В статье автор исследует основы правового статуса депутата законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Ключевые слова: правовой статус, законодательный орган, депутат, федеральный закон, субъект Российской Федерации.
Представительство в органах публичной власти и осуществление государственной власти в регионе от имени и в интересах народа — есть не что иное, как основа правового статуса депутата законодательного органа.
В современной юридической науке правовой статус депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации рассматривается с различных сторон. По мнению доктора юридических наук А. В. Чепуса в статусе парламентария выделяют две составляющих: основные и второстепенные элементы. «К числу основных элементов относятся права, обязанности и ответственность депутата, закрепленные нормами права и обеспеченные соответствующими гарантиями. К числу второстепенных относятся порядок избрания депутата, вид и содержание мандата депутата». [1, с.200]
Сегодня на первое место выходит возросшая роль законодательной власти на региональном уровне, что определяет важность и актуальность теоретического изучения правового статуса депутата законодательного органа субъекта и проблем, связанных с его реализацией.
В обобщенном виде правовой статус регионального депутата представляет собой совокупность характеристик, состоящий из прав, обязанностей и полномочий субъекта, определенных рамками соответствующих нормативных правовых актов как федерального, так и регионального уровней.
Прежде всего, это — рамки обновленной Конституции Российской Федерации, которой предусмотрено наличие в стране единой системы публичной власти, включающую в себя федеральные, региональные и местные органы власти. Конституцией Российской Федерации на федеральном уровне установлены основы рамочного регулирования статуса законодательного органа субъекта, поскольку в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. [2]
Но в тоже время, в Конституции практически не закреплен правовой статус депутата регионального парламента: часть 1 статьи 77 наделяет субъекты Российской Федерации принципом конституционной самостоятельности в вопросе формирования системы органов государственной власти субъектов, выдвигая главное требование — соответствие основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. [2]
Аналогичную точку зрения высказывает и А. В. Габеев отмечая, что правовой статус депутата регионального парламента в равной степени устанавливается федеральным и региональным законодательством в соответствии с конституционными началами реализации представительства на местах. [3, с. 447]
Следовательно, вопросы определения правового статуса депутата регионального парламента регулируются федеральным законодательством и региональным законодательствам субъектов Российской Федерации в соответствии с конституционными началами реализации законодательной функции в сфере вопросов совместного ведения Российской Федерации и её субъектов.
Основы правового положения депутатов законодательных органов субъектов Федерации закреплены в Конституции Российской Федерации, федеральных законах, региональных конституциях и уставах, законах о статусе депутатов. По мнению Чиркина, В.Е. они рассматриваются как гарантии парламентской деятельности и должны служить обеспечению депутатской работы. [4, С.324.]
Основным нормативным правовым актом федерального уровня, определяющим права и обязанности депутата регионального парламента является Федеральный закон от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации». [5]
В соответствии с п.3 статьи 15 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ статус депутата и срок его полномочий регулируются данным Федеральным законом, а также другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. [5]
Таким образом, вторым уровнем правового регулирования специальной правосубъектности депутатов регионального парламента, является законодательство субъекта Российской Федерации. Здесь усматривается особенность данной нормы: права и обязанности депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации устанавливаются исключительно в конституциях, уставах и законах субъектов Российской Федерации. Они не могут быть предусмотрены в регламентах или других правовых актах, принимаемых законодательными органами субъектов Российской Федерации. Указанные правовые акты выполняют регламентирующую роль, заключающуюся в более детальном изложении процедуры и порядка осуществления депутатами, установленных для них законодательством субъекта Российской Федерации, прав и исполнения обязанностей, связанных с деятельностью депутатов в законодательном органе региона, а также в части организации работы с избирателями.
Частью 3 статьи 17 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ предусмотрено, что депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации замещает государственную должность субъекта Российской Федерации вне зависимости от осуществления им депутатской деятельности на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности [4]. Указанная норма, определяет депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации, как члена органа государственной власти, входящего в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляющего взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на территории определенного субъекта Российской Федерации. Посредством выборов, депутат законодательного органа государственной власти субъекта наделяется избирателями правом на осуществление государственной власти в этом органе, на рассмотрение и принятие в коллегиальном порядке вопросов, отнесенных к полномочиям этого органа, и, прежде всего, на осуществление законодательной деятельности в целях защиты интересов населения, проживающего на определенной территории.
Но при этом следует отметить, что осуществляя законодательную деятельность, региональный депутат должен учитывать интересы всего населения субъекта Российской Федерации. Он не может представлять в государственном органе интересы лишь отдельных категорий граждан, своих избирателей. Разрабатывая и принимая законы для субъекта Российской Федерации, он должен учитывать последствия их реализации для жителей всего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, мы видим, что важнейшая роль по реализации конституционного принципа народовластия, провозглашенного в статье 3 Конституции Российской Федерации, принадлежит сегодня государству. А законодательное закрепление статуса депутатов региональных парламентов важно для обеспечения эффективного представительства интересов избирателей в этих парламентах. Поэтому, на современном этапе важнейшим условием реализации принципа народовластия в нашей стране является повышение роли и ответственности законодательных органов субъектов Российской Федерации.
Литература:
- Чепус А. В. Проблемы правового статуса депутата законодательного органа субъекта Российской Федерации //Образование и право — 2023.-№ 6.- С.200–205.
- Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. — 04.07.2020.
- Габеев А. В. Конституционно-правовой статус регионального парламента: понятие и содержание / А. В. Габеев // Евразийский юридический журнал. — 2020. — № 12 (151). — С. 446- 449.
- Чиркин В. Е. Конституционное право России.// М. — 2008 — С. 568.
- Федеральный закон от 21.12.2021 № 414- ФЗ (ред. от 14.04.2023) «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov. ru, — 25.12.2023.