В статье рассматривается период исторического развития и становления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, ограниченный советским периодом. Анализу подвергаются теоретические и нормативные аспекты развития и становления института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в советский период. В ходе исследования выделены основные проблемы, возникающие при рассмотрении вопроса о деятельности данного института прав.
Ключевые слова: административный надзор, лица освободившиеся, места лишения свободы, полиция, правоохранительная деятельность.
Понимание процессов формирования правовой системы и устройства государство очень важно для успешного развития нашего общества.
Специалисты отмечают, что между социальным развитием общества и правовой системой государства существует определенная связь. Данная связь отображена в законодательной системе нашей страны.
Наша правовая система формировалась на протяжении долгих лет, поэтому она имеет большой исторический опыт. Поэтому при развитии разнообразных правовых институтов учитывается имеющийся опыт и использовать всю необходимую информацию в этом направлении. Институт административного надзора, а также существующая нормативно-правовая база также формировались с учетом накопленного исторического опыта.
Таким образом, специалистами было отмечено, что указанный институт существовал на всех исторических этапах развития нашего государства. В 1917 году были внесены существенные изменения в институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Суть данных изменений заключается, в полном отрицании накопленного исторического опыта Российской империи и непосредственном становлении советского права. Именно поэтому в данной статье будет рассматриваться в качестве объекта указанный институт.
Так после произошедших изменений полиция была упразднена, исторический опыт и информация, касательно поднадзорных лиц не стали больше учитываться.
Стоит отметить, что специалистами был отмечен период, когда не устанавливался персонифицированный административный надзор за лицами, которые были освобождены из мест лишения свободы. Данный период определен следующими временными рамками: с 1917 по 1966 год. Существует ряд причин, по которым данный институт в тот период не был установлен, а именно:
- Процесс формирования и перестройки милиции осуществлялся очень долго;
- Все силы милиции в период войны были брошены на борьбу с бандитизмом, немецкими диверсионными отрядами.
В этот весьма непростой осуществлялся поиск более эффективных профилактических мер по борьбе с преступностью, милиции они были очень необходимы для того, чтобы в значительной степени снизить уровень преступности. Однако это оказалась не так просто, так как возникала много вопросов касательно того, какие именно подразделения должны этим заниматься и какие формы профилактики преступлений будут являться самыми эффективным. Поэтому МВД СССР испытывало определённые трудности при осуществлении работы в этом направлении [4, c. 116].
Летом 1996 года было утверждено Положение об административном надзоре органов милиции за лицами, которые были освобождены из мест лишения свободы. Данное положение было издано по Указу Президиума Верховного Совета СССР [1].
Указанное положение было издано с целью непосредственного создания эффективной системы контроля и ограничения лиц, которые когда-то отбывали срок в местах лишения. Надзор за данными лицами очень необходим, поскольку такие люди способны через какой-либо промежуток времени снова совершить преступление.
Данные ограничения помогут снизить уровень преступности и погружения лиц в криминальные традиции и группировки. Для того, чтобы снизить уровень преступности органы внутренних дел должны активно работать в направлении по формированию правильного мировоззрения у общества. В противном случае уровень преступности будет только расти. Поэтому очень важно снизить асоциальные контакты лиц, которые отбывали срок в местах лишения свободы.
В соответствии с этим, в 1969 году органами МВД СССР была разработана соответствующая Инструкция, которая содержит принципы организации и тактики предотвращения преступлений соответствующими органами. Также стали активно разрабатываться новые методы профилактики, при этом особое внимание уделялось административному надзору за лицами, которые привлекались к уголовной ответственности за совершение преступлений не однократно. Органами МВД СССР активно велась работа по выявлению причин совершения лицами преступлений повторно, также данные органы проводили с такими лицами соответствующую воспитательную работу.
В 90-е годы институт административного надзора прекратил свое существование. Это произошло в результате разнообразных демократических преобразований. Так лица, которые ранее отбывали наказание в местах лишения свободы, остались без надзора, это могло привести к необратимым последствиям, а именно к вседозволенности в обществе, что способствовало бы значительному увеличению уровня преступности. Однако в 2011 году был снова введен институт административного надзора [3, c. 11].
Исходя из всего вышесказанного, можно отметить, что практически ничего нового в 2011 году не было введено, но полномочия данного института были немного расширены. Теперь институт административного надзора, осуществлял не только контроль за лицами, ранее отбывавшими срок в местах лишения свободы, но и занимался выявлением факторов, влияющих на повторное совершение преступлений данной категорией лиц.
В настоящее время отношение сотрудников ОВД и исследователей к рассматриваемому институту хотя и остается неоднозначным, но всеми признается тот факт, что правовой вакуум и отсутствие специального федерального закона, регламентирующего надзор за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, сыграло ключевую роль в росте рецидивной преступности в период становления постсоветской России.
Сегодня, исходя из статистики, более 50 % повторных преступлений совершаются в первый год после освобождения, 30 % — во второй и 15 % — в третий. Отсутствие комплексной профилактической работы в Российской Федерации с субъектами, освобожденными из мест лишения свободы, превращает уголовно-исполнительную систему в автономную структуру, обеспечивающую временную изоляцию от общества [2, c. 221].
Тем не менее, сложившийся в период первых двух десятилетий провал в государственной политике по предупреждению рецидивной преступности был преодолен, и 2011 г. стартовал новый период в становлении института административного надзора.
Литература:
- Указ Президиума ВС СССР от 26.07.1966 № 5364-VI «Об административном надзоре органов внутренних дел за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» // Свод законов СССР, т. 10, с. 273. Документ признан недействующим на территории Российской Федерации с 1 января 2010 года Федеральным законом от 27.12.2009 № 377-ФЗ.
- Антонян Е. А. Личность рецидивиста: криминологическое и уголовно-исполнительное исследование: дис...д-ра юрид. наук: 12.00.08. М., 2014. 396 с.
- Виссаров А. В., Епанечникова Н. А. Сравнительный анализ исторического развития института административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Марийский юридический вестник. 2019. № 4 (31). С. 184–188.
- Позднякова Е. А. История становления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы // Современные тенденции развития науки и технологий. 2017. № 3–7. С. 115–119.