В статье рассматриваются правовые основы осуществления административного надзора за лицами, освобожденные из мест лишения свободы сотрудниками полиции, описываются основания для установления ограничений. На основании проведенного анализа нормативно-правового регулирования определяются проблемы и предлагаются пути повышения качества работы участковых с лицами, освобожденных из мест лишения свободы.
Ключевые слова: административно-предупредительные меры, федеральный закон «О полиции», административный надзор, участковый.
The article discusses the legal basis for administrative supervision of persons released from prison by police officers, describes the grounds for establishing restrictions. Based on the analysis of legal regulation, problems are identified and ways to improve the quality of work of precinct officers with persons released from prison are proposed.
Key words: administrative and preventive measures, the Federal law «On police», the administrative supervision by, the district.
Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предусмотрено введение административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы [3]. Такое наблюдение состоит из проведения контрольно-проверочных мероприятий [5]. Ее осуществляют участковые сотрудники полиции по месту жительства поднадзорного в пределах территориальной участка, где работа входит в их компетенцию.
Полномочия полицейского возникают только после вступления в силу судебного решения, устанавливающего надзор.
В зависимости от личности бывшего заключенного, характера и степени совершенных им преступлений с учетом его поведения после освобождения суд может установить следующие ограничения [4]:
− запрет пребывания в определенных местах (кафе, рестораны);
− запрет посещать места массовых мероприятий (митинги, концерты и т. д.);
− запрет покидать место жительства в определенное время (обычно это ночное время, при этом должен быть указан конкретный промежуток — к примеру, с 22 часов до 6 утра);
− запрет выезда за пределы муниципального образования.
Из видов ограничений, перечисленных в административном надзоре, может быть установлено как одно, так и несколько ограничений одновременно.
Порядок осуществления контроля закреплен приказом МВД России от 07.08.2011 № 818.
Если анализировать статистические данные по преступлениям любой направленности: экономического, имущественного, насильственного характера, то явно прослеживается тенденция к росту количества преступлений, которые совершаются повторно. Мнения довольно многих криминалистов сводится к тому, что действующая законодательная система Российской Федерации не совершенна, и сотрудники правоохранительных органов не справляются с одной из самых важных направлений своей деятельности — предупреждение преступлений. Они никак не могут повлиять на преступников, перевоспитать их.
Анализ совершенных преступлений лицами, освобожденный из мест лишения свободы, свидетельствует о повторности совершения преступлений:
− в первый год после освобождения процент повторения составляет 50 %;
− во второй год после освобождения процент повторяемости составляет около 30 %;
− в третий год после освобождения процент повторяемости составляет 15 %.
Если не применять меры по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы, то они совершают преступления повторно, что приводит к росту совершенных преступлений.
Основания установления административного надзора уполномоченными сотрудниками полиции в действующем законодательстве очень размыто, нет возможности точного и правильного толкования применения основных норм закона [5]. Очень часто сотрудники полиции не могут установить правильные основания для постановки лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на мероприятия контрольно-надзорного и индивидуального-профилактического характера. В результате этих неточностей профилактическая работа с поднадзорными не представляется возможной, часто возникают повторные преступления.
По нашему мнению, рост преступлений, совершенных повторно, случается также из-за предоставление трехдневного срока, в течение которого поднадзорный обязан встать на учет по месту пребывания в органы внутренних дел. Ранее этот срок составлял в день прибытия по месту пребывания. Исходя из этого, считаем, что данную норму законодательства необходимо проработать, чтобы можно было осуществлять контроль непосредственно сразу после того, как лицо освободилось из мест лишения свободы. Это позволит сократить повторяемость совершения преступлений. Однако при этом данное положение абсолютно не распространяется на лиц, формально подпадающих под институт административного надзора, что способствует их бесконтрольному перемещению по территории России и совершению ими преступлений после освобождения из мест лишения свободы.
Для повышения качества работы сотрудников правоохранительных органов в области административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, необходимо:
− разработать мероприятия по повышению качества обмена информации между всеми органами внутренних дел о лицах, освобожденных из мест лишения свободы, за которыми установлен административный надзор. Сделать быстрый и своевременный обмен этой информацией для предотвращения повторных преступлений;
− усовершенствовать механизм своевременного преставления документов в суд с целью установления административного надзора, согласно положениям Федерального закона № 64-ФЗ;
− оптимизировать взаимосвязанную работу участковых полиции с сотрудниками уголовного розыска с целью пресечения повторяемости совершения преступлений и установление административного надзора над лицами, освобожденные из мест лишения свободы;
− предложить схемы взаимодействия по совместной работе полиции и органами социальной защиты населения с целью донесения информации их о лицах, которые находятся под административным надзором для составления социально-психологического портрета поднадзорного и о ходе его социализации в обществе.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020 № 34-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). ст. 1; 2016. № 28. ст. 4558
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 06.02.2020 № 12-ФЗ) // СЗ РФ. 2011. № 7. ст. 900; 2016. № 27 (часть II). ст. 4238
- Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» // СЗ РФ, 2011, № 15, ст. 2037;... 2013, № 52 (часть I), ст. 6997.
- Катаева О. В., Шапошников В. Л. Деятельность территориальных органов МВД России по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: современные проблемы // ППД. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-territorialnyh-organov-mvd-rossii-po-osuschestvleniyu-administrativnogo-nadzora-za-litsami-osvobozhdennymi-iz-mest (дата обращения: 02.11.2020).
- Курбатова О. В., Крахин Р. В. Организационно-правовые основы осуществления участковыми уполномоченными полиции административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Вестник экономической безопасности. 2016. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-osnovy-osuschestvleniya-uchastkovymi-upolnomochennymi-politsii-administrativnogo-nadzora-za-litsami (дата обращения: 02.11.2020).