Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №16 (120) август-2 2016 г.

Дата публикации: 11.08.2016

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Орлова, В. П. Образные коннотации концепта «дорога» в пространственной организации поэтических текстов Ю. И. Визбора / В. П. Орлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 16 (120). — С. 508-511. — URL: https://moluch.ru/archive/120/33218/ (дата обращения: 30.10.2024).



Тема странничества всегда была актуальна и жизненна для русского народа. Поэтическое творчество автора многочисленных туристских песен, Ю. И. Визбора, темой которых часто становилась дорога, отражает дух путешественника, большую часть своей жизни находившегося в пути.

Концепт «дорога» можно представить себе как некую концентрацию знаний, представлений, ассоциаций, сложившихся в результате истории или жизненного опыта и закрепившихся за лексемами дорога и путь, отражающими это сложное многомерное явление языка.

Ядро рассматриваемого концепта раскрывается в значении данных лексем, часто встречаемых в туристских песнях. Оттенки словоупотребления двух лексем в рамках одного концепта позволят их разграничить и обрисовать особенности каждого в отдельности. По данным лексикографических источников русского языка, собранных О. Е. Беспаловой, слова путь и дорога совпадают почти во всех значениях, только дорога имеет конкретное (предметное) значение, а путь — более общий и отвлечённый характер [1, с. 30].

Синонимичные лексемы — дорога и путь в сознании современного человека близки в своих значениях. Но как замечает О. А. Черепанова, исторически сложилось, что «в славянской культурной традиции символика пути связана с христианско-религиозным взглядом на мир, символика дороги — с языческим мировоззрением и мироощущением» [6, с. 31].

Много примет, обрядов и суеверий наши предки связывали с дорогой — пространством между «своим» и «чужим». Люди всегда трепетно относились к предстоящему пути. Словарь «Славянских древностей» приоткрывает нам мир, мифологический уклад жизни древних славян. Дорога соотносится не только с жизненным путём человека, но и дорогой души в загробный мир. Поэтому многие ритуальные обряды совершались на дороге, часто около перекрестков, на развилках. Она играла важную, даже судьбоносную роль в жизни человека, была тем местом, где проявлялась удача, решалась судьба, настигала участь и доля [5, с. 142].

Субъектом песен Ю. И. Визбора часто выступает прохожий — случайный, незнакомый человек, путник — идущий куда-то пешком, романтик. В каждом стихотворении о пути, дороге, горах, автор будто вскликивает: «Я тоже путник твой!» В его стихотворениях преобладают местоимения первого лица («Я солнце собираю на дорогах»), что подчёркивает личную причастность действиями и мыслями к происходящему.

Концепт — явление глубокое и многоплановое, включающее в свой состав оппозиции противоположных значений. О. А. Черепанова выделяет в концепте «путь» оппозиции жизнь — смерть, «освоенный мир, ойкумена» — «неосвоенный мир, хаос» («дом» — «вне дома», «свой» — «чужой») [6, с. 32].

Символично представлены опасные горные тропы, на которых человека может настигнуть беда, неожиданный конец — «подорваны тропы погибших ребят». Глагол «оборвалась» подчеркивает непредвиденность и стремительность происшедшего. Рвется веревка, нить, но не тропы. Дорога по этой тропе не кончилась, не привела к тупику или развилке, она продолжается, но кто-то по ней уже не пройдет. Горная тропа, которая оборвалась, рассказывает о несчастных случаях, заключая в себе оппозицию жизнь–смерть.

В поэзии Ю. И. Визбора часто путь по дороге можно разделить на несколько этапов. У него есть начало и конец. Часто дорога начинается из дома. Символично то, когда человек встает на порог, он принимает решение сменить привычный образ жизни на новый, берет рюкзак и отправляется в путь.

Метафорически представлена жизнь в виде бегущей вдаль дороги, берущей начало из дома. В загадках дорога часто как скатерть, полотенце, полотно — что-то длинное, покрывающее землю, или как дерево, имеющее целую сеть дорог, каждая из которых начинается от своего порога [5, с. 149]. Но у дороги в поэзии Визбора есть и край, он как обрыв, ведёт в никуда («Стою у края дороги»).

Жанр песни туристической оставляет свой след и на образных сравнениях лексемы дорога, которая в песне звенит струной, и словом путь, который приставлен к виску героя. О трудности выбранного пути написано Ю. И. Визбором не мало. Часто автор передаёт в образе невзгод — трудности, которые человек принимает как наказание. Но бард напоминает, что если что-то уготовано судьбой, нужно просто принять, потому что в дороге — на жизненном пути человека, не может случаться только хорошее. И чем дольше все спокойно, тем неожиданней приходит беда.

Ты судьбу свою не суди, –

Много раз на дорогу хлынут

Непролившиеся дожди,

Притаившиеся лавины.

Метафорически дорога может быть представлена в образе живой и неживой природы. Стихия воды: дорога в образе реки («У истоков твоих основали твои полюса» впадают пути; «по ущелью тропка вьется»); стихия воздуха представлена в образе птицы («Ах, дорога, дорога, знакомая синяя птица», «куда же летишь ты, куда ты?»)

Синий цвет играет важную роль в лирике поэта. Этот цвет неоднократно подчеркивается автором при описании дорог «здесь навсегда лягут дороги синие», «по черным тропам горестных задач // по синим рельсам радостных удач».

«Синий цвет – символ неба и потустороннего мира, а также Божества соотносится с понятием мирового разума и духа. Синий цвет символизирует исчезновение» [2, с. 196–197]. Цвет загадочный, неземной. В строках одного из стихотворений Ю. И. Визбора «Прощай, Москва, созвездие дорог…», мы можем заметить, как синий цвет в совокупности с другими словами стихотворения создает чувство непредсказуемости, неизвестности: «В бездонной синеве иной земли // Лежат пути, не пройденные нами». Бездонная синева неба может пониматься нами как раз как образ потустороннего мира. Это также подчеркивается словом иной в значении «чужой». Но в то же время конкретизация в произведении образа столицы, вагона, держащего путь на восток, не позволяет это утверждать однозначно. Не пройденные дороги обретают черты непредсказуемого скорого будущего.

В поэзии Ю. И. Визбора встречается окрашенный в синий цвет пейзаж: горы, покрытые снегами «Я выхожу на синие вершины». Интересно художественное представление дороги в образе синей птицы. Образ синей птицы напоминает легенду о птице, которая приносит счастье и о призрачности мечты о нём. Согласно легенде, счастье наступит тогда, когда поверишь в чудо. Что и кого ищут в дороге? Себя, возлюбленную, покой и умиротворение. В поэзии Ю. И. Визбора трудно назвать человека, который отправился в путь, счастливым. Человек отправляется в дорогу, чтобы обрести что-то. Дорога, как путь к счастью, может привести к желаемому, а может и сама наполнить теми впечатлениями, которых не доставало в жизни, дать возможность о чем-то подумать не спеша.

В творчестве Визбора присутствует метафорическое представление дороги в образе человека-великана, растянувшегося по всей земле:

По лицу твоему проползают ночные туманы,

Караваны машин топчут шинами тело твое,

Над твоей головой зажигаются звезд караваны,

А в ногах твоих солнце, как путник твой вечный, встает.

О. О. Ипполитов в своей работе отмечает связь лексем дорога и путь с концептом «препятствие». Преодоление каких-либо трудностей всегда в той или иной степени присутствует в концепте «дорога» [4, с. 270]. Отсюда выражение «не стой на пути!», т. е. не создавай препятствие на пути к желаемому. Преградой также может быть и преодоление пространства, особенно когда человек оправляется в горы, он преодолевает не только километры пути, рельеф, погоду, но и себя.

В словаре Даля есть пословица «Вешний путь не дорога, а пьяного речь не беседа», прилагательное вешний, то есть свойственный весне соотносится с лексемой бездорожье. «Весенним путем называют окольную дорогу, пролагаемую весной в разлив» [3, с. 203]. В стихотворении Ю. Визбора «Ах, что за дни такие настают?» желание и невозможность попасть к возлюбленной, в то место, которое автор прозвал запретным садом на её улице, описывается через изображение дорог, которые ведут к ней. Даже вешняя, непроходимая дорога «Ведет, не мало и не много / В запретный сад на улицу твою».

Также трудность встречи после слов о расставании передается образом льдистой дорожки, которая очень поката, все мосты сожжены. Визбор подчеркивает невероятность «обратного» пути, дороги назад. Уменьшительное слово дорожка и дороженька придает оттенок неуверенность в выбранном пути, такая дорога часто ненадежна.

Жизнь человека часто представлена в образе дороги. Связанные отношениями часть от целого такие слова как перекрёсток, край, тупик, поворот передают изменчивость и непредсказуемость жизненного пути.

Перекрёсток хоть и мифологически нечистое место, но в поэзии Визбора – это место встречи двух дорог, и если нет перекрестков, то дороги (жизни людей) так и встретятся. О взаимоотношениях между людьми говорят следующие устойчивые словоформы: пути разошлись, идти другой / одной дорогой, нам по / не по пути. В поэзии Ю. Визбора о людях, у которых нет ничего общего, сближающего их, поется: «Наши дороги разные / И перекрестков нет».

Порог, как и край — символика границы. Порог – это граница дома и улицы. Переступая порог, ты становишься перед выбором многочисленных путей-дорог. Покидая дом с надеждой что-то изменить, обретаешь чувство тревоги и радости. («Мы в надежде и тревоге // Ждём в дороге перемены», «Пусть новые дни стоят у порога»). Люди не могут оставаться на одном месте, они готовы скитаться, готовы на радость или печаль, «люди заняты исканием дорог».

«Неустроенность, конфликтность, бесприютность нашей жизни актуализировала в нашем подсознании концептуальный архетип дороги, пути как пространства хаоса, противостоящего стабильности дома, освоенного культурой пространства. С дорогой связаны скитания, поиски судьбы, счастья, дорога — это фантом, держащий нас в плену часто бессмысленного движения, не дающий перейти к разумной стабильности жизни» [6, с. 30]. Так и в творчестве Ю. Визбора человеку хочется что-то изменить, привычный уклад на опасный и нелегкий путь, вдохнуть свежесть и прохладу. Стремясь уйти «из лабиринтов улиц» на простор «Я выхожу на синие вершины // И вижу даль опять, сплошную даль». Человеку тесно, хочется на волю.

Концептуальный анализ показал поэтического наследия Ю. И. Визбора, что важность концепта «дорога» для русской лингвокультуры в его обширной образной составляющей. Связь «дороги» с концептом «препятствие», включение оппозиций, характеризующих дорогу жизнью в оппозиции с понятием конца, пространством вне дома в паре с образом дома обрисовывает концепт с разных сторон. Когнитивные метафоры, символика синего цвета, широкие синтагматические связи, образные представления дороги огромным великаном, образами животных и птиц дополняют и усложняют авторскую интерпретацию концепта.

В творчестве Ю. И. Визбора, посвящённом дорогам и путешествиям, жанр туристской песни, – песни у костра, выделяет лексему дорога в большей степени, чем путь. Объяснение кроется в смысловых оттенках слов, а именно в мифологичности, «приземленности» образов.

Литература:

  1. Беспалова О. Е. Содержание концепта путь / дорога по данным лексикографического исследования // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2013. – № 17. – С. 30–32.
  2. Варфоломеева И. В., Кулемина К. В. Цвет и этимология этого понятия в лингвистике//Вестник Астраханского государственного технического университета. – 2008. № 4. – С. 195–198.
  3. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. – М.: Эксмо; Форум, 2007. – 288 с.
  4. Ипполитов О. О. Концепт «Путь-дорога» в русской концептосфере // Когнитивные исследования языка. – 2012. – № 11. – С. 269–271.
  5. Славянские древности: Этнолингвистический словарь. Т. 2 / Под общ. ред. Н. И. Толстого. М.: Международные отношения, 1999. – с. 702.
  6. Черепанова О. А. Путь и дорога в русской ментальности и древних текстах // Материалы XXVIII межвузовской научно-методической конференции. СПб., 1999. С. 29–34.
Основные термины (генерируются автоматически): дорога, путь, синий цвет, концепт, выбранный путь, жизнь человека, запретный сад, потусторонний мир, синяя птица, Черепаново.


Похожие статьи

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Предметные гештальты в структуре поэтического локуса «Россия» (на материале русской поэзии ХХ века)

Функционально-семантические особенности использования имен собственных в поэтических текстах Николая Алешкова

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Морфологически выраженные сравнения и их стилистические функции в идиолекте Анны Ахматовой

Формы представления в автобиографических текстах Ю. М. Нагибина

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Конструктивные свойства номинатива в лирике С.А. Есенина

Особенности создания женских образов в ранней прозе Б.К. Зайцева

Похожие статьи

Мифологические образы и мотивы в поэзии В.С.Высоцкого (традиции и новаторство)

Предметные гештальты в структуре поэтического локуса «Россия» (на материале русской поэзии ХХ века)

Функционально-семантические особенности использования имен собственных в поэтических текстах Николая Алешкова

Мотивы и образы метафизической поэзии в лирике Г. Кружкова

Морфологически выраженные сравнения и их стилистические функции в идиолекте Анны Ахматовой

Формы представления в автобиографических текстах Ю. М. Нагибина

Семантика эмоциональности в художественном пространстве рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка»

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Конструктивные свойства номинатива в лирике С.А. Есенина

Особенности создания женских образов в ранней прозе Б.К. Зайцева

Задать вопрос