Выявление налоговых преступлений через меры социальной поддержки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №5 (504) февраль 2024 г.

Дата публикации: 28.01.2024

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Вильмонас, А. Г. Выявление налоговых преступлений через меры социальной поддержки / А. Г. Вильмонас. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 5 (504). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/504/110849/ (дата обращения: 19.11.2024).



Необходимость налогов, являющихся обязательными платежами, взимаемыми государством с физических лиц и организаций, обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, источником материальной базы для реализации программ социально-экономического, культурного и политического развития, содержания управленческого аппарата, осуществления иных социальных функций государства, направленных на удовлетворение общественных потребностей. Лишь успешно функционирующая налоговая система способна стать каркасом прогрессивного экономического развития и тем самым стимулировать повышение уровня благосостояния общества.

В связи с этим особую актуальность приобретает эффективная борьба с налоговыми преступлениями, представляющими главную угрозу функционированию налоговой системы и системе рыночных отношений в России.

За крайние три года произошло много изменений в сфере налогового законодательства. Изменения вызваны пандемией коронавируса и теми послаблениями, которое государство сделало для малого и среднего бизнеса, и международными санкциями, которые в первую очередь затронули крупный бизнес, и проведением специальной военной операции.

Также нельзя не отметить и множество мер социальной поддержки семей с детьми, такие, например, как установление единого пособия. В данном случае предлагается остановиться детальнее и рассмотреть условия назначения единого пособия.

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2022 № 455-ФЗ, единое пособие — представляет собой ежемесячные выплаты на детей до 17 лет, а также беременным женщинам, которые встали на учет на ранних сроках беременности [1].

В соответствии со статьей 9 указанного Федерального закона, Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с частью шестой настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением указанного пособия.

При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.

В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством), его дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (за исключением обучающихся по дополнительным образовательным программам).

В свою очередь, следует отметить, что все доходы учитываются до удержания налога. И как правило, основная часть официально работающего в государственных и муниципальных предприятиях не подпадает по указанные критерии нуждаемости.

В то же время самозанятые лица и индивидуальные предприниматели по упрощенной налоговой ставке, уплачивают 6 % налог и показывают самостоятельно свою прибыль. Более того, немалую массу обратившихся за мерами социальной поддержки составляют официально безработные лица, которые как правило, ведут предпринимательскую деятельность.

Вот именно данная категория граждан интересна в части выявления и пресечения налоговых преступлений. В современной мире, особенно при учете сложившейся внешнеполитической ситуации, ведение бизнеса без рекламы, практический невозможно. Самым доступным способом рекламы являются социальные сети и площадки такие как «Авито».

В целом выявить лицо, осуществляющее незаконную предпринимательскую деятельность выявить вполне реально. Нами предлагается вполне доступный организованный метод выявления указанных лиц через взаимодействие с органами, предоставляющими меры социальной поддержки, в настоящее время речь идет о Пенсионном фонде России.

Отсюда предлагается ведение отдельного реестра (учета) безработных граждан, обратившихся за мерами социальной поддержки. Каждые три месяца ПФ РФ в каждом субъекте должен передавать данные сведения в Налоговый орган субъекта.

В то же время налоговые органы вправе запрашивать у банков в отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями: справки о наличии счетов, вкладов (депозитов), справки об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам), справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств.

Также орган дознания налоговой полиции имеет возможность проверить осуществление предпринимательской деятельности указанными гражданами через социальные сети. Бесспорно, именно эта часть работы является наиболее трудоемкой, однако создание прецедента и привлечение к ответственности нескольких недобросовестных граждан, является эффективной мерой пресечения аналогичных преступлений впредь.

А следует понимать, что в данном случае речь идет не только о налоговом преступлении, но и о мошенничестве в отношении государства, так как для получения мер социальной поддержки граждане предоставляют заведомо ложны сведения.

Также нами предлагается снизить налог для государственных и муниципальных служащих, имеющих годовой доход до 2 млн. рублей (до удержания НДФЛ, после удержания алиментов) до 6 %, что обеспечит равенство служащих по отношению безработным гражданам. Так как в настоящее время фактический государственный и муниципальный служащий официально трудоустроен, платить 13 % налог и при этом не имеет возможности воспользоваться мерами социальной поддержки, так как его доход считается до удержания НДФЛ. И в то же время безработные граждане фактически получают меры социальной поддержки за счет вышеуказанных служащих, и при этом не приносят фактической пользы государству, что изначально ставит указанных категории граждан в неравное положение.

Кроме того, данные изменения послужат эффективной мерой стимулирования граждан поступать на государственную и муниципальную службу, что существенно расширит кадровый резерв.

Следует отметить, что основная масса крупного и среднего бизнеса в России работает открыто, а вот малый бизнес, включая самозанятых лиц и официально безработных — это и есть основная масса представителей «теневой экономики».

Литература:

  1. Единое пособие с 1 января 2024 года: что это такое и кому положено: Главбух выпуск от 26 января 2024 года//https://www.glavbukh.ru/art/388210-edinoe-posobie-s-1-yanvarya-2024-goda-chto-eto-takoe-i-komu-polojeno
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)//Российская газета. — 2020. — 4 июля. — Текст: непосредственный.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024).
  4. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»// Официальный интернет-портал правовой информации. Номер опубликования 0001202211210043, дата опубликования 21.11.2022 (дата обращения 27.01.2024).
Основные термины (генерируются автоматически): социальная поддержка, единое пособие, воспитание ребенка, гражданин, ежемесячное пособие, лицо, предпринимательская деятельность, Россия, среднедушевой доход семьи, член семьи.


Задать вопрос