Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (509) март 2024 г.

Дата публикации: 11.03.2024

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Е. А. Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе / Е. А. Воронцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 10 (509). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/509/111845/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.

Ключевые слова: дорога, концепт, языковая картина мира, путь, фольклор, традиции.

Одним из значимых концептов в русской культуре является дорога. Она представляет собой древний образ-символ, именно поэтому его можно встретить как в фольклоре, так и в творчестве многих русских классиков.

Фольклор отражает традиции народа; неслучайно образ дороги занимает здесь особое место. Он встречается в таких жанрах, как песни, сказки, былины, пословицы, обереги и др. Каждый из них вносит свои смыслы в формирование концепта «дорога». Это связано с антропоцентрической сущностью концепта.

Проблема концепта и его отражения в фольклорных текстах рассматривалась в разных работах. Т. Б. Щепанская пишет: «Фольклорный текст отражает (формирует) мировоззренческую систему («модель мира»), выступая вместилищем и одновременно источником знания, которое может быть востребовано, принято к сведению и, в конечном итоге, влияет на поведение в реальных жизненных ситуациях» [1] .

Иными словами, фольклор отражает жизнь народа. Вместе с этим передаются и представления человека на то или иное явление, ассоциации, с ним связанные.

Для человека дорога может быть связана с удачами. Дорога — это и некий поворотный момент, не случайно для нас странствие, путешествие, отъезд куда-либо связан с внутренним взрослением. В дороге происходят встречи с другими людьми. Это значительные события, они осознаются нами как события значимые, положительные. В нашем сознании такие события «наполняются» положительными смыслами. Однако на дороге, в дороге возможны и другие события, порождающие отрицательные смыслы. В дороге происходит встреча со злыми духами. Человек сталкивается с препятствиями, часто оказывается перед роковым стечением обстоятельств. Не всегда человеку удается преодолеть выпадающие на его долю трудности. Движение вниз осознается как обрыв или дно.

Дорога — своего рода граница между «чужим» и «своим» пространством. В народной культуре путь — это движение в новый, неизвестный, «иной мир». Чужому противопоставляется свое — дом.

В концепте дорога отражаются разные пространственные метафоры: по горизонтали — начало и конец дороги (путь, который укладывается в эти границы, — это опыт, преодоление и т. п.); по вертикали отражается другая оппозиция — земное и небесное. «Охват» пространства передается следующими синтаксемами: над дорогой, под дорогой, по дороге, за дорогой и другие. Это и пространство самой дороги, и пространство за её пределами.

Фольклор дороги отражает множество разных мотивов. Один из мотивов — отправление в совершенно новый мир, который предстоит познать людям. Новое связано с определенными страхами. Образ дороги может дополняться символическим значением. Так, например, в традициях народа: «на обочинах дорог, особенно на перекрестках было принято хоронить самоубийц». Так, в образ дороги входит отрицательный смысл — здесь как-то проявляет себя нечистая сила.

Дорога — это перепутье, перекресток — место, где человек должен сделать свой выбор. Мотив выбора — значимый для фольклора мотив.

С одной стороны, выбор для человека не всегда влечет за собой отрицательное. Возможно и благоприятное разрешение обстоятельств. Человек, однако, делая свой выбор, не может руководствоваться логикой. В выборе есть определенный мистический смысл, и правильность выбора не всегда зависит от человека. Дорога — это выбор между хорошим и плохим.

Перекресток, перепутье может представляться как двери, ворота в другой мир, именно поэтому на пересечении дорог ставили какой-нибудь примечательный указатель, что часто встречается в былинах. Об этом мы будем говорить ниже.

В художественной литературе мы встречаем разные трансформации мотива дороги, и, не зная фольклорных традиций, нам не всегда удается постичь смысл текста. Например, в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» мы можем заметить, что после дуэли с Онегиным Ленский был похоронен за оградой, около дороги, то есть не на кладбище, как хоронят усопших людей. Можно ли сказать, что его похоронили как самоубийцу?

В повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» в развязке сюжета мы видим, что героиню похоронили следующим образом: «Её погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на её могиле…» Исходя из сюжета произведения, мы знаем, что Лиза покончила собой, бросившись в воду из-за неразделенной любви Эраста. А значит, является самоубийцей, которую похоронили должным образом. В таких описаниях каким-то образом встречается и дорога.

С дорогой связаны и приметы. Например: «Если у вышедшего на дорогу сначала увязнет правая нога — к добру, левая — жди беды; если крот роет яму на дороге, то по ней скоро повезут покойника; если большие заносы — будет хороший урожай». Данные приметы сложились в прошлом. Но и по сей день в деревнях, сёлах в этих примерах видят особый смысл и учитывают его в повседневной жизни.

Некоторые образы, связанные с приметами, меняются, но смысл остается тот же, например, раньше была примета: «Если заяц перебежит дорогу — быть беде » . Сейчас в данной примете фигурирует образ кошки, перебегающей дорогу. Это, согласно примете, к беде.

Трансформацию данной приметы видим в поэме Н. А. Некрасова «Мороз Красный Нос». В данной поэме образ дороги проходит через все произведение. Сначала мы наблюдаем похоронный обряд — смерть мужа главной героини. Заканчивается поэма смертью самой героини. Смерть героини предвещает примета. Героиня говорит: «Заинька, стой! Не посмей перебежать мне дорогу». Но заяц перебегает дорогу героине, и это предвещает еще одну беду — она замерзает в лесу.

В приметах с дорогой ассоциируются положительные и отрицательные смыслы. В то время, когда человек находится на дороге, с ним и вокруг него могут происходить разные события.

Образ дороги фигурирует и в оберегах. Существовали различные обереги, в том числе: «запрет строить дом на том месте, где была дорога, так как это сулит неспокойную жизнь». Во-первых, дом — это нечто священное в жизни каждого человека, то место, где тебя ждут и рады тебя принять. У дома всегда свои обычаи и порядки. Наоборот, дорога — это нечто непостоянное, временное, то, что человек стремится преодолеть, то, что должно закончиться. На дороге могут встретиться разные люди, здесь что-то происходит, не всегда благоприятное. Дорога, в отличие от дома, — место непостоянного пребывания. Дорога — сумбурное движение людей, наверное, поэтому дом, стоящий у дороги, «пропитывается» беспокойством, отсюда и примета о том, что дом у дороги — символизирует беспокойную жизнь.

Концепт дорога вбирает в себя определенные смыслы и органично входит в пословицы, отражая народную мудрость. В них собран богатый пласт значений, обогащающих концепт «дорога». Смыслы эти разные: прямые и переносные, положительные и отрицательные, абстрактные или предметные, пространственные и временные.

В русском языке достаточно много поговорок, связанных с образом дороги. Обратимся к некоторым из них: «Труд и старание — дорога к успеху». В данной пословице дорога у потреблена в переносном значении. Это жизненные ориентиры, которые ведут к успеху при соблюдении определенных правил. Дорога имеет абстрактное значение. Это поиск жизненного пути. Чаще в понятие такого пути вложен положительный смысл.

«Беглому одна дорога, а погонщику сто». Здесь отражаются разные жизненные цели, возможность большого выбора обогащает человека.

«Люди дорогой, а волк стороной». Дорога здесь то, что связано с жизненной правдой, поэтому волк — олицетворение злой силы, вне правды.

«Дорогу осилит идущий» поговорки отсылают к антропоцентрической сущности «дороги». Пословица говорит о трудности дороги. Дорога у каждого своя, идти по дороге — осуществлять свою судьбу, жить по правде.

«В дороге сумка с хлебом тяжелой не бывает». Данная поговорка содержит временную синтаксему «в дороге», потому как речь идет о том, что первая необходимость в дороге — это еда. Дорога, путь трудны для человека, и еда — необходимая вещь, поддерживающая силы, помогающая преодолеть путь.

В ряде поговорок реализуется абстрактное значение существительного. «От сердца к сердцу есть дорога». В данном случае речь идет о дороге, которой соединены любящие друг друга люди, то есть жизненный путь двух людей — обстоятельства, чувства и т. п. Или «Дома рука и нога спит, а в дороге и голова не дремлет», где речь идет о том, что дома намного спокойнее, чем в дороге. Потому что дом представляет собой место, где человек обретает гармонию, может обрести спокойствие и гармонию. А дорога же, наоборот, требует от человека напряжения, в дороге человека могут подстерегать опасности.

Пословица «Дорогой ищешь, и то споткнешься» часто звучит в адрес неуклюжих людей. И означает она то, что дорога не обязательно может быть плохой для человека, важны те качества, которые заложены в человеке. Когда говорим о трудностях дороги, говорим о человеке и о тех качествах, которые от него требуются: твердость, сила, правильный настрой, движение вперед.

Анализируя поговорки, можно сделать вывод, находясь в разной позиции, синтаксемы, связанные с существительным «дорога», вбирает в себя разные смыслы (отрицательные или положительные). Безусловно, положительных смыслов больше: преодолевая трудности дороги, человек закаляет характер, достигает цели, понимает что-то очень важное для себя.

Так, в начале предложения речь идет в основном про дорогу, которая дальше будет описываться с точки зрения наблюдателя. Или же речь пойдет о событиях, которые произойдут на дороге.

Дорога встречается и в другом жанре фольклора — в русских народных сказках. Дорога органично включается в сюжет сказки: перепутье, по дороге перед героем вырастает избушка на курьих ножках, герой может заблудиться, героиня ищет своего героя и отправляется в далекую дорогу и т. п.

Например, в русской народной сказке «Чудо чудное, диво дивное» в основе сюжета образ дороги, на которой дед встречается с лисой: «Лежит на дороге лиса — притворилась мертвой; увидел ее дед, смекнул — сгодится на воротник: «Вот будет подарок жене!» Взял лису, положил на воз, а она улучила время и ну бросать из воза рыбу — рыбку за рыбкой. Повыбросила всю и сама ушла…».

Мы видим, что в сказке употреблена синтаксема на дороге, которая имеет пространственно-событийное значение: дорога — полоса, по которой едет главный герой на санях, и все то, что случилось — встреча с лисой и потеря улова. Герой хотел приобрести что-то, не вкладывая сил, и жизнь его за это наказала — лиса отобрала то, что принадлежало мужику. Мораль такова: ценно только заработанное, то, во что сложен труд.

Значимость образа дороги отметим и в сказке «Колобок». Здесь же формируются и ряд значимых культурных смыслов, которые мы можем извлечь из концепта «дорога». Например: «Скучно стало колобку на окне лежать, он взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на травку, с травки на дорожку…». Весь свой путь персонаж проделывает по дороге. На ней же он встречает разных героев, кроме того, его ждет роковая встреча с лисой, которая тоже встретилась ему на дороге. Из этого следует вывод, что дорога вызывает представление о встречах, о переломе в жизни героя, о том, что приведет к концу колобка. Дорога для колобка — это не только победы, но и «головокружение от успехов»: будешь гордиться, хвалиться — потеряешь последнее.

Образ дороги встречается и в таком жанре фольклора, как былина. Мы вспоминаем могучих героев, богатырей, которые проделывают свой путь.

Во-первых, образ дороги — это сама дорога, по которой идут богатыри. На ней чудным образом есть перекресток, в центре которого камень-путеводитель.

Во-вторых, сюжет былин формирует и другой смысл образа — жизненный путь, определенный ориентир, выбор пути. Дорога — это выбор, и герой выбирает трудности, он не хочет легких путей.

Вспомним былину «Три поездки Ильи Муромца». В ней дорога ассоциируется с выбором дальнейшего жизненного пути былинного героя: «Поеду-ка я по той дорожке , где убитому быть. Умру в чистом поле, как славный богатырь!» Богатырь избирает свою дорогу, называя её ласково «дорожка», чтобы ввести определенный экспрессивный оттенок «дорога смерти».

Иногда «дорогу смерти» выбирает сам герой, чтобы совершить какой-либо подвиг. А иногда от такой дороги уйти невозможно.

Тема подвига значима и для литературы, здесь тоже формируется своя фразеология. Это «дорога смерти». Тема обреченности у В. Т. Шаламова, В. С. Гроссмана и др., поэтому часто встречается и сочетание дорога смерти . Наоборот, дорога жизни — это сильное, мощное сопротивление смерти. Дорогой жизни называли жители блокадного Ленинграда дорогу по льду Ладожского озера, дарящую надежду на жизнь.

Из всего вышесказанного следует вывод, что образ дороги и его культурно значимые смыслы формируют русский характер, мироощущение русского человека. Многие смыслы концепта «дорога» формируются еще в фольклоре, далее закрепляется в литературе и через литературу и язык формируют языковое сознание современного человека.

И в настоящее время дорога является важным образом-символом, с которым связана повседневная жизнь человека. С развитием промышленности концепт расширяется, дополняясь новыми смыслами. В нашу жизнь вошли «асфальтированная дорога», «шоссейная дорога», «автомобильная дорога» и др. Современный человек живет в относительных условиях комфорта. Дорога связана и с такими смыслами, как скорость, расширение границ мира для каждого человека, и это связано с разными способами и средствами.

Литература:

  1. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX — XX вв. / Т. Б. Щепанская. — М.: «Индрик», 2003. — 528 с.
  2. Степанов Ю. С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации / Ю. С. Степанов. — М.: Языки славянских культур. 2007. — 248 с.
  3. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции. — СПб., 1999. — С. 29–34.
  4. Артеменко, Е. Б. Фольклорное текстообразование и этнический менталитет / Е. Б. Артеменко // Традиционная культура. — 2001. — № 2. — С. 11–17.
  5. Национальный корпус русского языка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): дорога, образ дороги, смысл, выбор, дом, жизненный путь, концепт, примета, путь, трудность дороги.


Похожие статьи

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

В статье рассматривается концепт «чай» как составная часть русской и китайской картин мира. Основное внимание уделяется процессам исторического становления концепта и его закреплению в культурах России и Китая.

Из истории развития концепта «обладание» в русской лингвокультуре

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Похожие статьи

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Репрезентация концепта «мир» в песенных произведениях

Статья посвящена особенностям репрезентации концепта в песенном дискурсе. В качестве центрального объекта исследования используется концепт МИР, обладающий особой значимостью для русской лингвокультурологии. Песенный дискурс рассматривается в статье ...

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

«Маленький человек» в русской и немецкой литературе

В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.

Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы

В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.

Концепт «чай» в русской и китайской картинах мира

В статье рассматривается концепт «чай» как составная часть русской и китайской картин мира. Основное внимание уделяется процессам исторического становления концепта и его закреплению в культурах России и Китая.

Из истории развития концепта «обладание» в русской лингвокультуре

Эволюционный характер красоты в русской литературе

В статье рассматривается эволюция форм художественного воплощения идеи красоты в произведениях русской классической литературы.

Жанровое своеобразие «Книг джунглей»

В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...

Архетипическая основа сюжетной модели «Леди Макбет»

В статье рассматривается сюжетная модель «Леди Макбет» как архетипическая. Анализируется глубинная логика архетипической модели, её обрядовая основа. Сопоставляются различные сюжетные мотивы в мифологии разных народов с рассматриваемой моделью.

Задать вопрос