Категория пространства, её синтаксический и когнитивный потенциал | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 08.09.2020

Статья просмотрена: 108 раз

Библиографическое описание:

Воронцова, Е. А. Категория пространства, её синтаксический и когнитивный потенциал / Е. А. Воронцова, Н. М. Девятова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 139-145. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73508/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье представлен анализ синтаксических и когнитивных средств реализации категории пространства на базе существительного «дорога».

Ключевые слова: категория пространства, синтаксема, локативность, дорога, концепт, языковая картина мира.

Категория пространства является одной из фундаментальных в мире, поэтому имеет широкий диапазон средств, при помощи которых реализуется в языке. Мы будем представлять категорию пространства достаточно узко, как совокупность локативных синтаксем на базе существительного дорога .

В русском языке и культуре дорога — это не только физическое пространство, которое можно увидеть, охарактеризовать по определенным параметрам. Дорога может быть представлена как нечто необозримое, абстрактное. Оба смысла тесно связаны между собой. Жизнь представляет человеку много дорог , и нередко он сознательно делает свой выбор. Однако судьба все равно выводит каждого человека на какую-то одну, собственную дорогу.

Если анализировать существительное дорога и специфику его пространственной семантики, можно заметить, что разные значения отражают разные смыслы существительного дорога . Это существительное многозначное, что подчеркивают данные словарей, где наиболее полно дается определение лексеме дорога .

В толковых словарях предлагается несколько значений слов, одно из них прямое, далее идет производное, после чего дается переносное значение того или иного слова. Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой предлагает следующие значения дороги :

Во-первых, это полоса земли, предназначенная для передвижения, путь сообщения;

Во-вторых, местность по обеим сторонам такой полосы. Данное определение содержит скрытый смысл, подразумевается человек, который будет передвигаться по этой полосе земли.

Второе определение, которое предлагает словарь Ефремовой, — дорога как место, пространство для прохода, проезда. Или же доступ к чему-либо, возможность проникнуть куда-либо. Здесь дорога представлена в пространственном значении. Здесь выделяется целевое значение. И здесь можно увидеть антропоцентрическое содержание дороги, потому что именно человеку, чтобы добраться до определенной цели, нужна дорога.

Третье определение передает переносное значение — передвижение, путешествие, поездка, а также время такой поездки, такого путешествия. Или же отрезок пути следования кого-либо. В данной части определения отражается временное значение, которое приобретает дорога. Человек, находящийся длительное время в дороге, воспринимает ее как промежуток времени, нужный для продвижения от начального пункта к конечному пункту. В последней части определения акцент с идеи передвижения смещается на результат [3].

Из вышесказанного следует, что существительное дорога имеет разные значения, часть из которых непосредственным образом связаны с фигурой человека, что в очередной раз подтверждает ее антропоцентрическую сущность.

В толковом словаре С. И. Ожегова представлено определение, схожее с тем, что дано в словаре Т. Ф. Ефремовой. Это также полоса земли, по которой происходит передвижение.

Вторая часть определения гласит о том, что дорога — это место, по которому нужно пройти или проехать, путь следования. Дорога представлена как пространство, по которому должен пройти человек [5].

Мы видим, что и этот словарь подчеркивает антропоцентрическую сущность дороги. Толковые словари Н. Д. Ушакова и В. И. Даля также связывают определение дорога с человеком. В. И. Даль, помимо определения, перечисляет виды дороги , в зависимости от того, как эту дорогу будет использовать человек, это может быть дорога для определенного действия: для езды, для прохода; или дается характеристика дороги: большая и почтовая, железная и другие характеристики [2]. Данное определение имеет определенную структуру: идея передвижения дополняется идеей использования и отражает разные функциональные признаки. И здесь мы видим отражение в определении связи с деятельностью человека, с развитием технического прогресса, который произошел благодаря человеку, появились «железные дороги», а также средства передвижения, с помощью которых человек строит свою дорогу.

И в этимологическом словаре Н. М. Шанского, который показывает нам происхождение слова дорога , также можно говорить о роли человека в данном определении. В словаре речь идет о том, что дорога обозначает «расчищенное место». Оно образовано от глагола «дьрати» — драть. Словарь предлагает обратить внимание на однокоренные слова: дергать, драть, торить . Обращаясь к данным словам, можно убедиться в том, что данные глаголы тоже связаны с действием человека. Например, торить — прокладывать, протаптывать, выхаживать [7].

Еще со времен древней Руси дорога для человека играла важную роль как средство достижения каких-либо целей. Это значение сохранялось на протяжении всего времени. Существительное содержит и культурно значимые смыслы: дорога связана с идеей преодоления — физического или философского, с движением вперед и др. Различные смыслы, которыми наделена дорога осознаются людьми разных поколений, о чем свидетельствуют данные словарей.

Многие значения слова имеют свои синонимы. В своем прямом значении как обозначение конкретного пространства дорога имеет синонимы ( путь, тропа, аллея, шоссе ) . В другом значении категория пространства лексема связана с такими единицами, как ямщик, тройка, колокольчик.

Лексема дорога входит в ряд метафорических сочетаний, которые стали достаточно привычными для нас ( железная дорога, жизненный путь ) фразеологизмов и пословиц ( по плохой дороге далеко не уйдёшь ).

Многообразие значений дороги по-разному входит в модель мира русского человека. Данная проблема обсуждалась в работах Е. Г. Хомчака «Концептуальная модель дороги в русской языковой картине мира», Е. Е. Левкиевской «Концепт дороги в народной традиции», О. А. Черепанова «Путь и дорога в русской ментальности и в древних текстах» и другие.

Так Т. В. Топорова в монографии «Семантическая структура древнегерманской модели мира» раскрывает ключевые понятия, связанные с обустройством мира: «Понятие пути … предполагает существование субъекта движения … отсутствие движения по однажды проложенному пути однозначно — аннулированию пространства как такового» [6]. То есть без передвижения человека по проложенному пути, по дороге, нет пространства, которое могло бы существовать, нет самой дороги. Данное определение языковеда отражает связь дороги с фигурой человека. Человек органично входит в определение лексемы. Существительное дорога явно (полоса, по которой идет человек) или скрыто может быть связано с человеком (место, по которому надо пройти).

В толковании существительного дорога мы также можем заметить присутствие человека, потому что в основном дорогу описывают как место, по которому ходят люди.

Для того чтобы выявить то, как в языковой картине мира человека отражается данное понятие, мы провели небольшой эксперимент, предложив 30-и людям разных возрастов дать толкование существительного дорога. В таблице 1 приведен список участников эксперимента.

Таблица 1

Участники эксперимента

Пол, Возраст

Город

Деятельность

1

Муж., 21 год

Москва

Студент МИИТ, юрист

2

Муж., 21 год

Москва

Студент РГУ нефти и газа

3

Жен., 23 года

Челябинск

Менеджер

4

Муж., 26 лет

Челябинск

Автомеханик

5

Жен., 25 лет

Москва

Студент МГПУ, учитель

6

Жен., 25 лет

Москва

Студент МГПУ, SMM.

7

Жен., 12 лет

Серпухов

Ученица 6 класса

8

Жен., 12 лет

Москва

Ученица 6 класса

9

Муж., 12 лет

Москва

Ученик 6 класса

10

Жен., 21 год

Москва

Специалист по страхованию

11

Жен., 24 года

Пушкино

Студент МГПУ, учитель

12

Жен., 24 года

Пушкино

Студент МГПУ, воспитатель

13

Муж., 14 лет

Москва

Ученик 8 класса

14

Муж., 14 лет

Москва

Ученик 8 класса

15

Жен., 25 лет

Москва

Младший редактор

16

Жен., 24 года

Москва

Корректор

17

Муж., 11 лет

Москва

Ученик 5 класса

18

Жен., 20 лет

Таллин

Студентка

19

Жен., 47 лет

Москва

Домохозяйка

20

Муж., 54 года

Москва

Экспедитор

21

Жен., 68 лет

Москва

Пенсионерка

22

Муж., 45 лет

Москва

Юрист, военный

23

Муж., 23 года

Калуга

Юрист

24

Муж., 25 лет

Москва

Студент МГПУ, Футболист

25

Жен., 18 лет

Москва

Студентка СТАНКИН

26

Жен., 21 год

Москва

Студентка МГМУ им. Сеченова

27

Жен., 25 лет

Москва

Студентка МГУ, журналист

28

Муж., 85 лет

Великие Луки

Ветеран труда

29

Жен., 25 лет

Москва

Психолог

30

Муж., 21 год

Болгария

ВВ МВД России

Всего в эксперименте приняли участие 30 человек: из них 14 — мужского пола, 16 — женского. Возраст колеблется от 11 до 85 лет. Место рождения: Москва (20 чел.), люди из других городов (7 чел.), а также из других стран (2 чел.). Достаточно разный род деятельности: ученики, студенты, работающие и пенсионеры. 5 человек продолжают обучение в языковом вузе.

Предлагалось написать 1–2 предложения о том, как они понимают слово дорога , заранее предупредив, что пользоваться словарем не нужно, так как важно дать свое определение на основе жизненного опыта.

Ценность данного эксперимента заключается в том, чтобы выявить, сколько людей, участвующих в эксперименте, воспроизведут в своих определениях связь дороги с человеком. Данный эксперимент отражает то, как современный человек представляет себе дорогу , что заложено в его сознании и картине мира. На рисунке 1 представлены результаты эксперимента.

Результаты проведенного эксперимента

Рис. 1. Результаты проведенного эксперимента

В результате эксперимента мы получили: 28 человек отразили роль фигуры человека; 20 человек — дали толкование на основе существительных, схожих по лексическому значению; 18 человек — отразили в своих определениях прямой и переносный смысл данного слова; 11 человек к основному толкованию добавили еще и особые характеристики и параметры дороги.

Обратимся к некоторым толкованиям. Первое определение: «Дорога — определенный путь, ведущий туда, куда человек стремится попасть, вне зависимости от того, существует ли дорога на самом деле». В данном примере прослеживается связь — отождествление синтаксем «дорога» и «путь». Главным является то, что дорога, по определению, имеет антропоцентрическую сущность, которая выражена в стремлении человека, в устремленности к определенной цели. В определении отмечается внутренний стимул, который движет человеком, передвигающимся по дороге.

Определение абстрактно в некотором плане, потому что, действительно, человек не всегда называет дорогой именно дорожную полосу, по которой состоится его передвижение. Дорога может обобщать весь пройденный путь, обозначать состояние человека, длительность нахождения в дороге. Кроме того, дорогой может быть назван жизненный путь, потому что у каждого человека своя дорога, которую он старается проложить. Для опрашиваемых важна связь разных значений слова.

Обратимся к следующему определению: «Дорога — это ограниченное или неограниченное пространство, имеющее две точки: начало пути и конец. Дорога имеет физическое воплощение и философское, но от этого ее суть меняется». Данное определение говорит о том, что, во-первых, дорога имеет начальный и конечный пункт, представляет некий маршрут, который строит для себя человек. Это может быть прямой смысл дороги — физическое воплощение, то есть дорога как пространство, по которому передвигается человек или какой-либо вид транспорта. И философское воплощение, иными словами, жизненный путь, устремленность человека к чему-то возвышенному, совершенствование самого себя, духовный рост.

Очень часто в отношении понятия «дорога» можно применить два определения сразу. Например, человек находится в дороге, то есть происходит его передвижение по ней, но во время этого передвижения он может размышлять, вспоминать, делать выводы о прошлой жизни, строить планы на будущее, так, постепенно физическое пространство обретает признаки духовного пространства.

«Дорога — это тропа, путь, который идет в определенном направлении, по которому можно отправиться к конечной цели. Нечто длинное, находящееся под ногами, в горизонтальной плоскости и предполагающее возможность передвигаться по ней пешком или на специальных средствах». В данном определении вновь появляются синонимичные единицы, которые относятся к «дороге» — это путь и тропа. Помимо этого, в определении звучит описание дороги как длинной, находящейся в горизонтальной плоскости, то есть описываются наблюдаемые признаки дороги. Здесь обнаруживается и наблюдатель, который видит передвижение другого человека по этой дороге, или это сам человек, идущий по дороге.

Остальные определения содержат те же признаки: описывается сама дорога, ее вид, нахождение. Приводится ряд синонимов, с которыми человек сравнивает дорогу подсознательно. Упоминается роль человека, идущего по этой дороге или наблюдающего за ней. Кроме того, в некоторых определениях упоминаются определение дороги в прямом и переносном смысле, как жизненный путь человека, построенный по аналогии с маршрутом.

Обращаясь к некоторым определениям, выведенным из эксперимента, мы заметили, что дорога трактуется в большинстве случаев (20 человек из 30) через слово «путь», которое является одним из синонимов данного существительного.

По данным лексикографических источников, которые приводились выше, понятия «путь» и «дорога» являются почти тождественными, в словарях определение одного слова дается через отсылку к другому и наоборот. Однако ряд ученых разграничивают данные понятия. Такого мнения придерживается Н. Д. Арутюнова в книге «Логический анализ языка». Она пишет: «Для нашей страны … понятие «дорога» и «путь» играют необычайно большую роль в семантике, метафорике, символике, художественном творчестве. Они определяют сам способ мышления о жизни и человеке. Можно было бы утверждать, что путь — это своего рода якорь спасения, брошенный человеку в бушующем океане стихии и хаоса. В семантике дороги — акцент поставлен на пространственно-предметном денотате…» [1].

Исходя из высказывания Н. Д. Арутюновой, следует то, что путь — понятие шире, чем дорога. Путь употребляется в основном в духовном смысле, для того чтобы обозначить нечто возвышенное.

Подводя итог эксперимента, можно сказать о том, что большинство определений содержит в себе представление некого пути, который имеет начало и конец, и обязательно приведет куда-то. Существительное «человек» фигурирует в 28 случаях, в остальных можно проследить то, что определение дорога непосредственно связано с тем, что с ним взаимодействует человек. А это означает, что носители языка связывают дорогу с человеком, и это говорит о ее антропоцентрической сущности. Из эксперимента мы увидели, что в сознании опрашиваемых нами людей «дорога» и «человек» неразрывно связаны между собой.

Синтаксический анализ мы начнем с синтаксемы именительного падежа. Именительный падеж существительного дорога выступает не только в конкретном, но и переносном значении, например, когда речь идет о «дороге жизни».

Для того чтобы определить точно частотность употребления существительного «дорога», нужно обратиться к статистическим данным, которые отображены в Национальном корпусе русского языка.

По национальному корпусу, словоформа «дорога» в именительном падеже встречается в 5437 документах и имеет 16650 вхождений. Словоформа «дорога» имеет частотное употребление. «Дорога» встречается как внутри текста, так и в заглавии. В позиции заголовка синтаксема может передавать достаточно сложные смыслы.

Вначале мы остановимся на моделях конкретного значения, далее обратимся к моделям, в которых существительное дорога выражает смысл жизни, цель. Эти значения регулярно отмечаются всеми словарями.

Дорога обозначает пространственный (центр) ориентир. В таких сочетаниях дорога имеет пространственное значение. Например: «дорога ведет к Богоявленской церкви», «дорога на красную дорогу», «дорога в Москву», «дорога к лагерям» и др. В данных словосочетаниях речь идет о пространственной характеристике дороги, а именно о том, что соединяет дорога. Среди таких пунктов, которые соединяет дорога, могут являться: храм, церковь, школа. Это значимые для человека места, в результате чего мы еще раз убеждаемся в антропоцентрической сущности дороги. Значимость отдельных смыслов определяет и когнитивный потенциал имени.

В некоторых контекстах дорога вписывается в пространство и вбирает в себя определенные характеристики, которые представляют пространство, где проходит та или иная дорога. В текстах часто встречаются синтаксемы, связанные с описанием дороги, например: «долгая дорога», «длинная дорога, «темная дорога».

В романе С. Н. Сергеева-Ценского «Бабаев» описание дороги состоит из ряда прилагательных, характеризующих пространство около дороги, а также временной промежуток, характеризующий долготу передвижения героя: «Колыхнулась в душе длинная дорога, темная, мокрая, а над ней то, недавнее, такое сухое и страшное, потому что без слез…». Дороге дается временная характеристика. Прилагательным «темная» может характеризоваться время суток, или же дорога является таковой, потому что с ней связаны не очень приятные воспоминания героя. Мокрая дорога — как факт того, что прошел дождь, то есть описывается все то, что связано с дорогой, обстановка вокруг нее.

Словосочетание «темная дорога» представляет собой пространство вокруг дороги, то есть темно вокруг, но это значение приписывается именно дороге как ориентиру в пространстве. Помимо характеристик качественных, присутствуют и временные характеристики, сюда относятся: «долгая дорога», «длинная дорога», «пустынная дорога». В таких словосочетаниях важно передать время, которое человек затратил на дорогу.

В рассказе В. Ф. Пановой «Сестры»: «И так протекла долгая дорога — дольше, чем по воздуху от Москвы до Симферополя». Или в повести Л. Андреева «Иго войны»: «А потом опять бричка, и колокольчики, и долгая — долгая дорога… так я заснул…». В данных примерах отражается мысль, что с помощью сочетаний «долгая дорога», «длинная дорога» автору важно показать, что произошло с героем за время передвижения, какие внутренние переживания он испытывает, что чувствует.

Интересны и локативные характеристики дороги: «дорога была пуста» — в данном случае речь идет о том, что на дороге не было ни души. Например, в романе Н. А. Островского «Как закалялась сталь»: «Забравшись в пролом печи, он осторожно оглянулся, но дорога была пуста». В рассказе А. С. Грина «Серый автомобиль»: «… Я вновь приблизился к шоссе и выглянул. Дорога была пуста. Ни слева, ни справа не доносилось ни малейшего шума…». Данные примеры показывают, что значение сочетания «дорога была пуста» имеет место, когда на ней нет людей и прочих субъектов, которые попали бы в поле зрения героя.

Читая художественное произведение, можно заметить, что описания дороги чаще имеют отрицательные характеристики, например, когда речь идет об описании: «пыльная дорога», «ухабистая дорога», «разбитая дорога», «дорога убита», «заваленная дорога». Препятствия требуют от человека больше сил, требуют преодоления, поэтому на эти моменты человек больше обращает внимание и фиксирует в памяти.

В романе Л. Н. Толстого «Петр Первый»: «За воротами Земляного вала ухабистая дорога пошла кружить по улицам, мимо высоких и узких, в два жилья, бревенчатых изб». Или в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: «С этой стороны ущелье шире и превращается в зеленую лощину; по ней вьется пыльная дорога». Обычно такое описание дороги можно сопоставить с трудностями, которые поджидают главного героя на пути. Если обратиться к произведениям 19 века, можно заметить, что чаще описание дороги производит удручающее впечатление.

Безусловно, в текстах можно увидеть и положительные характеристики, когда речь идет об описании местности. Автору нравится место. Описание выполняет эстетическую функцию: «живописная дорога», «лесистая дорога», «просторная дорога».

В романе В. Каверина дорога описывается следующим образом: «Исчезла, между прочим, картина Левитана, которая мне когда-то так понравилась, — прямая, просторная дорога в саду и сосны, освещенные солнцем». В данном случае автору важно показать эстетическое наслаждение героя от картины Левитана.

В рассказе Н. Тихонова «Дорога»: «В лесу была хорошая, ровная дорога…». Так живописно начинается повествование Тихонова. Природа передает душевную гармонию человека, и дорога вызывает эстетическое переживание.

Интересно то, что дорога может быть описана как соединение двух пространств, горизонтального и вертикального, как например: «лунная дорога». Речь идет о соединении небесного и земного, бытия и вечности, осознанного и необъятного (неизвестного).

В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» дорога описывается следующим образом: «Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес». Данный пример иллюстрирует соединение двух пространств. Первое пространство — пространство сада, который находится на земле. Второе — лунный свет, излучаемый ночным светилом, который падает на землю. Передается связь неба и земли, например, когда на дорогу падают солнечные лучи. Сочетание «лунная дорога» выглядит загадочным, живописным. Автор употребляет сочетание не лунный свет, а добавляет это значение к дороге, добавляя к значению «ориентир» дополнительные важные смыслы. Стоит отметить, что луна и солнце — это два основных светила, которые помогают отыскать дорогу потерявшемуся человеку.

Как говорилось выше, антропоцентрическая сущность дороги важна для ее понимания. Это проявляется и в сочетаниях с прилагательными: «стратегическая дорога», «железная дорога». Так, словосочетание стратегическая дорога связано со значимой народной идеей.

Кроме того, дорога может передавать и целевую направленность: «нам туда дорога» или же передавать постоянные и временные признаки, например: «выгоревшая за лето дорога», «нерасхоженная дорога», «езженая дорога», «опасная дорога».

Например, в «Колымских рассказах» В. Т. Шаламова: «Никто его не расспрашивал, хотя по всей этой транзитке немного было людей тайги, а всем остальным была суждена туда дорога». Или в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»: «Нет, брат, нам туда дорога заказанная … не робей!» Данные примеры передают одновременно с идеей движения идею цели. В первом случае речь идет о людях на войне. Во втором случае это целеполагание героя, подбадривающего своего товарища.

Стоит сказать о том, что дорога в художественных описаниях передается через богатый ряд метафор. Очень часто с существительным дорога употребляются глаголы, которые мы бы отнесли к действиям человека: «дорога карабкается», «дорога пошла в сторону», «дорога летела».

Так описывает дорогу И. А. Бунин в рассказе «Белая лошадь»: «Можно было переехать тут и держать путь на Егорьево, на Каменку… Можно и возле следующей будки: тогда дорога пойдет по опушке Дубровки, а потом по глухим лугам на Ястребиный Колодец…». Герой, находясь в пути, изучает множество дорог, так как его профессия — землемер. В дороге он думает о том, как лучше проехать в то или иное место. В своих размышлениях он употребляет метафору «дорога пойдет», в том значении, что он сам поедет по этой дороге. Очень часто в описании дороги используются глаголы, показывающие связь с человеком, который пойдет по ней или поедет.

В другом рассказе Бунина «Братья» описывается дорога следующим образом: «Потом дорога, то пропадая, то возобновляясь, стала переходить с одного бока на другой по днищам оврагов, по буеракам в ольховых кустах и верболозах…». Важно то, что в сознании человека дорога часто вызывает отрицательные ассоциации. Это может быть разбитая, размытая дорога. Как представлено в этом описании, дорога пропадает и возобновляется и переходит от одного бока на другой. В данном описании также встречаются глаголы, относящиеся больше к человеку, который находится и передвигается по этой дороге ( пропадает, переходит с одного бока на другой ). Подобное описание дороги снова отсылает нас к тому, что в сознании каждого человека дорога непосредственно связана с фигурой человека.

В переносном значении дорога осознается как путь ошибок или становление личности героя, жизненный путь, человеческий опыт и др.

Например, «дорога — путь ошибок», «началась моя дорога», «дорога свободы», «дорога жизни», «дорога смерти». То есть дорога связывает начальную и конечную точку жизненного пути человека. С дорогой связано формирование личности человека, как это было с главным героем повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — Петром Гриневым. На протяжении всей повести мы видим, что происходит становление героя, как происходит формирование личности, которая из мальчика превращается в настоящего мужчину, готового на подвиги ради любимой женщины. Иными словами, его дорога жизни началась с отправления в Белогорскую крепость, следующий значимый этап — знакомство с семьей Мироновых, далее — серьезные военные и нравственные испытания.

Дорога входит в состав фразеологических оборотов. Они сформировались в языке достаточно давно.

Например, фразеологизм «скатертью дорога» или «скатертью дорожка». Употребляясь в разных контекстах художественной литературы, фразеологизм может трактоваться как с положительной точки зрения, так и с отрицательной. В положительном смысле оборот имеет значение — легкой дороги, счастливой, без трудностей. Во втором значении присутствует ирония — в ситуации, когда человек желает поскорее избавиться от другого человека.

Исходя из вышесказанного, следует, что существительное «дорога» частотно в своем употреблении, оно имеет ряд синонимов, метафорических сочетаний и входит во многие фразеологические обороты, кроме того, частотность употребления показывают данные Национального корпуса русского языка. Важным является то, что дорога непосредственным образом связана с фигурой человека, эта связь может быть явной и скрытой, в зависимости от контекста. Это подтверждает проведенный эксперимент и данные различных словарей.

Дорога связана как с чисто пространственными и временными смыслами: пространство, время, так и смыслами символическими: преодоление, цель, жизненный путь, поворотный момент жизни и т. д.

Литература:

  1. Арутюнова, Н. Д. Логический анализ языка. Культурные концепты / Н. Д. Арутюнова. — М.: Наука, 1991. — 204 с.
  2. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка / В. И. Даль. — М.: Дрофа, 2011. — 2742 с.
  3. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. — М.: Рус. яз, 2000. — 1209 с. — Режим доступа: http://www.efremova.info.
  4. Золотова, Г. И. Синтаксический словарь: Репертуар элементарных единиц русского синтаксиса / Г. И. Золотова. — 3-е изд., стереотип. — М.: Едиториал УРСС, 2006. — 440 с.
  5. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. — М.: Оникс, 2008. — 736 с.
  6. Топорова, Т. В. Семантическая структура древнегерманской модели мира / Т. В. Топорова. — М.: Радикс, 1994. — 190 с.
  7. Шанский, Н. М. Этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский. — М.: Изд-во МГУ, 1973. — 304 с.
Основные термины (генерируются автоматически): дорога, Москва, описание дороги, жена, жизненный путь, пространство, путь, данные, переносное значение, фигура человека.


Похожие статьи

Синтаксемы с существительным «дорога» в текстовом пространстве

В статье представлен анализ синтаксических конструкций с существительным «дорога» в текстовом пространстве.

Синтаксемы с существительным «дорога» в позиции заглавия

В статье представлен анализ синтаксических конструкций с существительным «дорога» в позиции заглавия.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Концепт «обладание» в английской лингвокультуре

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Предметом исследования является предикационная концепция языка, объектом ‒ служат основные модели порождения речи, представленные в трудах лингвистов. Автор подробно рассматривает теоретический фундамент речепорождения: внутреннее программирование, к...

К проблеме формирования концепта «обладание» (на материале английского языка)

Особенности выражения концепта «обладание» в романских языках

Понятие концепта как составляющей единицы картины мира

Похожие статьи

Синтаксемы с существительным «дорога» в текстовом пространстве

В статье представлен анализ синтаксических конструкций с существительным «дорога» в текстовом пространстве.

Синтаксемы с существительным «дорога» в позиции заглавия

В статье представлен анализ синтаксических конструкций с существительным «дорога» в позиции заглавия.

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Концепт «обладание» в английской лингвокультуре

Порождение речи в русле предикационной концепции языка

Предметом исследования является предикационная концепция языка, объектом ‒ служат основные модели порождения речи, представленные в трудах лингвистов. Автор подробно рассматривает теоретический фундамент речепорождения: внутреннее программирование, к...

К проблеме формирования концепта «обладание» (на материале английского языка)

Особенности выражения концепта «обладание» в романских языках

Понятие концепта как составляющей единицы картины мира

Задать вопрос