стоит отметить, что особые условия внесения изменений предусмотрены для контрактов, связанных со строительством, капитальным ремонтом, а также поставкой лекарств и медицинских изделий.
Расторжение контракта согласно законодательству может проводиться по следующим основанием
— соглашение сторон;
Расторжение контракта по соглашению сторон. Контрактная система никак не ограничивает право заказчика и исполнителя расторгнуть контракт, заключенный между ними, по взаимному соглашению. Причины заключения такого соглашения могут быть совершенно различные: у заказчика может отпасть необходимость в товаре, работе, услуге, заказчик не доволен качеством исполнения контракта (а для одностороннего отказа от исполнения контракта отсутствуют основания или имеются иные неформальные причины, почему заказчик не хочет прибегать к данной мере) и пр. [3]
Применяется, если возможность расторжения в одностороннем порядке не закреплена в контракте и если возможность расторжения есть, но одна из сторон не согласна с причинами.
— по инициативе заказчика;
Часть 9 ст. 95 Закона о контрактной системе предоставляет заказчику право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. [4]
Применяется если расторжение в одностороннем порядке предусмотрено контрактом и у заказчика имеются подтверждённые основания неисполнения поставщиком обязательств.
Для одностороннего расторжению заказчик формирует и размещает в Единой системе исполнения контрактов решение об одностороннем расторжении контракта. Далее у поставщика есть 10 дней на отработку замечаний, и если он их устраняет, то заказчик отменяет решение.
— по инициативе исполнителя.
Как и заказчик исполнитель имеет право направить решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, если заказчик устраняет нарушения за 10 дней, то решение отменяется.
В заключение, рассмотрение особенностей правового регулирования изменения и расторжения государственного (муниципального) контракта позволяет выделить важные аспекты этого процесса. Изменения и расторжение контракта являются важными элементами государственно-правовых отношений, и их правильное регулирование играет ключевую роль в обеспечении законности и устойчивости государственной и муниципальной деятельности.
Литература:
- Пахомова Л. М. Управление государственными (муниципальными) закупками: правовой аспект и механизмы реализации [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Пахомова; Пермский государственный национальный исследовательский университет — Электронные данные — Пермь, 2022–204 с.
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 14.02.2024) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.03.2024) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 01.04.2024 г.)
- Кнутов, А. В. Управление государственными и муниципальными закупками и контрактами: учебник и практикум для вузов / А. В. Кнутов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 316 с.
- Мамедова, Н. А. Управление государственными и муниципальными закупками: учебник и практикум для вузов / Н. А. Мамедова, А. Н. Байкова, О. Н. Морозова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 291 с.