Теневая экономика является одной из постоянно действующих угроз социально-экономического развития государства. Изменение масштабов теневой экономики свидетельствует об эффективности государственного управления и регулирования социально-экономических процессов. В рамках данной статьи определены основные социально-экономические последствия теневой экономики в России. Рассмотрены основные направления политики государства по уменьшению масштабов теневой экономики.
Ключевые слова: социально-экономическое развитие, теневая экономика, государственное регулирование, нелегальный бизнес.
Социально-экономические условия развития теневой экономики
В России теневая экономика приобрела качество устойчивого социального явления. Основной причиной высокой доли теневой составляющей в экономике России является низкий уровень доходов населения, и необходимость поиска его увеличения. Так, по данным Росстата реальные доходы населения в 2016 году составили 94,2 % к 2015 году, 91,2 % к 2014 году и 98,6 % к 2011 году [4]. И по оценкам Центра мониторинга НИУ ВШЭ в 2017 году отрицательная тенденция динамики доходов не только сохранилась, но и усилилась [3].
Таблица 1
Номинальные иреальные денежные доходы населения [4]
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
Номинальные денежные доходы населения |
||||||
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. |
20 780 |
23 221 |
25 928 |
27 767 |
30 467 |
30 744 |
В процентах к: |
||||||
2011 г. |
100,0 |
111,7 |
124,8 |
133,6 |
146,6 |
147,9 |
2012 г. |
100,0 |
111,7 |
119,6 |
131,2 |
132,4 |
|
2013 г. |
100,0 |
107,1 |
117,5 |
118,6 |
||
2014 г. |
100,0 |
109,7 |
110,7 |
|||
2015 г. |
100,0 |
100,9 |
||||
Реальные денежные доходы населения |
||||||
В процентах к: |
||||||
2011 г. |
100,0 |
105,8 |
110,9 |
110,4 |
105,8 |
99,9 |
2012 г. |
100,0 |
104,8 |
104,3 |
100,0 |
94,5 |
|
2013 г. |
100,0 |
99,5 |
95,4 |
90,1 |
||
2014 г. |
100,0 |
95,9 |
90,5 |
|||
2015 г. |
100,0 |
94,4 |
||||
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
||||||
В процентах к: |
||||||
2011 г. |
100,0 |
104,6 |
108,8 |
108,1 |
104,6 |
98,6 |
2012 г. |
100,0 |
104,0 |
103,3 |
100,0 |
94,2 |
|
2013 г. |
100,0 |
99,3 |
96,2 |
90,6 |
||
2014 г. |
100,0 |
96,8 |
91,2 |
|||
2015 г. |
100,0 |
94,2 |
||||
Реальные располагаемые доходы подавляющего количества россиян не предоставляют возможности для улучшения качества жизни. А зачастую — просто не покрывают всех необходимых расходов. Именно по этой причине значительное количество работников предпочитают скрывать свои доходы от налоговых органов, тем самым находить решения для компенсации своего неудовлетворительного финансового положения.
По оценкам Центра социального и политического мониторинга Института социальных наук РАНХиГС число россиян-участников теневого сектора экономики в 2017 году увеличилось до 44,8 %, а это — примерно 33 млн. человек, а число занятых в теневой экономике на постоянной основе возросло с 28,8 % до 31,4 %, это примерно 23 млн. человек. [5] Такие цифры говорят о весьма опасной тенденции.
Следствия отсутствия со стороны органов власти должного внимания кросту теневой экономики
Отсутствие должного внимания органов власти к росту доли теневого сектора экономики дискредитирует деятельность государства. Эта модель взаимоотношений общества и государства наблюдалась в России 1990-х годов, и этот опыт свидетельствует о неприемлемости безответственного отношения к проблеме роста теневой экономики, рассмотрения ее как механизма скрытого обеспечения социальной стабильности в условиях кризиса экономики и системы государственного регулирования. Отметим наиболее существенные негативные последствия недостаточного внимания к роли теневого сегмента в экономике страны.
Во-первых, участники теневого сектора уплачивают часть налогов, а в некоторых случаях не платят их вовсе, что влияет на объем поступлений денежных средств в бюджет, и на возможность государственного управления и регулирования.
Во-вторых, субъекты, которые добросовестно исполняют свои налоговые обязательства, фактически содержат участников теневого сектора экономики. Получается, что легальный бизнес теряет свои ресурсы для развития, и, чтобы поддерживать свою конкурентоспособность, он ищет способы оптимизации сокращения издержек, в том числе — уходя в тень от налогообложения.
В-третьих, органы государственного контроля и надзора не могут игнорировать установленные стандарты ведения бизнеса, что значительно увеличивает риск возникновения коррупции.
В-четвертых, становится сложнее принимать какие-либо меры по предотвращению коррупции, в том числе по формированию социальной нетерпимости и отвращению к коррупции [1], поскольку такое объяснение находит у возраставшей части общества обоснования необходимости;
В-пятых, увеличение теневого сектора экономики практически формирует материальную основу для развития криминальных структур [2].
Направления политики по сокращению теневого сектора экономики
Резкое введение ограничений и ужесточение мер в отношении теневой экономики в первую очередь скажется на наименее защищенной части российского общества. Использование этих мер не вызовет протестов и будут положительно оценены только, когда фактически располагаемый доход, получаемый в легальном секторе, будет увеличен. Конечно, эта ситуация не распространяется на незаконную деятельность. Они никоим образом не связаны с домашними хозяйствами, деятельность которых превышает сферу рассматриваемой проблемы. Решение вышеуказанных проблем и устранение последствий развития теневой экономики требует реализации долгосрочной государственной политики и целенаправленной работы в следующих областях.
Во-первых, эта работа должна быть направлена на увеличение реально располагаемого дохода населения. Ориентиром уровня доходов должны стать средние значения этого показателя, характерные для экономик ведущих стран мира. Увеличение доходов должно быть обеспечено соблюдением макроэкономической стабильности и недопущением роста инфляции.
Во-вторых, является важным вместе с увеличением реальных располагаемых доходов населения вести планомерное ужесточение мер в отношении субъектов теневой экономики.
В-третьих, справедливое и сбалансированное распределение налогового бремени должно сопровождаться с возвращением бизнеса в легальный сектор экономики.
Снижение уровня теневой экономики страны может расширить налогооблагаемую базу экономики и увеличить поступление денежных средств в бюджет. Однако дополнительный доход бюджета следует рассматривать как средства, ранее предоставленные бюджетной системе предприятиями и организациями, которые добросовестно выполняют свои обязательства перед налоговыми органами. Эти средства могут быть использованы для восстановления баланса при распределении налоговой нагрузки. Одним из способов обеспечения экономической безопасности государства является администрирование налогов. Речь идет о совокупности организационных действий, направленных на укрепление налоговой системы, создания благоприятных условий для физических и юридических лиц, а также воспитанию налоговой культуры и дисциплины налогоплательщиков. Стоит отметить, что сложность и последовательность мероприятий в этих областях имеют решающее значение, и достижение положительных результатов в политике государства крайне важно.
Осуществление политики по сокращению неформального сектора экономики должно осуществляться последовательно, что требует времени и аккуратного точечного воздействия на различные группы субъектов теневой экономики. На наш взгляд, применение запретительных мер и одинаково жестких наказаний для недобросовестных налогоплательщиков, субъектов домашнего хозяйства, производящих продукцию для собственного потребления и субъектов преступного бизнеса, является социально опасным. Такой подход не приведет к желаемому социально-экономическому воздействию. Более того, возрастает риск роста коррупции, так как при отсутствии четкого разделения групп субъектов теневой экономики, в процессе внедрения запретительных мер на местах появляется возможность применения неоправданно жестких мер.
При рассмотрении результатов легализации теневой экономической деятельности особое место занимает работа по предотвращению коррупции. Сокращение доли теневой экономики, прежде всего, скажется на увеличении доли налоговых поступлений. Однако увеличение бюджетных доходов не должно рассматриваться только как «бонусный ресурс», который может быть использован для увеличения бюджетных расходов. Эти средства должны использоваться для справедливого и сбалансированного распределения налогового бремени и повышения конкурентоспособности реального налогоплательщика. Механизмы повышения конкурентоспособности налогоплательщика могут предусматривать предоставление льгот [6]. Однако, на наш взгляд, на эти льготы могут претендовать только добросовестные налогоплательщики, чья деятельность связана с получением конкретных положительных социально-экономических последствий.
Литература:
- О противодействии коррупции. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017).
- Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. — М., 2006.
- Население России в 2017 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Июль 2017 / под ред. Л. Н. Овчаровой. — М.: НИУ ВШЭ. 2017. 37 стр.
- Социальное положение и уровень жизни населения России. 2017: Стат.сб. / Росстат — M., 2017.
- Ломская Т., Базанова Е. Россияне пережидают кризис в теневом секторе. Ведомости. Экономика. [Электронный ресурс] / Электронное периодическое издание «Ведомости» (Vedomosti). Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2017/08/24/730769-rossiyane-krizis (дата обращения 31.10.2018).
- Коловагин П. М. Борьба с коррупцией в Российской Федерации. Учебник для сотрудников полиции. В двух томах. Том первый. // Коловагин П. М. — УТ МВД России по СЗФО. Западное линейное управление — Калининград — 2017–408 с.