Рассматриваются современные проблемы нелегального рынка труда в России. Особое внимание уделяется вновь принятому законодательству о занятости, отдельная глава которого посвящена противодействию нелегальной занятости в РФ.
Ключевые слова: нелегальная занятость, Российская Федерация, неформальная занятость, нелегальный рынок труда, оказание услуг, устная договоренность.
Вводимый поэтапно новый закон о занятости населения закрепил понятие занятости как трудовой деятельности и иной непротиворечащей законодательству Российской Федерации деятельности граждан, осуществляемой ими в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и направленной на получение дохода. [1].
Исходя из ст. 37 Конституции РФ, гражданин может реализовать свое право на труд в различных организационно-правовых формах, регулируемых не только нормами трудового, но и других отраслей права: гражданского (работа по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг), административного права (гражданская и военная государственная службы), муниципального права (муниципальная служба) [2].
В то же время сложилась ситуация, при которой определенное число граждан, фактически осуществляющих те или иные виды деятельности, не состоит ни в трудовых, ни в гражданско-правовых отношениях с работодателем, а также не имеет статуса предпринимателя или самозанятого.
Другими словами, на практике все активнее развивается такое явление, как «нелегальный рынок труда», под которым можно понимать неформальный вид занятости, демонстрирующий сокрытие реально существующих отношений найма в целях роста доходности трудовой сделки» [3, с. 99].
Не секрет, что недобросовестные работодатели в целях экономии и ухода от налоговых и других обязательных страховых платежей, принимая работника без оформления трудовых отношений, предлагают ему работать нелегально. Да и чего скрывать, многие работники сами предпочитают работать без официального оформления. Таким трудовым отношениям, основанным на устной договоренности, дано определение — неформальная (нелегальная) занятость.
Новый закон закрепил, что «под нелегальной занятостью понимается осуществление трудовой деятельности в нарушение установленного трудовым законодательством порядка оформления трудовых отношений». [1].
Неформальная занятость — это работа по устной договоренности с юридическими или физическими лицами либо как незарегистрированное предпринимательство. Примером такой занятости может быть оказание услуг на дому (маникюр, репетиторство, массаж, пошив и ремонт одежды и т. п.), сезонные сборщики фруктов и овощей, работающие без оформления таксисты, и многие другие.
Возникновению нелегального рынка труда способствовали определенные причины. Их разнообразие велико, например: низкая заработная плата обусловлена тем, что работодатель обязан делать взносы во внебюджетные фонды за работников; нежелание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществлять налоговые вычеты в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации; всё ещё низкие пенсии, которые побуждают людей, достигших пенсионного возраста, устраиваться на неформальную работу; поток массовой миграции; осуществлять деятельность без соблюдения установленных государством правил и предписаний, что полностью исключают обязанность со стороны работодателя по социальному обеспечению работника [4, с. 86].
И всё же, почему граждане выбирают в неформальную занятость?
На наш взгляд, существует несколько причин: низкая правовая культура населения, невозможность устроиться по договорной форме (большая конкуренция, маленькая заработная плата, нежелание работодателя выплачивать налоги), гибкий график работы, дополнительный доход, пример друзей, нежелание работать под надзором начальства или в коллективе, устройство на работу без высокого уровня образования, квалификации.
Молодежь склоняется в пользу неформальной занятости, из-за отсутствие необходимого образования, невозможность устроится без опыта работы, необходимости совмещать учебу и иную деятельность.
Таким образом, создается неформальный сектор рынка труда, на котором работники практически лишены возможности социальной и трудоправовой защиты.
Последствия неформальной занятости довольно серьезны, а перечень негативных последствий достаточно велик, к ним можно отнести: неоплаченные страховые пособия по болезни и в связи с материнством, отпуска (ежегодный отпуск, дополнительный, учебный отпуск студентам, а также по уходу за детьми); отсутствие гарантий и оплаты за работу в ночное время, за сверхурочную работу, работу в праздничные и выходные дни; отказа в расследовании несчастного случая на производстве; реальная возможность увольнения в любой момент по инициативе работодателя, а также отсутствие оснований на обращение в суд за защитой трудовых прав.
Помимо этого, в таких обстоятельствах сокращается местный бюджет, который из-за неуплаты налогов (НДФЛ) не получает большую часть денег, из которых финансируется обустройство городских территорий, дорог, школы, детские, спортивные и художественные учреждения. В конце концов, это влияет на уровень качества жизни населения.
Банк России в I квартале 2024 г. выявил 1 787 субъектов нелегальной деятельности — на 54 % больше, чем годом ранее, а в поквартальном выражении — на 15 %. Согласно статистике, наибольшая доля нелегальной занятости в России приходится на такие отрасли, как строительство, розничная и оптовая торговля, сельское хозяйство, транспорт [5].
Как мы уже отмечали, с 2024 года вступили в силу некоторые положения федерального закона о занятости населения, в котором отдельная глава посвящена противодействию нелегальной занятости в РФ. Теперь законодательно закреплено, что Правительство РФ будет утверждать план мероприятий по противодействию нелегальной занятости, а межведомственные комиссии регионов будут координировать выполнение плана и рассматривать письменные обращения граждан, содержащие информацию о фактах нелегальной занятости. Роструд будет вести общедоступный реестр работодателей, у которых выявлены факты нелегальной занятости.
В частности, в ст. 66 закреплено понятие нелегальной занятости и определены цели противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации, согласно которым Правительство Российской Федерации:
1) утверждает план мероприятий противодействия нелегальной занятости в Российской Федерации;
2) организует разработку и осуществление мер по противодействию нелегальной занятости в Российской Федерации;
3) определяет порядок создания и деятельности межведомственных комиссий субъектов Российской Федерации по противодействию нелегальной занятости.
Федеральные органы исполнительной власти, исполнительные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участвуют в противодействии нелегальной занятости в пределах своей компетенции. [1].
Помимо законодательного регулирование следует использовать и стимулирующие действия на увеличения спроса официальной занятости и снижения нелегальной. Например: создание рабочих мест с достойной оплатой; увеличение гибких форм занятости; расширение социальных гарантий, для граждан, занятых на официальных работах; информирование населения о минусах нелегального рынка труда; обеспечения трудоустройства.
Необходимо также создавать комфортные условия для развития легитимного индивидуального предпринимательства.
Но решить проблему нелегального рынка труда без участия работников, которые получают зарплату «в конвертах», очень сложно.
Литература:
- Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 № 565-ФЗ// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_464093/
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
- Акьюлов Р. И. (2020). Теневой рынок труда и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. № 3 (32). С. 97–106.
- Кузнецова В. В., Рузаева Е. М. Проблемы борьбы с нелегальным рынком труда // Аллея науки. 2020. Том: 2. № 5 (44). С. 84–88.
- ЦБ за I квартал выявил 1 787 субъектов нелегальной деятельности. ТАСС // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/20684231 (дата обращения 02.05.2024)