Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет ..., печатный экземпляр отправим ...
Опубликовать статью

Молодой учёный

Методы государственного регулирования неформальной занятости в России

Научный руководитель
Экономика и управление
12.12.2025
9
Поделиться
Аннотация
В статье рассматривается понятие неформальной занятости как нелегальной деятельности без надлежащего оформления и без уплаты налогов, а также описываются меры, предпринимаемые для борьбы с неформальной занятостью в современной России. Основной упор делается на рассмотрении недавно введенного института самозанятости и связанных с ним вопросов, касающихся как снижения уровня неформальной занятости, так и искажения действительной формы занятости. В заключении рассматриваются направления дальнейшего совершенствования мер по снижению уровня неформальной занятости.
Библиографическое описание
Лебедева, Д. И. Методы государственного регулирования неформальной занятости в России / Д. И. Лебедева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2025. — № 50 (601). — URL: https://moluch.ru/archive/601/131418.


Вопросы, касающиеся изучения неформальной занятости в России, являются важными в экономической науке и статистике. Особую сложность при их изучении вызывает не только тот факт, что подсчет количества неформально занятых является непростой задачей, но и тот факт, что само понятие неформальной занятости нельзя назвать строго определенным.

Несмотря на то, что определение неформальной занятости, казалось бы, должно быть довольно простым, на самом деле, разные авторы вкладывают в него различный смысл, поэтому, прежде всего, необходимо различать понятия «неформальной занятости» и «занятости в неформальном секторе экономики». Так, Федеральная служба государственной статистики (Росстат) в качестве критерия определения неформального сектора экономики принимает критерий отсутствия государственной регистрации в качестве юридического лица [10, с. 12].

Мы считаем, что использование определения неформального сектора экономики для вывода на его основе понятия неформальной занятости будет некорректно, ведь таким образом в примеры неформальной занятости будут попадать лица, ведущие свою деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, сотрудники, работающие у индивидуальных предпринимателей по найму с официальным заключением трудового договора, а также лица, работающие на индивидуальной основе с регистрацией в качестве плательщика налога на профессиональный доход (то есть самозанятые ).

Более правильным, по нашему мнению, является подход некоторых авторов по определению неформальной занятости как нелегального трудоустройства. Так, заместитель руководителя Управления ФНС по Приморскому краю, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса Надежда Владимировна Ян считает, что под неформальной занятостью необходимо понимать «нелегальное трудоустройство, т. е. наличие трудовых отношений без издания приказа о приеме на работу, без оформления письменного договора, без внесения соответствующей записи в трудовую книжку, без официальной выплаты заработной платы и связанных с ней налогов и отчислений во внебюджетные фонды» [3].

Мы считаем, что такие два взаимосвязанных признака, как отсутствие надлежащего оформления занятости и неуплата налогов, являются основополагающими для определения неформальной занятости. Тем не менее, мы полагаем, что будет правильно расширить определение, приведенное Надеждой Владимировной Ян, и взять за основу определение неформальной занятости, приведенное Дарьей Валерьевной Некипеловой, которая определяет неформальную занятость как вид трудовых отношений без заключения трудового договора между работником и работодателем либо как индивидуальную трудовую деятельность работника, осуществляемую без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или самозанятого [2, с. 42].

Таким образом, понятия «неформальная занятость» и «занятость в неформальном секторе экономики» не являются тождественными. Поскольку под «неформальным сектором экономики» Росстат понимает все виды деятельности, осуществляемые без государственной регистрации юридического лица, то часть видов занятости, относимых Росстатом к неформальному сектору, не являются неформальной занятостью, определенной нами выше.

Так, деятельность индивидуальных предпринимателей, если она ведется с государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и с последующим заключением этим предпринимателем гражданского-правового договора с заказчиком (на выполнение работ или оказание услуг) и уплатой этим индивидуальным предпринимателем установленных налогов в бюджет в общем виде не подпадает под приведенное нами выше определение неформальной занятости, так как в этом случае не выполняются два основных признака неформальной занятости: отсутствие надлежащего оформления и неуплата налогов.

Аналогично следует рассматривать лицо, зарегистрированное надлежащим образом в качестве плательщика налога на профессиональный доход, то есть самозанятого, который заключает договор с заказчиком и уплачивает с дохода по этому договору налог.

Точно так же под наше определение неформальной занятости не подпадает и работник, заключивший трудовой договор с индивидуальным предпринимателем. Законодательство не только не запрещает заключение трудовых договоров между индивидуальными предпринимателями и нанимаемыми ими работниками, но и, наоборот, обязывает индивидуальных предпринимателей заключать трудовые договоры и уплачивать в бюджет налоги и взносы, следуемые от выплаты заработной платы работникам, практически не делая различий между тем, какой субъект — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель — является работодателем.

Итак, данные виды занятости, хотя и относятся Росстатом к неформальному сектору, не могут быть в общем случае признаны видами нелегального трудоустройства и, соответственно, видами неформальной занятости по принятому нами определению.

За последние два десятка лет государство предприняло значительное количество мер для уменьшения неформальной занятости. Делало оно это по принципу «кнута и пряника». То есть все предпринимаемые государством меры можно разделить на следующие две группы.

К первой группе отнесем меры по борьбе с прямыми нарушениями закона (так называемый «кнут»). Сюда относятся усиление налогового контроля, улучшение администрирования сбора налогов, а также борьба с обналичиванием денег, в том числе борьба с компаниями-однодневками.

Такая деятельность налоговых органов, хоть и не быстро, но приносит свои плоды: к 1 сентября 2025 года количество зарегистрированных компаний в России сократилось до минимального за 15 лет уровня — менее 3,2 млн организаций. За год их число уменьшилось на 56 тыс. [9]. Эта информация показывает, что государство и вправду борется с бизнесом, который не платит налоги, и с компаниями-однодневками.

Ко второй группе мер («пряник»), предпринимаемых государством для снижения неформальной занятости, относятся меры по упрощению ведения бизнеса и снижению налогообложения малых предприятий. Сюда относятся упрощение регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (сейчас зарегистрировать бизнес можно «не выходя из дома»), введение упрощенной системы налогообложения (УСН) со сниженной ставкой налога для малого бизнеса, в том числе автоматизированной УСН, при применении которой у налогоплательщиков вообще отсутствует обязанность по уплате страховых взносов в Социальный фонд России, а также по представлению налоговых деклараций и расчетов по страховым взносам [4], пониженные тарифы страховых взносов для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в отдельных отраслях (ст. 427 НК РФ), а также введение в качестве эксперимента института самозанятости [1].

Введение института самозанятости является настоящим прорывом в борьбе со снижением неформальной занятости.

Специальный налоговый режим «налог на профессиональный доход» создан для того, чтобы физические лица смогли официально вести свою деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, с уплатой очень небольших налогов и без необходимости подачи налоговой отчетности. Этот режим начал применяться с 2019 года в некоторых субъектах, и в течение нескольких последующих лет его действие было распространено на всю территорию России. По первоначальному предположению, этот режим должен действовать в течение 10 лет.

Физические лица, перешедшие на этот налоговый режим (самозанятые), платят с доходов от самостоятельной деятельности налог по ставке всего 4 % (по доходам от сотрудничества с физическими лицами) или 6 % (по доходам от сотрудничества с юридическими лицами), но при этом они должны соблюдать следующие ограничения:

— получать доход только от самостоятельного ведения деятельности или использования имущества;

— при ведении этой деятельности не иметь работодателя, с которым заключен трудовой договор;

— не привлекать для этой деятельности наемных работников по трудовым договорам;

— сумма доходов от такой деятельности не должна превышать 2,4 млн руб. за календарный год [11].

Введение института самозанятости значительно уменьшило количество людей, являвшихся неформально занятыми. Без введения данного института значительная часть граждан, которые в итоге получили статус самозанятых, оказывала бы услуги вообще без оформления и без уплаты каких-либо налогов. Но, не отрицая большого положительного эффекта от выведения самозанятых из «серой» зоны экономики в «белую», необходимо отметить, что появление легального института самозанятости привело и к противоположным последствиям, в частности, к искажению действительной формы занятости (когда трудовой договор подменяется договором гражданско-правового характера).

Проблема возможного перевода работников с трудовых договоров на договоры с самозанятыми изначально казалась для властей явной, поэтому при принятии закона о самозанятых был сразу же введен запрет на перевод работников с трудовых договоров на самозанятость в течение 2-ух лет с их увольнения от конкретного работодателя (пп. 8 п. 2 ст. 6 Федерального закона «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»»). Ситуация в этой сфере до сих пор остается напряженной и беспокоит власти, что видно, например, по комментариям Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина, который сказал, что надо следить за тем, чтобы юридические лица не брали к себе на работу вместо обычных работников (т. е. работающих по трудовому договору) работников, оформляющих самозанятость [5].

Буквально через месяц после этого высказывания Председателя Правительства в СМИ появились сообщения о том, что налоговые органы усиливают проверки таксопарков с целью выявить подмену трудовых отношений гражданско-правовыми либо случаи, когда водитель, не будучи ни самозанятым, ни индивидуальным предпринимателем, не имеет и трудового договора. По итогам этих проверок владельцы автопарков начали получать доначисление НДФЛ, страховых взносов, штрафов и пени якобы за неоформленных работников [8].

Мы считаем, что дискуссия о перспективах развития института самозанятости не только не прекратится, но и будет разгораться с новой силой. Чем большее время будет продолжать действовать данный специальный режим налогообложения, чем большее количество человек зарегистрируются в качестве самозанятых и будут платить вместо высоких налогов и взносов с заработной платы относительно небольшой налог на профессиональный доход, тем больше проблем будет необходимо решать государству при выходе данных лиц на пенсию, поскольку нагрузка на бюджет, связанная с выплатой пенсий данным лицам, будет также все возрастать.

Тем не менее, отказ от режима самозанятости стал бы шагом назад для российского рынка труда, считают эксперты. Так, по словам руководителя пресс-службы сервиса SuperJob Натальи Ильченко, этот формат уже стал важной частью экономики и требует не отмены, а донастройки — с прозрачными правилами и понятными механизмами взаимодействия между исполнителями, заказчиками и платформами. Самозанятость выгодна обеим сторонам, но требует четкого разграничения трудовых и гражданско-правовых отношений, чтобы избежать нарушений законодательства [12].

Таким образом, дальнейшие шаги государства по борьбе с неформальной занятостью, направленные на ее снижение, должны идти в двух направлениях.

Во-первых, это снижение числа «ложных самозанятых», которые переходят на этот вид оформления своей деятельности исключительно с целью ухода от трудового договора и снижения размера уплачиваемых налогов. Данная задача является очень непростой, но без ее решения невозможно навести порядок в складывающейся в настоящее время практике ухода от налогообложения с помощью этого механизма, о чем, например, сказала Председатель Совета федерации Валентина Матвиенко, назвав это «абсолютно порочной практикой» [7].

Во-вторых, необходимо начинать собирать данные о нелегальных самозанятых, которые до настоящего времени не оформили свою деятельность официально и не платят налоги. Так, по некоторым данным, на рынке недвижимости доля теневой аренды составляет свыше 90 % [6], и при этом вычислить таких граждан, на самом деле, не очень сложно, поскольку информация о сдающихся квартирах легко находится на специализированных площадках в интернете.

Итак, за последние годы государство провело значительные реформы с целью сокращения неформальной занятости, и основой элемент этих реформ — введение института самозанятости, способствовавшего переводу очень большого количества работников из «серой» части экономики в «белую» ее часть. Тем не менее, институт самозанятости также имеет свои проблемы, прежде всего, в частом искажении действительной формы занятости и заключении гражданско-правового договора вместо трудового. И решению именно этого вопроса, по нашему мнению, будут посвящены последующие шаги государства по совершенствованию института самозанятости, чтобы выравнять появившийся дисбаланс между налогообложением самозанятых и лиц, работающих по трудовому договору, но так, чтобы при этом не допустить возобновления роста уровня неформальной занятости.

Литература:

  1. Федеральный закон «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» от 27.11.2018 № 422-ФЗ (ред. от 29.11.2024) [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=479939 (дата обращения: 13.11.2025).
  2. Некипелова Д. В. Неформальная занятость в Российской Федерации: тенденции распространения и направления государственного регулирования. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук [Электронный ресурс]. — URL: https://vcot.info/uploads/dissovet/dissertations/16/nekipelova-d-v. %20(%D1 %81 %D0 %B0 %D0 %B9 %D1 %82)-5fd9ff104815b808505971.pdf (дата обращения: 24.10.2025).
  3. Ян Н. В. Неформальная занятость — риски для работодателя и работника // «Вэд-Эксперт» № 4, октябрь 2016 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.nalog.gov.ru/rn25/news/smi/6349232/ (дата обращения: 22.10.2025).
  4. Автоматизированная упрощенная система налогообложения [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/taxation/taxes/autotax_system/ (дата обращения: 13.11.2025).
  5. Вступительное слово Михаила Мишустина на стратегической сессии о повышении эффективности экономики и обеспечении равных условий ведения бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/56608/ (дата обращения: 24.10.2025).
  6. Гаплевская А. Арендодателей выводят из «серой зоны». Как ФНС будет собирать данные о россиянах, сдающих квартиры [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8230011 (дата обращения: 30.11.2025).
  7. Мельчаков С. Матвиенко поручила «плотно заняться» самозанятыми [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8230920 (дата обращения: 30.11.2025).
  8. Савина Ю. ФНС подсела в такси. В чем основная претензия налоговой к работе таксопарков с самозанятыми [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/8195482 (дата обращения: 13.11.2025).
  9. Строителева М. Удар по юрлицу: количество компаний в России упало до минимума за 15 лет [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/1956576/mariia-stroiteleva/udar-po-yurlicu-kolichestvo-kompanij-v-rossii-upalo-do-minimuma-za-15-let (дата обращения: 12.11.2025).
  10. Труд и занятость в России. 2023: Стат.сб./Росстат — M., 2023. — 180 с. [Электронный ресурс]. — URL: http://ssl.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Trud_2023.pdf (дата обращения: 22.10.2025).
  11. Что такое «Налог на профессиональный доход» [Электронный ресурс]. URL: https://npd.nalog.ru/ (дата обращения: 13.11.2025).
  12. Эксперты считают, что режим самозанятости требует донастройки, а не отмены [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/8157429 (дата обращения: 24.10.2025).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный