Актуальность исследования на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы проживаем. Поэтому, необходимо вести работу по формированию у ребенка чувства любви к Родине, воспитания у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живет; развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни; желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Ключевые слова: этнокультура, культура, народ, русский народ, татарский народ, праздники, развлечения, воспитание, дошкольники, возраст, старшая группа.
В. А. Сухомлинский писал: «Пусть ребёнок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и памяти навсегда сохраняются образы, в которых воплощается Родина»
Что же такое этнокультурное воспитание в дошкольном учреждение и какую роль играет знание об этнокультуре своего народа. Этнокультурное воспитание — это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности, как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Именно воспитание в дошкольном возрасте основ и ценностей культуры своего народа, позволяет будущему поколению помнить о истоках своего народа.
Мною была разработана организационная работа с дошкольниками на протяжении учебного года, с сентября — апрель. На протяжении сентября подобрала методический материал, методическую литературу по этнокультурному воспитанию детей в Республики Татарстан, подобрано оборудование и материал для этнокультурного уголка в группе и для проведения образовательных занятий, создала предметно-развивающую среду, обеспечила содействие родителей в участие этнокультурного образование детей, так же подобрала материал по ознакомлению праздников и развлечений татарского, русского, кряшенского, чувашского, мордовского и башкирского народа проживающие на территории Республики Татарстан.
Октябрь состоял на проведение практической деятельности с детьми. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению татарского быта, традиций, труда; изучены татарские национальные праздники и развлечения, такие как, «Боз озату», «Уныш Байрам», «Жиен», «Сабантуй», «Навруз», «Каз омэсе», «Чэчэк бэйрэме», «Ураза»; ознакомились с национальными татарскими блюдами, такие как, «Губадия», «Кыстыбый», «Элеш», и «Чак-чак». Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку», так же читалась художественная и народная литература татарского народа: А.Алиша «Оч кыз», «Сер тотмас урдэк», «Бик батыр белэн бик куркак»; М,Джалиля «Камыр Батыр хэм Аждаха»; Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Кэжэ белэн сарык». На музыкальных занятиях дети знакомились с народной татарской музыкой, слушали татарские национальные инструменты, познакомились с инструментом «Курай» и даже попробовали каждый на нем поиграть. Во время музыкальных занятий дети познакомились с хороводными играми татаров: «Чума урдэк-чума каз», «Тубэтэй».
Ноябрь был изучением русского народа. На протяжении дня проводились познавательные беседы. Такие как, «Народные приметы», «Быт и традиции русского народа», изучение русских народных праздников: «Рождественские потехи», «Новый год встречаем», «Веснянка», «Калядки», «Пасха», «Христово». Изучение русских национальных блюд, такие как, «Щи», «Блины», «Ботвинья», «Солянка», «Борщ». Так же проводились с детьми дидактические и подвижные игры во время утренних, дневных и вечерних прогулок и в период занятий. «Одень куклу», «Половинки», «Собери узор», «Магазин игрушек», «Хитрая лиса», «Масленица», «Аленушка и Иванушка», «Волк во рву». В утренний и вечерний круг, а так же перед дневным сном читалась художественная и народная литература русского народа: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василиса — Прекрасная», «Морозко», «Медведь и мужик», «Снегурочка»; «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкин и др. Во время музыкальных занятий дети изучали русские народные песни и танцы. Изучили русский национальный инструмент «Баян». Выучили потешки и частушки русского народа. С помощью музыкальных инструментов «Металлофон», «Баян», «Ложки», исполнили лёгкие мелодии.
Декабрь был месяцем изучения кряшенского народа. С детьми проведены беседы по изучению и ознакомлению кряшенского быта, традиций, труда; были изучены национальные блюда кряшен «Гобэдия», «Чэк-чэк», «Бавырсак», «Бэлеш», «Пэрэмэч», «Боккэн», «Табикмэк»; народные праздники, такие как, «Нардуган», «Олы кон», «Качману», «Семик «Раштуа» и др. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чулмэк сату уены», «Тимербай», «Тюбетейка», «Кузбайлау уены», «Найди пару», «Составь узор», «Укрась тюбетейку».
В январе была изучена этнокультура чувашского народа. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Луна и солнце», «Журавушка», «Лошадки», «Слепой баран», «Тили — рам», «По следам чувашской народной сказки Лиса -плясунья», «Сложи чувашский узор», «Найди значение узора», «Найди старинные предметы быта», так же читалась художественная и народная литература чувашского народа: «Лиса — плясунья», «Мост Азамата», «Девушка на луне», «Земля Улыпа, «Песня», «Почему ель и сосна вечно зеленые», «Как я чулок вязала», «Лгун», «Лентяй, да меру знай», «Соня — сонуля, «На воре шапка горит» И. Я. Яковлева. Познакомить и обсудить с детьми названия головных уборов: «масмак», «тухъя», «сурпан», «хушпу». Познакомить и обсудить с детьми поясные украшения «сар», «яркч».
В февраль была изучена этнокультура мордовского народа. Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Чей дом?», «Сказка-загадка», «Угадай и расскажи», «Укрась панар»; мордовская национальная игра «В ключи», «Раю-раю», «Мячень кунсема», «В ворону», так же читалась художественная и народная литература мордовского народа: народные сказки: «Дочка с веретёнце», «Чучело в перьях», «Мышь и сорока» и др. На музыкальных занятиях дети познакомились с мордовскими народными песнями: «Пандо прясо», «Вай верьге, верьге»; разучивали движений мордовского народного танца; заучивали прибаутки «Ах ты, кошка, кошечка»; «В солнечной Мордовии»; и познакомились с национальным мордовским музыкальным инструментом — торама.
В марте дети познакомились с этнокультурой башкирского народа. Познакомились с национальными башкирскими блюдами: «айран», «буза», «казы», «катлама», «кумыс», «манты», «уря, умас-ашы». Во время прогулок проводились подвижные и дидактические игры «Юрта», «Ак тирак», «Стрелок», «Липкие пеньки»; «Кто больше найдет и назовет башкирской посуды?», «Составь узор на башкирской обуви — ситек, «Составь башкирское нагрудное украшение», «Найди и назови женский и мужской головной убор», так же читалась художественная и народная литература мордовского народа: народные сказки: «Алдар и шайтан: «Рассказы для детей», «Башкирские народные загадки» и др. На музыкальных занятиях дети познакомились с башкирским музыкальным инструментом — курай, думбыра.
В апреле был проведен заключительный этап проекта. С помощью анализа данных полученных в ходе изучения праздников и развлечений народа детьми старшего дошкольного возраста. С помощью полученных результатов, можно сделать вывод, что дети повысили качество знаний о народе проживающие на территории Республики Татарстан.