Статья посвящена особенностям пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях. Пересмотр постановлений заключается в их обжаловании. В статье освещен факт того, что обстоятельства, способствующие осуществлению пересмотра жалобы по делу об административном правонарушении, обладают особой правовой природой и характеристикой.
Ключевые слова: административные правонарушения, пересмотр, обжалование, срок рассмотрения жалоб, установление обстоятельств.
The article is devoted to the peculiarities of the revision of decisions in cases of administrative offenses. The revision of the resolutions consists in their appeal. The article highlights the fact that the circumstances contributing to the review of the complaint in the case of an administrative offense have a special legal nature and characteristics.
Keywords: administrative offenses, review, appeal, term of consideration of complaints, establishment of circumstances.
Актуальность работы заключается в том, что в современное время система административных правонарушений выступает самым распространенным видом противоправных деяний. Данные деяния оказывают негативное воздействие практически на все сферы жизнедеятельности общества и государства. Несмотря на то, что юридическая доктрина не выделяет в отношении данных правонарушений признака общественной опасности, безусловно, их совершение приводит к определенным ущербам и негативным последствиям.
Целью данной работы является выявление особенностей пересмотра постановлений по делам об административных правонарушениях.
В качестве методологии исследования применяются методы научного познания общественных явлений.
Теоретическая и практическая значимость итогов работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе.
Порядок обжалования постановлений и решений в рамках дел об административных правонарушениях установлен нормами главы 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Данная глава в полной мере регламентирует порядок пересмотра, а также устанавливать те аспекты, посредством которых такой пересмотр осуществляется [3].
Порядок осуществления такого производства строго устанавливается правовыми нормами. Это позволяет рассматривать систему разрешения административных дел в свете действующих законодательных позиций, а также позиции практики судов, осуществляющих производство по данной группе дел.
Действующие правовые нормы российского законодательства устанавливают особенности ведения административного производства. Так, посредством существования правил ведения административного производства, важным является система непосредственного привлечения лиц к административной ответственности.
В полной мере изучение данной области приводит к необходимости установления ряда мер, при помощи которых лица привлекаются к административной ответственности.
На сегодняшний день российский законодатель предусмотрел не только специфику привлечения к ответственности, но и внесудебный порядок ведения производства по делам об административных правонарушениях [4, с. 125].
Лица, совершившие административные правонарушения должны определенным образом нести ответственности за содеянное противоправное деяние. Этот фактор отражает специфику ведения административного производства в государстве. Уполномоченные органы государственной власти нацелены на разрешение правовых вопросов и задач, которые отражают основные особенности реализации государственной политики в рассматриваемой области.
Прежде всего, деятельность данных государственных органов нацелена на установление признаков и обстоятельств, дающих возможность для установления мер и принципов привлечения лиц к административной ответственности [5, с. 144]. Все эти аспекты являются значимыми и основополагающими при построении системы рассмотрения соответствующих жалоб. Также важно отметить и то, что порядок рассмотрения жалобы определяется рядом правовых норм, закрепленных в действующем законодательстве Российской Федерации.
Не менее значимым является установление фактов, которые необходимы и достаточны для пересмотра постановления или решения по делу об административном правонарушении. Поэтому порядок такого пересмотра важен и является значимым в целом для системы установления фактов и обстоятельств в рамках пересмотра. Пределы осуществления пересмотра постановления или решения на основании соответствующей жалобы, определяются конкретными сроками, регламентированными правовыми нормами. Такие сроки устанавливаются в зависимости от характера жалобы и подведомственности ее рассмотрения [1, с. 84].
Сроки рассмотрения жалобы регламентированы Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом такие сроки могут зависеть от определенных критериев относительно поданной жалобе по делу об административном правонарушении. Данные критерии разделяются в зависимости от правовых средств, применяемых законодателем для регулирования данной области.
На сегодняшний день система административного производства подразумевает под собой законодательные положения, а также положения иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу [7, с. 212].
Сроки рассмотрения жалоб зависят непосредственно от обстоятельств, в рамках которых подается такая жалоба. Таким образом, определение срока рассмотрения соответствующей жалобы также зависит от совершенного административного правонарушения, и от того, какое административное наказание вынесено в результате его совершения. В этой связи определение специфики рассмотрения жалоб основывается на ряде правовых факторов, которые подлежат определению вследствие возникновения определенных правовых последствий.
Пересмотр постановлений, вынесенных по делам об административных правонарушениях, является значимым фактором установления мер ответственности и назначения соответствующего наказания за совершение данного противоправного деяния.
Вынесение решения о пересмотре дела об административном правонарушении является значимым. Фактически не всегда дела рассматриваются с должной внимательностью соответствующих органов власти, а также с соблюдением всех процедур такого рассмотрения. Именно поэтому пересмотр решений или постановлений по делам об административных правонарушениях является процедурой необходимой и значимой в целом для системы установления обстоятельств, подлежащих доказыванию при определении специфики данных административно-правовых дел.
В этой связи пересмотр соответствующих решений или постановлений является основополагающим для определения принципов и специфики такого пересмотра. Также не менее значимым является то, каким образом в дальнейшем реализуется процедура пересмотра, если уже вынесено соответствующее определение [7, с. 212]. Копия решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении направляется в течение трех суток соответствующему лицу, подавшему жалобу.
Специфика рассмотрения дел об административных правонарушениях кроется в том, чтобы должным образом соблюсти процедуру пересмотра такого дела. Именно процедура пересмотра обладает значимым правовым фактором и оказывает воздействие на дальнейшее установление отдельных элементов для рассмотрения конкретного административного дела.
Также нельзя не подчеркнуть и то, что пересмотр соответствующего дела об административном правонарушении, возможно опротестовать со стороны прокурора. Прокурор наделен полномочиями протеста рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202–1 [6]. В связи с установлением протеста прокурором, а также проведения данным должностным лицом дополнительных проверок по делу об административном правонарушении, выносится одно из следующих решений в рамках рассмотрения данного дела:
1) об оставлении постановления по делу об административном правонарушении в результате протеста прокурора без каких-либо изменений в порядке действующего законодательства;
2) об изменении постановления по делу об административном правонарушении;
3) об отмене соответствующего постановления в результате вынесения протеста прокурором;
4) об отмене постановления и о прекращении производства по делу об административных правонарушениях [2, с. 90].
Результаты рассмотрения жалобы или протеста также установлены соответствующими правовыми нормами.
В заключение можно сделать вывод о том, что определение специфики рассмотрения административных дел на сегодняшний день является ключевым фактором установления административной правовой ответственности. В данном вопросе разрешение указанной процедуры возможно посредством установления основных обстоятельств, подлежащих доказыванию.
Также стоит подчеркнуть правовую основу и важность данного дела, его правовую природу и специфику осуществления его пересмотра в свете действующих положений российского административного законодательства.
В целом система пересмотра дел по делам об административных правонарушениях предполагает наличие определенного ряда последовательных действий, совершаемых уполномоченными должностными лицами органов внутренних дел. Стоит определить и то, что такой пересмотр обеспечивается путем качественного установления правовых норм и принципов, согласно которым выносится соответствующее определение или решение.
Также не менее значимым является вопрос о возникающих проблемных аспектах в данной области исследования. Однако при этом выделение проблем и возможных путей их решения позволяет показать существующие на сегодняшний день пробелы в законодательстве Российской Федерации, регулирующим данную правовую сферу. Именно поэтому сама процедура пересмотра соответствующих постановлений или решений является основным фактором установления порядка осуществления действий должностными лицами органов внутренних дел, осуществляющих такой пересмотр.
Пересмотр по делам об административных правонарушениях обеспечивается нормами действующего российского законодательства. Нормы, регулирующие порядок осуществления такого пересмотра, устанавливаются не только одним правовым актом, но также содержатся в правилах, регламентирующих порядок работы соответствующих должностных лиц, наделенных в данной области полномочиями.
Таким образом, обстоятельства, способствующие осуществлению пересмотра жалобы по делу об административном правонарушении, обладают особой правовой природой и характеристикой.
Литература:
- Ахмедов С. М. Новые реалии пересмотра вступивших в законную силу судебных актов по новым обстоятельствам в гражданском и административном судопроизводстве // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 3. — С. 83–91.
- Долгопят А. О. Сочетание принципа законности с иными принципами производства по делам об административных правонарушениях / А. О. Долгопят // Право и практика. — 2022. — № 1. — С. 90.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: офиц. текст по состоянию на 28.02.2023 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2023. — № 7. — Ст. 3470.
- Косарева Н. В. Понятие срока в производстве по делам об административных правонарушениях / Н. В. Косарева // Труды Академии управления МВД России. — 2021. — № 2 — С. 125.
- Логинова Е. С. Надлежащее извещение в производстве по делам административных правонарушениях / Е. С. Логинова // Административное и муниципальное право. — 2022. — № 2. — С. 144.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1: офиц. текст по состоянию на 29.12.2022 // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2022. — № 45. — Ст. 1788.
- Топольняк Е. А. Понятие, виды и задачи производства по делам об административных правонарушениях / Е. А. Топольняк // Современные проблемы государственного управления. — 2022. — № 4. — С. 212.