Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (511) март 2024 г.

Дата публикации: 20.03.2024

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Шустова, Д. О. Формирование этнокультурных представлений у старших дошкольников в процессе ознакомления с родным краем / Д. О. Шустова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 12 (511). — С. 191-193. — URL: https://moluch.ru/archive/511/112137/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Ключевые слова: этнокультура, культура, народ, русский народ, татарский народ, праздники, развлечения, воспитание, дошкольники, возраст, старшая группа.

В. А. Сухомлинский писал: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина»

Что же такое этнокультурное воспитание в дошкольном учреждение и какую роль играет знание об этнокультуре своего народа. Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Именно воспитание в дошкольном возрасте основ и ценностей культуры своего народа, позволяет будущему поколению помнить о истоках своего народа.

Мною была разработана организационная работа с дошкольниками на протяжении учебного года, с сентября — апрель. На протяжении сентября подобрала методический материал, методическую литературу по этнокультурному воспитанию детей в Республики Татарстан, подобрано оборудование и материал для этнокультурного уголка в группе и для проведения образовательных занятий, создала предметно-развивающую среду, обеспечила содействие родителей в участие этнокультурного образование детей, так же подобрала материал по ознакомлению праздников и развлечений татарского, русского, кряшенского, чувашского, мордовского и башкирского народа проживающие на территории Республики Татарстан.

Октябрь состоял на проведение практической деятельности с детьми. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению татарского быта, традиций, труда; изучены татарские национальные праздники и развлечения, такие как, «Боз озату», «Уныш Байрам», «Жиен», «Сабантуй», «Навруз», «Каз омэсе», «Чэчэк бэйрэме», «Ураза»; ознакомились с национальными татарскими блюдами, такие как, «Губадия», «Кыстыбый», «Элеш», и «Чак-чак». Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку», так же читалась художественная и народная литература татарского народа: А.Алиша «Оч кыз», «Сер тотмас урдэк», «Бик батыр белэн бик куркак»; М,Джалиля «Камыр Батыр хэм Аждаха»; Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Кэжэ белэн сарык». На музыкальных занятиях дети знакомились с народной татарской музыкой, слушали татарские национальные инструменты, познакомились с инструментом «Курай» и даже попробовали каждый на нем поиграть. Во время музыкальных занятий дети познакомились с хороводными играми татаров: «Чума урдэк-чума каз», «Тубэтэй».

Ноябрь был изучением русского народа. На протяжении дня проводились познавательные беседы. Такие как, «Народные приметы», «Быт и традиции русского народа», изучение русских народных праздников: «Рождественские потехи», «Новый год встречаем», «Веснянка», «Калядки», «Пасха», «Христово». Изучение русских национальных блюд, такие как, «Щи», «Блины», «Ботвинья», «Солянка», «Борщ». Так же проводились с детьми дидактические и подвижные игры во время утренних, дневных и вечерних прогулок и в период занятий. «Одень куклу», «Половинки», «Собери узор», «Магазин игрушек», «Хитрая лиса», «Масленица», «Аленушка и Иванушка», «Волк во рву». В утренний и вечерний круг, а так же перед дневным сном читалась художественная и народная литература русского народа: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василиса — Прекрасная», «Морозко», «Медведь и мужик», «Снегурочка»; «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкин и др. Во время музыкальных занятий дети изучали русские народные песни и танцы. Изучили русский национальный инструмент «Баян». Выучили потешки и частушки русского народа. С помощью музыкальных инструментов «Металлофон», «Баян», «Ложки», исполнили лёгкие мелодии.

Декабрь был месяцем изучения кряшенского народа. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению кряшенского быта, традиций, труда; были изучены национальные блюда кряшен «Гобэдия», «Чэк-чэк», «Бавырсак», «Бэлеш», «Пэрэмэч», «Боккэн», «Табикмэк»; народные праздники, такие как, «Нардуган», «Олы кон», «Качману», «Семик «Раштуа» и др. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку».

В январе была изучена этнокультура чувашского народа. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Луна и солнце», «Журавушка», «Лошадки», «Слепой баран», «Тили — рам», «По следам чувашской народной сказки Лиса -плясунья», «Сложи чувашский узор», «Найди значение узора», «Найди старинные предметы быта», так же читалась художественная и народная литература чувашского народа: «Лиса — плясунья», «Мост Азамата», «Девушка на луне», «Земля Улыпа, «Песня», «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Как я чулок вязала», «Лгун», «Лентяй, да меру знай», «Соня — сонуля, «На воре шапка горит» И. Я. Яковлева. Познакомить и обсудить с детьми названия головных уборов: «масмак», «тухъя», «сурпан», «хушпу». Познакомить и обсудить с детьми поясные украшения «сар», «яркч».

В февраль была изучена этнокультура мордовского народа. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чей дом?», «Сказка-загадка», «Угадай и расскажи», «Укрась панар»; мордовская национальная игра «В ключи», «Раю-раю», «Мячень кунсема», «В ворону», так же читалась художественная и народная литература мордовского народа: народные сказки: «Дочка с веретёнце», «Чучело в перьях», «Мышь и сорока» и др. На музыкальных занятиях дети познакомились с мордовскими народными песнями: «Пандо прясо», «Вай верьге, верьге»; разучивали движений мордовского народного танца; заучивали прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка»; «В солнечной Мордовии»; и познакомились с национальным мордовским музыкальным инструментом — торама.

В марте дети познакомились с этнокультурой башкирского народа. Познакомились с национальными башкирскими блюдами: «айран», «буза», «казы», «катлама», «кумыс», «манты», «уря, умас-ашы». Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Юрта», «Ак тирак», «Стрелок», «Липкие пеньки»; «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?», «Составь узор на башкирской обуви — ситек, «Составь башкирское нагрудное украшение», «Найди и назови женский и мужской головной убор», так же читалась художественная и народная литература мордовского народа: народные сказки: «Алдар и шайтан: «Рассказы для детей», «Башкирские народные загадки» и др. На музыкальных занятиях дети познакомились с башкирским музыкальным инструментом — курай, думбыра.

В апреле был проведен заключительный этап проекта. С помощью анализа данных полученных в ходе изучения праздников и развлечений народа детьми старшего дошкольного возраста. С помощью полученных результатов, можно сделать вывод, что дети повысили качество знаний о народе проживающие на территории Республики Татарстан.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, русский народ, время прогулок, народная литература, мордовский народ, Татарстан, башкирский народ, изучение русских, татарский народ, этнокультурное воспитание.


Похожие статьи

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Похожие статьи

Значимость патриотического воспитания в дошкольном возрасте

В данной статье обоснована значимость патриотического воспитания дошкольников в наши дни. Введение в план занятий с дошкольниками изучения понятий о Родине, патриотизме, любви к природе и уважения к труду соотечественников под названием «Россия — Род...

Малая родина в патриотическом воспитании дошкольников

В статье проводится анализ отечественных исследований в области патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрываются особенности воспитания у дошкольников чувства патриотизма на материале народной национальной культуры. Выявляется духо...

Задачи, содержание, технология работы по ознакомлению детей с родным краем

Cтатья посвящена проблеме социокультурного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. В жизни ребёнка дошкольный возраст ...

Район, в котором мы живем!

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек. Знакомясь с родным город...

Роль памятников истории и культуры в воспитании современной молодежи России

Нельзя пренебрегать влиянием культурно-исторических памятников на воспитание подрастающего поколения, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства патриотизма. В настоящее время, когда происходит переписывание истории целых эп...

Воспитание маленьких патриотов на основе ознакомления с военной историей города

В статье рассматривается актуальность темы нравственного и патриотического воспитания старших дошкольников — одной из важнейших задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и ро...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Горница»

В статье автор затрагивает тему приобщения подрастающего поколения к русской культуре, к историческому опыту поколений, быту, традициям, ведущим к истокам зарождения нашего отечества.

Воспитание любви к родному городу у старших дошкольников в образовательной деятельности

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — это система мероприятий, направленных на формирование у воспитанников чувства долга по отношению к родному городу, стране, национального самосознания, готовность защищать свою Родину. Воспитанники ...

Познавательно-исследовательская деятельность в подготовительной к школе группе по патриотическому воспитанию «Мой город — я здесь живу»

Одна из главных задач педагогов и родителей — научить ребенка чувствовать красоту родной земли, уважать и гордиться людьми, живущими на этой земле, воспитывать любовь к родным местам. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, ...

Особенности формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с произведениями художественной литературы

В данном исследовании рассматривается вопрос формирования духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с произведениями художественной литературы. Акцент делается на значимость использования литературных произве...

Задать вопрос