Ежегодно из мест лишения свободы освобождается большое количество осужденных, которые были приговорены к отбыванию наказания за различные преступления различной тяжести. Многие из освобожденных лиц в силу определенных жизненных обстоятельств или личностных особенностей способны на повторное совершение преступления.
Согласно статистике Судебного департамента о характеристике преступления, его рецидива и повторности по числу осужденных за 2022 год за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса РФ было осуждено 578 751 лиц, из них 222 974 имели неснятые и непогашенные судимости на момент судебного разбирательства, при этом 85 636 были признаны совершившими преступления при рецидиве, 12 738 при особо опасном рецидиве, 5 017 при особо опасном рецидиве. Исходя из данного примера, стоит отметить то, что административный надзор преследует цель предотвращения повторного совершения преступлений лицами уже имеющими судимость. [1]
Административный надзор — наблюдение со стороны органов внутренних дел за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом ограничений, обязанностей. В настоящее время порядок осуществления административного надзора регламентируется Федеральным законом от 6.04.2011 № 64 — ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее — ФЗ № 64). Для реализации положений обозначенного закона впоследствии был издан приказ МВД России от 8 июля 2011 г. № 818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регламентирующий формы и методы осуществления органами внутренних дел наблюдения за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, за выполнением ими обязанностей, предусмотренных федеральным законом, а также полномочия сотрудников подразделений и служб данных органов, порядок их участия в осуществлении административного надзора.
К числу задач административного надзора относят: обеспечение безопасности граждан, общества, профилактика рецидивной преступности; создание условий эффективности деятельности органов внутренних дел и иных правоохранительных органов; сокращение преступности, снижение экономических затрат на борьбу с преступностью; выработка новых методов борьбы с преступностью, претерпевшей за последнее время качественное изменение, в том числе в связи с появлением новых видов преступлений, ростом организованной преступности, профессиональной рецидивной преступности. [2]
Приведенные статистические данные Судебного департамента позволяют сказать о том, что система профилактики рецидивной преступности несовершенна так же, как и неэффективны меры, направленные на исправление осужденных. Исходя из этого, следует отметить проблематику данного института.
Первой проблемой является то, что административный надзор устанавливается за совершеннолетними лицами, совершившими преступления и имеющими непогашенную или неснятую судимость. [3]
Во-первых, криминологи отмечают, что преступления, совершаемые несовершеннолетними лицами, имеют особую жестокость и, как правило, многие осужденные, освободившись из воспитательных колоний, оказавшись на свободе, продолжают преступную деятельность. Во-вторых, считаем необходимым устанавливать административный надзор за всеми лицами, освободившимися из мест лишения свободы вне зависимости от тяжести преступления, положительной характеристики из учреждения и длительности срока отбывания наказания, исключением может стать лишь преступления, совершенные по неосторожности. То есть не в полной мере учитывают статус освобождаемого из мест лишения свободы. Этот аргумент находит свое отражение в том, что поведение осужденного учитывается только в том случае, если осужденный признавался злостным нарушителем порядка отбывания наказания, однако если осужденный имеет отрицательную характеристику, но при этом не подпадает под формальные основания установления надзора.
Следующей проблемой является недостаточное урегулирование ограничений при административном надзоре, то есть все правоограничения и установление обязанностей четко установлены законом и не носят индивидуальный характер, что снижает эффективность профилактики рецидивной преступности.
Углубляясь в теорию, стоит отметить, что органы внутренних дел играют роль субъекта постпенитенциарной ресоциализации, которые должны найти особенный подход к поднадзорному и проводить правовую, воспитательную, социальную работы. Тут же стоит отметить, что разумнее было бы, если бы данную работу осуществляли уголовно-исполнительные инспекции по аналогии с ограничением свободы, ведь именно с этим видом наказания схож административный надзор. Также в рамках одного ведомства могут быть переданы все документы и данные об отбывании наказания, а также сведения о проводимых в местах лишения свободы профилактических работах, что позволит разработать индивидуальный план по воздействию на поднадзорное лицо. Решением проблемы может стать индивидуальный подход к каждому осужденному, следует учитывать характер и степень общественной опасности, совершенного преступления, форму вины, статью особенной части УК РФ, по которой привлекалось к уголовной ответственности поднадзорное лицо, характеристика из мест лишения свободы. На основе полученной информации следует разработать индивидуальный план работы с поднадзорным. [4]
Считаем недоработкой и следующий аспект — исключительные личные обстоятельства позволяющие поднадзорному лицу выезд в краткосрочный отпуск за пределы, установленные судом. Законодатель четко установил обстоятельства, предоставляющие такое право: смерть или угрожающая жизни тяжелая болезнь близкого родственника; необходимость получения поднадзорным лицом медицинской помощи, а также прохождения лечения в учреждениях органов здравоохранения, если эти помощь и лечение не могут быть получены по месту жительства или пребывания поднадзорного лица либо в установленных судом пределах территории; невозможность дальнейшего проживания поднадзорного лица по месту жительства, пребывания или фактического нахождения в связи со стихийным бедствием или иными чрезвычайными обстоятельствами; прохождение поднадзорным лицом обучения за установленными судом пределами территории; необходимость прохождения вступительных испытаний при приеме в образовательную организацию; необходимость решения вопросов при трудоустройстве. [5] Анализ перечня исключительных обстоятельств, свидетельствует о том, что выезд по основаниям, предусмотренным ФЗ № 64 может осуществляться в пределах от нескольких часов до нескольких месяцев. В результате этого поднадзорное лицо оказывается вне контроля, так как отсутствуют новые ограничения, установленные по новому месту пребывания поднадзорного, а установление новых правоограничений, возможно лишь принятием нового судебного решения по данному вопросу, но законодательством это не предусмотрено. Здесь же стоит отметить и то, что многие обстоятельства не являются исключительными, а проверка наличия таковых представляется сложной, например, при отсутствии подтверждающих документов. Для решения данной проблемы необходимо упростить систему назначения, продления, прекращения административного надзора, а в случае, если поднадзорный находится вне места, на которое распространялись ограничения более 10 дней, соответствующие документы необходимо передавать в ОВД по месту фактического нахождения, с целью продолжения наблюдения за поведением лица. Также стоит внести дополнение, обязывающее поднадзорное лицо по возвращении к месту постоянного проживания предоставить документы, подтверждающие исключительные обстоятельства, дающие ему право на краткосрочный выезд.
Следующей проблемой является розыск лиц, в отношении которых установлен административный надзор. [6] Вопросов с доставлением поднадзорного в районный отдел органов внутренних дел в городе не возникает, однако возникает вопрос о розыске и транспортировке найденного поднадзорного, в случае его территориального удаления от города. В этом случае функции по надзору могли бы осуществлять органы местного самоуправления. Соответственно, для этого необходимо наладить связь между органами внутренних дел и администрации населенного пункта. Говоря о взаимодействии органов внутренних дел и местного самоуправления, стоит также отметить возможность их сотрудничества в сфере трудоустройства всех лиц, находящихся под надзором, поскольку это увеличит воздействие воспитательных мер.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что, несмотря на важность института административного надзора, в нем присутствует ряд недоработок, которые необходимо переработать, ведь система исправления осужденных — механизм, где все элементы взаимосвязаны вне зависимости от того, на каком этапе отбывания наказания находится осужденный. Административный надзор также служит своеобразным средством исправления, но на постпенитенциарном этапе, но именно здесь будет сделан вывод о возможности повторного совершения лицом тех или иных преступлений.
Литература:
- Отчет о характеристике преступления, его рецидива и повторности по числу осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации за 12 месяцев 2022 г. — данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном суде РФ.
- Шиян В. И. Основные вопросы осуществления административного надзора // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. — 2016. - № 5 (1). — С. 123–128.
- Корохова И. С. Проблемы правоприменения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Актуальная проблема. — 2020. — № 1. — С. 7–12.
- Карягина А. В. Проблемы и пути совершенствования административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2020. — № 1. — С. 87–91.
- Балмочных С. Ю., Можаев С. А. Проблемы и пути совершенствования административного надзора за поднадзорными лицами при осуществлении ими краткосрочных выездов за установленные судом пределы территории в связи с исключительными личными обстоятельствами // Вестник Воронежского института МВД России. — 2022. — № 2. — С. 183–189.
- Горовой В. В., Степанова Т. В. Проблемы осуществления административного надзора // Право и государство: теория и практика. — 2022. — № 2 (206). — С. 226–228.