Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №20 (100) октябрь-2 2015 г.

Дата публикации: 13.10.2015

Статья просмотрена: 1061 раз

Библиографическое описание:

Федаева, Т. И. Народная педагогика как средство воспитания культуры речи дошкольников / Т. И. Федаева, К. А. Балыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20.1 (100.1). — С. 35-37. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22518/ (дата обращения: 16.12.2024).

 

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка становления и развития речи: фонетической, лексической, грамматической. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Речь – яркий показатель развития ребенка. Гарантия успешного обучения будет выше, если речь ребенка будет развита. Ребенок усваивает родной язык прежде всего, подражая живой разговорной речи окружающих.

Важнейшим источником научных представлений о воспитании и обучении подрастающего поколения является народная педагогика. Она представляет собой педагогический опыт, сложившийся за историю существования того или иного народа.

Термин «народная педагогика» в научный обиход ввел К. Д. Ушинский еще в прошлом столетии, подтверждая, что воспитание такое же древнее, как и сам народ. Он считал, что педагогика, созданная народом и основанная на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа [3, с. 51].

Одной из форм использования народной педагогики в современных условиях является обучение на родном языке, который по праву считается самым первым, самым главным, самым сильным непревзойденным представителем народного воспитания. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро. Обучение, как и умственное воспитание личности, без языка немыслимо.

В решении задач речевого развития неоценимую помощь может оказать фольклор или произведения народного творчества, в которых народный опыт уже отобрал самые естественные и необходимые формы развития речи. С произведениями устного народного творчества хорошо знакомы и взрослые, и дети; они сопровождают нас на протяжении всей жизни.

Фольклор для детей рассматривается как обособленная область народного творчества. Это сумма определенных методических приемов, облеченная в художественную форму. В фольклоре учтено все: психология детей, основные законы детской логики и восприятия, а также законы речевого развития ребенка; в фольклоре, как и в природе, все развивается от простого к сложному.

Обратимся к некоторым жанрам фольклора.

Красота и богатство родного слова, прежде всего, раскрывается перед детьми в народных сказках.

Сказка – повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил [1, с.141].

Народной сказке, по возможности не прочитанной, а образно и художественно рассказанной, важное место уделяла Е. И. Тихеева. Она отмечала влияние сказок на культуру речи детей: «Присущая сказке необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор культуры речи детей». Из изобилия материала народного творчества Е. И. Тихеева отбирала более доступное для детей, особенно если образы живого слова при этом были связаны с личными воспоминаниями и переживаниями детей, их опытом [3, с. 52].

Доступные и увлекательные по содержанию народные сказки развивают речь ребенка, пришедшего в дошкольное учреждение с небольшим запасом слов и неустойчивым вниманием. С их помощью дети учатся логически мыслить, рассуждать, делать выводы. Они входят в мир сказок и сопереживают вместе с их положительными героями. Воображая себя на месте героя, они думают о собственном поведении, своих поступках.

Одним из качеств народных сказок является выразительность их языка. Показатели выразительности на лексическом уровне – это сравнения, метафоры, постоянные эпитеты общефольклорного характера, характеризующие нравственные качества персонажей сказок, их поступки, внешность, дающие оценку поведения. Средства художественной выразительности сказки способствуют более действенному вовлечению ребенка в развитие сюжета, более активному сопереживанию. Старшие дошкольники совместно с воспитателями составляют «Альбом рисунков по мотивам народных сказок». Дети могут назвать и пересказать знакомую сказку воспитателю, друг другу, родителям; сочинить сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Теремок». А затем проиллюстрировать эти сказки. Ребята с удовольствием принимают участие в этом занимательном творческом процессе.

Не менее ярким жанром фольклора являются загадки. Они содействуют пробуждению у ребенка любознательности, развитию памяти, учет анализировать, систематизировать свои знания, обобщать, использовать накопленный опыт. Благодаря своему познавательному содержанию, загадки весьма популярны в детской среде и поддерживают живой интерес к живому слову. Нередко, разгадывая загадки, дети по аналогии с ними придумывают новые. Лаконичность языка загадок, образность, занимательный характер содержания, богатый словарный запас, рифмы и ритмы – все это вызывает интерес и стремление у дошкольников к изучению красоты поэтического слова.

Загадке присуща метафора – перенос признака одного предмета на другой на основе их сходства (например, «Бежит конь вороной, много тащит за собой» – паровоз). Переход от образного сравнения к метафоре происходит посредством творческого синтеза, в результате которого сравнение сокращается на один из элементов, что делает загадку лаконичной. Дошкольники знакомятся с тремя элементами сравнения (то, что сравнивается; то, с чем сравнивается; то, на основе чего сравнивается) и на основе этих знаний пытаются создать собственные сравнения в речевых высказываниях [4, с. 161].

При отгадывании загадок необходимо ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.В совместной деятельности с детьми можно создать альбом любимых загадок.

В полной мере особенности русского фольклора проявляются в его малых жанрах – пословицах и поговорках.

К общим признакам пословиц и поговорок относятся краткость, лаконичность, устойчивость, широкая употребляемость. И пословицы, и поговорки можно определить как поэтические, многозначные, широко употребляющиеся в речи, устойчивые краткие выражения, имеющие переносные значения изречения.

Поговорка – это образный, выразительный по своей форме элемент суждения. Чаще всего это «метафора»: «душа в пятки ушла», «мастер на все руки». Не реже это сравнение: «как гром среди ясного неба», «мчится как угорелый». Подчас поговорка звучит как гипербола: «проще пареной репы», «в трех соснах заблудился». Есть среди поговорок большое количество словосочетаний, которые называются идиомами: «зубы на полку», «кровь с молоком».

Главное предназначение всех этих изречений – придавать разговорной речи красочность, эмоциональную выразительность, образность.

К поговоркам близки пословицы. Пословицу от поговорки отличают логическая законченность суждения и наличие обобщающего поучительного смысла.

В народных пословицах отразились различные стороны жизни человека: мифологические представления («вещий сон не обманет»); особенности крепостной жизни («вот тебе, бабушка, и юрьев день»); события вражеских нашествий и войн («пусто, словно Мамай прошел»); храбрость, мужество и героизм народа («смелость города берет», «волков бояться, так и в лес не ходить»). В них запечатлены все стороны трудовой деятельности народа, любовь к родине, прославляется труд («без дела только небо коптить», «труд кормит, а лень портит»), выражается чувство глубокого достоинства человека («гол, да не вор», «денег ни гроша, да слава хороша», «беден, да честен»).

Свойство народных пословиц – сжато и понятно выражать мысль – достигается особой структурой и художественным оформлением. Звуковое, ритмическое, интонационное мастерство пословиц, соединяясь и мимикой и жестом, театральностью, свойственным исполняющему ее, способно повлиять на чувственно-эмоциональную сферу человека, что немаловажно и в нравственном воспитании [2, с. 253].

Пословицы открывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы, с их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Из множества русских пословиц и поговорок мы выбрали те, которые могут сопровождать трудовую деятельность детей и, конечно же, обогащать их речь. В контексте трудовой деятельности при соответствующих условиях дети учатся понимать значение пословиц, ясно формулировать свои мысли. Приведем пример такой ситуации. Дети играют, а один мальчика скучает и постоянно спрашивает, когда за ним придет мама. Я говорю: – «Скучен день до вечера, коли делать нечего» и попросила его собрать игрушки в коробку. Ребенок охотно приступил к делу. А после того, как работа была закончена, похвалила и спросила, почему так говориться. Таким образом, дети понимают смысл пословиц и результат своего труда.

Весьма важно, чтобы пословицы или поговорки произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой. Это помогает осмыслить суть пословицы и побуждает к желаемому поступку. Таким образом, использование пословиц и поговорок на занятиях и в повседневной жизни активизирует речь ребенка, способствует развитию умения ясно формулировать свои мысли, помогает лучше понять правила житейской мудрости.

Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. Полезно с детьми организовать календарно-обрядовые праздники («Праздник Осени», «Рождество», «Масленица»), а также литературные развлечения (игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие). Данная непосредственно образовательная деятельность позволит использовать произведения фольклора различных жанров, сочетание различных видов деятельности.

Отсюда вывод, что все перечисленные жанры фольклора могут послужить богатым языковым материалом при формировании культуры речи детей дошкольного возраста.

 

Литература:

  1.                Бережнова, Л. Н. Этнопедагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Л. Н. Бережнова, И. Л. Набок, В. И. Щеглов. – М.: Академия, 2013. – 240 с.
  2.                Набок, И. Л. Педагогика межнационального общения: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / И. Л. Набок. – М.: Академия, 2010. – 304 с.
  3.                Рябова, И. Г. Народная педагогика и формирование толерантности в деятельности известных просветителей / И. Г. Рябова, А. П. Орлова // Гуманитарные науки и образование. – 2014. – № 2. – С. 50–56.
  4.               Хухлаева, О. В. Этнопедагогика: учебник и практикум: учеб. для бакалавров / О. В. Хухлаева, А. С. Кривцова. – М.: Юрайт, 2014. – 333 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, поговорка, родной язык, народное творчество, пословица, речь ребенка, сказка, дошкольный возраст, живое слово, народная педагогика.


Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Похожие статьи

Народный фольклор как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Краеведение как средство патриотического воспитания старших дошкольников

Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольников

Художественная литература как средство социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Музейная педагогика как средство формирования гражданственности детей-сирот

Краеведение как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста

Речевые игры как средство развития творческих способностей детей

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания

Художественная фотография как средство воспитания эстетической культуры у подростков в условиях дополнительного образования

Задать вопрос