Ключевые слова: международное право, проблематика, терроризм, законодательство, общественные детерминанты, историческая ретроспектива.
Глобальная проблема человечества, социально-политическое явление идеологией, которого является насилие во всех его проявлениях. Именно таковым предстаёт террор в течение последних веков, разрушающий нравственные, гуманистические и принятые международными договоренностями устои. Сложность и многогранность данного вопроса затрагивалась бесчисленным количеством исследователей, однако в процессе развития человечества, эволюционирует и само явление терроризма, что вынуждает дискутировать о мерах противодействия в преддверии эпохи глобальных перемен на поприще международных отношений.
Стоит обратить внимание на возникновение терроризма в ретроспективе своего проявления. На рубеже IXX–XX веков террористические акты, в частности проводимые экстремистскими группировками в Российской Империи, носили радикальный характер с революционным курсом на фундаменте идеологической предтечи. Разумеется, любая идеология неразрывно связана с политикой её последователей по достижению своих целей, поэтому терроризм уже в следующем веке зиждиться исключительно на политических требованиях организаторов фанатических идей.
Затрагивая важнейший вопрос касательно предпосылок возникновения терроризма в общемировой ретроспективе необходимо прибегнуть к периоду на стыке XX–XXI, когда данное явление эволюционировало и приобрело черты глобальной проблемы. Коренные причины её возникновения основываются на причинах и их следствиях сквозь призму исторических событий внешней и внутренней политики государств, приведшая к зарождению терроризма. Если обратиться к динамике террористических актов, можно резюмировать, что зародышем терроризма предстает технический, и в следствии, информационный прогресс. Достижения в науке и технике, творения гениев и уникальные изобретения, впоследствии используемые не подконтрольными силами.
Для определения дефиниции терроризма необходимо обратиться к самой динамике его действия, его внутренней природе, идеологии. В переводе с латинского «terror» — страх / тревога , из чего следует, что явление терроризма своим объектом воздействия ставит общество и иные субъекты международного права, а целью их запугивание посредством своих идеалов.
Для более конкретного определения термина обратимся к действующему законодательству, а именно Федеральному закону № -35 от 2006 года «О противодействии терроризму» . Дефиниция в данном акте, выглядит следующим образом: «Терроризм — идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами публичной власти федеральных территорий, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий» [4].
Однако в силу неоднозначности и многосторонности данной темы, здесь её проблематика предстаёт уже с другой стороны. Априори зарождение террора и его эволюция в различных исторических формациях неразрывно связана с общим технологическим и информационным прогрессом. Именно, в связи с этим раскрывается тезис, что тенденция развития терроризма была посеяна научно-техническим прорывом во многих сферах, развивающихся в 20 веке. В следствии данной динамики террор в информационную эпоху приобретает многофункциональные аспекты своей реализации, основываясь на своём идеологическом фундаменте. При этом проблематикой является и использование не подконтрольными группировками плодами и инновациями современной науки, в связи с чем появляются отношения, нуждающиеся в урегулированности.
Незамысловатым примером гения научной мысли может послужить величайший шведский ученый Альфред Нобель , даровавший этому миру динамит. Появившиеся отношения по производству, распространению и сбыту взрывчатых веществ регламентируются в нормативно-правовой базе международных соглашений и договоренностей. Примером совокупности нормативных документов международного характера касательно реакционных, взрывчатых веществ могут послужить : Конвенция «о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения» от 1991 года. Международная конвенция «о борьбе с бомбовым терроризмом » от 1997 года.
Рассматривая, взятый за основу исторической ретроспективы, тезис глобального диалектического детерминизма, элементы которого порождают необходимость в собственной регуляции извне, перед нами предстаёт нечто ещё более глобальное — творение Роберта Оппенгеймера . Последующая гонка вооружений и необходимость договоренностей между сверхдержавами это доказали. В настоящее время на фоне международной, политической нестабильности, обостряется вопрос применения ядерного оружия не только государствами, но и террористическими группировками завладевшие им.
В качестве примера может послужить Международная конвенция «о физической защите ядерного материала и ядерных установок» от 1979 года, затрагивающая принципы и вопрос ответственности государств за контрабанду, незаконный оборот, не надлежащее хранение и утрату ресурсов, способных воспроизвести или применить оружие массового поражения [2]. Приведенный международный акт является специализированным исключительно по вопросу о сбыте ядерного материала третьим лицам, что в результате может привести к разновидности терроризма, как ядерный шантаж. Следствием не надлежащего хранения и незаконного сбыта ядерного ресурса предстаёт его использование преступным лицом, в соответствии со 2 статьёй Международной Конвенции от 2005 года «О борьбе с актами ядерного терроризма» [1] , с целью причинить смерть и ущерб окружающей среде, со ссылкой на центральный нормативный документ Декларацию о мерах ликвидации международного терроризма 49/60 от 9 декабря.
Распространение ядерного материала и его сбыт радикально настроенным лицам априори не может осуществляться без посредничества государства, как субъекта отношения. В связи с этим стоит затронуть ключевой вопрос, как государственный терроризм. Чтобы выдвинуть столь серьёзное обвинение и провозгласить государство — террористом, необходимы доказательство в виде его сотрудничества с не подконтрольными группировками и создание им благоприятных материальных условий для их развития. Данные аспекты отражаются в ч. 1, ст. 2 Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 1999 года демонстрирующей субъективную и объективную стороны преступления при посредничестве государства [3].
Доктор юридических наук Наталья Алексеевна Чернядьева , определяя границы государственного терроризма заключает его в трёх основных формациях: прямое совершение государствами террористических актов; поддержка террористических объединений посредством создания материально-организационных условий; использование группировок в качестве инструмента достижений целей во внешней политике [7].
Пренебрежение основополагающими принципами права его субъектами на фоне общего кризиса международных отношений, непосредственно приводит к нарушению функционирования правового механизма в целом и порождению в дальнейшей перспективе, как следствия, гуманитарных катастроф, в том числе связанных с террористическими преступлениями. Примером данного положения предстаёт принцип международного права, закрепленный в уставе ООН, о вмешательстве во внутренние дела государства посредством идеологической или иной экспансии, что в дальнейшем может привести к дестабилизации региона. Отход от принципов равенства между государствами и сотрудничества влечёт за собой ликвидацию, ключевого по мнению родоначальника естественного права Гуго Гроция , принципа выполнения международных обязательств ( pacta sunt servanda ). В связи с этим умозаключением можно прийти к выводу, исходя из концепции детерминизма, что нарушение одних элементов единого механизма реакционно влечёт к нарушению последующих.
В свою очередь, считаем необходимым определить базовые предпосылки для возникновения международного терроризма в данной работе. Первостепенной причиной представляется нам пренебрежения нормами международного права государствами «первого эшелона», которые в силу исторически сложившихся обстоятельств, находились изначально в привилегированном положении по отношению к собственным вассалам. Здесь же косвенно предстаёт проблематика развитого «Севера» и бедного «Юга». В силу данного аспекта, слаборазвитые регионы, в частности Ближнего Востока, не видят в международном праве гаранта безопасности и прибегают к религиозным учениям, преобразуя их в экстремистское орудие достижения справедливости. Примером демонстрации силы третьего мира, представляется 11 сентября и террор, возглавляемый Аль-Каидой, после чего последовал вооруженный ответ США в виде «арабской весны» на Ближнем Востоке и последующая его дестабилизация вплоть до прихода ко власти в Афганистане фундаменталистского исламского движения «Талибан». Исходя из данного умозаключения видится противостояние двух цивилизаций — исламской и христианско-иудейской, как двух миров, верующих в своё превосходство [5].
Аналогичной парадигмой, как причина реакционного и неподконтрольного следствия, является сложившаяся на Ближнем Востоке коллизия между еврейскими и арабскими народностями. «Трения, возникшие между арабами и евреями за время действия британского мандата, приток евреев в Палестину сразу после Шоа, или Холокоста, образование государства Израиль и последовавший за этим конфликт породили ближневосточной проблему — не разрешенную до сих пор» [6].
Посредством выстроенной причинно-следственной связи перед нами встаёт следующая проблематика. Зависимость международного права и внешней политики государств, которая не исключает дискриминацию одной из сторон. Итогом данного разногласия может быть намеренное нарушение фундаментальных принципов Устава ООН, которые в силу своей необходимости соблюдения могут оказаться триггером для дестабилизации регионов и появлению в них террористических группировок.
Безусловно, фундаментальные принципы и обычаи международного права, складывающиеся на протяжении веков за счёт собственной практики разрешения глобальных противоречий, адаптируемые к любым внешним элементам, стремящихся поразить институты отрасли как таковой. В своём заявлении в 2009 году касательно борьбы с терроризмом В . В . Путин заявил: «Центральная роль должна быть отведена Организации Объединенных Наций — институту с уникальными возможностями для формирования всеобщего консенсуса по борьбе с терроризмом» [8]. Действительно, устои, нормативно-правовая база, практика в урегулировании вопросов и сложившиеся за счёт неё институты международного права должно зиждиться на принципах содействия между субъектами по достижению общего блага — мирного сосуществования. Человечество за счёт своей сущности неукротимо стремится к развитию и остановить его эволюцию не представляется возможным, за исключением своего рода кризисов в сфере отношений, которые могут затормозить общее развитие.
Подводя итоги вышесказанного, можно прийти к выводу, что помимо технического прогресса в динамике развития информационного общества, терроризм как явление, эволюционирует в результате неурегулированности отношений и нигилизма международно-правовых принципов. Посредством непрерывной динамики материального детерминизма в исторической ретроспективе развития отдельных элементов усложняются и объекты, в отношении которых действуют международных нормы. При этом факт девиантного поведения отдельных государств и объединений порождает дестабилизацию не только в международных отношениях, но и во всей отрасли права. Исключительно посредством прямого диалога и дипломатии можно прийти к консенсусу, прибегая к многовековым институтам «права народов». Транспарентность субъектов международного права, их уравнивание между собой посредством регламентации отношений является фундаментальной целью всей отрасли во имя урегулирования и разрешения общих проблематик сообщества, в том числе и терроризма.
Литература:
- Международной конвенции «О борьбе с актами ядерного терроризма» резолюция 59/290 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 апреля 2005 года.
- Международная конвенция «О физической защите ядерного материала» от 1979 года.
- Международная конвенция «О борьбе с финансированием терроризма» резолюция 54/109 Генеральная Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 года.
- О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № -35-ФЗ // СЗ РФ. — 2006. — № 11. — ст. 1146.
- Эмануилов, Р. Террор во имя веры: религия и политическое насилие. / Эмануилов Р., Яшлавский А. Э.; М., Мосты культуры, — 2011. — 344 с.
- Франко Кардини, Европа и ислам: история непонимания / Серия «Становление Европы». / Пер. с итал. Е. Смагиной, А. Карловой, А. Митрофанова. — СПб.: «Александрия», 2007. — 332 с.
- Чернядьева, Н. А. Современное состояние и тенденции развития международно-правовой борьбы с терроризмом: автореф. дис. на соискание ученой степени док. юрид. наук / Н. А. Чернядьева. — М., 2018. — 58 с.
- Президент России // kremlin: сайт. — Режим доступа: http://www.kremlin.ru/ — Загл. с экрана.