Развитие малого бизнеса в России на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (280) октябрь 2019 г.

Дата публикации: 20.10.2019

Статья просмотрена: 1729 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, А. О. Развитие малого бизнеса в России на современном этапе / А. О. Алексеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 42 (280). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/280/63172/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ключевые слова: субъекты малого предпринимательства, развитие малого бизнеса в России

Для начала необходимо дать определение субъектам малого предпринимательства (СМП). СМП считаются коммерческие организации (юридические лица и индивидуальные предприниматели), нацеленные на получение прибыли от реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, в соответствии с законом.

При этом суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, различных государственных образований и учреждений в СМП не должна превышать 25 %, а суммарная доля других организаций, которые не являются СМП или являются иностранными организациями — 49 %.

Помимо этого есть и другие критерии, которым должны соответствовать организации, чтобы меть статус СМП. Например, критерии по среднесписочной численности работников, на малом предприятии должна составлять от 16 до 100 включительно, если меньше, то это уже считается микропредприятие, если больше — среднее.

Так же существует критерий по доходу (доход определяется по данным налогового учета за прошедший год), на малом предприятии выручка должна составлять от 120 млн. рублей до 800 млн. рублей.

Однако не стоит забывать, что если в организации численность сотрудников в среднем до 16 человек, но доход выше 800млн, то предприятие считается средним.

Если организация соответствую всем вышеперечисленным критериям, то оно имеет статус малого предпринимательства. При этом нет необходимости подтверждать этот статус, всю необходимую информацию налоговые получают из отчетности организаций.

Выбор налогового режима не влияет на статус организации. Фирма или индивидуальный предприниматель, если они соответствуют условиям, может работать на ОСН, УСН, патенте, ЕНВД и считаться малым бизнесом.

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба на основании отчетности организаций:

− сведений о доходах;

− среднесписочной численности сотрудников;

− данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;

− информации от других государственных органов.

Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ведет Федеральная налоговая служба. Сам реестр находится в открытом доступе (размещен по ссылке https://rmsp.nalog.ru/), и любой предприниматель может проверить, есть ли сведения о нем в Реестре.

Субъекты малого предпринимательства могут создаваться в различных организационно-правовых формах, наглядно представленных в Таблице 1.

Таблица 1

Организационно-правовые формы СМП

Форма

Краткая характеристика

Полное товарищество

Форма хозяйствования, участники которого занимаются предпринимательской деятельностью от имени общества и несут ответственность по его обязательствам имуществом, которое им принадлежит.

Участники такой организации действуют на основании заключенного с ними договора.

Коммандитное товарищество или товарищество на вере

Это организации, состоящие из полных товарищей и вкладчиков. Полные товарищи могут заниматься финансовой деятельностью от имени товарищества, вкладчики же на это право не имеют, но может ознакомиться с финансовой деятельностью.

Общество с ограниченной ответственностью.

Такое общество может быть организовано только одним учредителем. Все риски по убыткам участники общества несут согласно внесенным вкладам в уставный капитал.

Общество с дополнительной ответственностью

Участники могут быть привлечены к имущественной ответственности по долгам и обязательствам общества. Размер такой ответственности определен кратным размером к сумме внесенных вкладов, одинаков для всех.

Акционерное общество

Уставный капитал такого предприятия разделен на определенное количество акций. Акции фиксируют обязательства членов этого общества. Все убытки и риски, таким образом, акционеры несут в

пределах стоимости принадлежащих им акций.

Производственные кооперативы (артели)

Это объединение граждан для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его участников на основании имущественных паевых взносов.

Индивидуальные предприниматели

Это люди, которые ведут предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли. ИП должно быть официально зарегистрировано, отчислять налоги, платить штрафы в случае нарушения законодательства.

На сегодняшний день в России существует 5 841 545 субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таблица 2

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2019

Всего

из них

Юридических лиц

Индивидуальных предпринимателей

всего

из них

всего

из них

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Микропредприятие

Малое предприятие

Среднее предприятие

Российская федерация

5 841 545

2 474 111

2 259 208

198 237

16 666

3 367 434

3 340 434

26 690

310

Центральный ФО

1 787 417

847 692

770 652

70 598

6 442

939 725

933 531

6 115

79

Северо-Западный ФО

681 613

341 886

313 969

25 934

1 983

339 727

337 358

2 340

29

Южный ФО

695 359

192 872

176 060

15 526

1 286

502 487

498 957

3 500

30

Северо-Кавказский ФО

197 236

46 019

41 770

3 860

389

151 217

150 414

793

10

Приволжский ФО

1 046 460

438 827

398 897

36 887

3 043

607 633

601 386

6 183

64

Уральский ФО

503 430

215 709

198 193

16 178

1 338

287 721

285 136

2 552

33

Сибирский ФО

621 322

270 007

248 273

20 153

1 581

351 315

348 073

3 206

36

Дальневосточный ФО

308 708

121 099

111 394

9 101

604

187 609

185 579

2 001

29

Однако на 10.10.2018 субъектов малого и среднего предпринимательства было на 116 876 больше.

В 2018 году для развития малого бизнеса в России были разработаны мероприятия на ближайшие пять лет, которые призваны стимулировать малое предпринимательство.

Среди них:

− упрощение регистрации и отчетности;

− получение налоговых льгот и каникул;

− расширенный доступ к госзаказам;

− расширенный доступ к муниципальному имуществу (льготная аренда);

− помощь в выставках, обучении специалистов;

− льготные условия по кредитам для региональных представителей.

На развитие малого бизнеса в России ежегодно выделяют крупные суммы.

Банки стараются не отступать от государства и развивают работу с сегментом МСБ, предлагают комплексное обслуживание клиентов, включающее в себя расчетное обслуживание и финансирование, также банки стараются предложить предпринимателям максимум услуг (расчетные, бухгалтерские, регистрационные услуги), чтобы максимально облегчить деятельности клиентов МСБ.

Еще одним новшеством в России вступает закон о самозанятых. Самозанятых отнесут к субъектам малого предпринимательства с предоставлением соответствующих льгот и преференций. С 2019 года в рамках НК РФ установлен новый режим налогообложения для самозанятых граждан. Самозанятые не будут сдавать отчетность и платить взносы. При этом они станут сообщать в ИФНС обо всех продажах и услугах с помощью специального мобильного приложения.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 27.11.2018)
  2. Емшанова Е. В., Рыбакова Ю. В. Особенности нормативно правового регулирования развития малого и среднего бизнеса в Российской Федерации // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XII междунар. науч.-практ. конф. № 3(12). — Новосибирск: СибАК, 2018.
  3. Шеменева О. В., Харитонова Т. В. Организация предпринимательской деятельности: учебное пособие; — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2017.
  4. Пастухова А. И. Проблемы малого бизнеса в России. [Электронный ресурс] // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4134
  5. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] / https://rmsp.nalog.ru/index.html.
  6. Багненко Е. В. Проблемы правового регулирования малого и среднего бизнеса// Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(20). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/9(20).pdf
Основные термины (генерируются автоматически): малое предпринимательство, малое предприятие, малый бизнес, Россия, единый реестр субъектов малого, среднее, Единый госреестр, предпринимательская деятельность, уставный капитал, финансовая деятельность.


Ключевые слова

субъекты малого предпринимательства, развитие малого бизнеса в России

Похожие статьи

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России

В данной статье автор рассматривает становление малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также изучает федеральные проекты Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Развитие малого бизнеса в России

Статья посвящена развитию малого бизнеса в России, рассматривает текущую ситуацию, проблемы и барьеры, а также государственную поддержку и перспективы. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации и новым бизнес-моделям, а также рекомендациям по ул...

Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона

В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов ...

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого, определены перспективы развития малог...

Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье рассматривается развитие малого бизнеса и частного предпринимательство в современном этапе. В ней проанализирована деятельность частного сектора и определены современные проблемы субъектов малого бизнеса.

Похожие статьи

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в современной России

В данной статье автор рассматривает становление малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, а также изучает федеральные проекты Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство».

Проблемы малого бизнеса в Российской Федерации

В статье автором рассмотрены вопросы развития малого бизнеса в России, а также некоторые факторы, тормозящие развитие малого бизнеса.

Проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье поднимается вопрос эффективности функционирования малых форм предпринимательства на нынешнем этапе развития экономики Российской Федерации и необходимость поддержки малого бизнеса со стороны государства.

Правовые проблемы регулирования малого и среднего предпринимательства в России

В данной статье рассматриваются основные пробелы законодательства в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства, проводится анализ действующих норм.

Основные тенденции и проблемы развития малого бизнеса в России

В данной статье рассмотрены теоретические аспекты малого предпринимательства, проанализированы основные тенденции в развитии малого бизнеса в России и выделены основные проблемы его развития на современном этапе.

Развитие малого бизнеса в России

Статья посвящена развитию малого бизнеса в России, рассматривает текущую ситуацию, проблемы и барьеры, а также государственную поддержку и перспективы. Особое внимание уделяется влиянию цифровизации и новым бизнес-моделям, а также рекомендациям по ул...

Развитие малого и среднего предпринимательства как инструмент обеспечения экономической безопасности региона

В статье автор исследует роль развития малого бизнеса как инструмент обеспечения экономической безопасности региона, оценивает современное состояние малого и среднего предпринимательства региона на примере Иркутской области, влияние внешних факторов ...

Малый бизнес как фактор формирования среднего класса в России

Ограничения и проблемы развития малого бизнеса в России на современном этапе

В статье рассмотрена современная система развития малого бизнеса. Описывается практический опыт, который полностью совпадает с проблемами развития малого бизнеса на современном этапе России, и, в контексте этого, определены перспективы развития малог...

Современное развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в Узбекистане

В статье рассматривается развитие малого бизнеса и частного предпринимательство в современном этапе. В ней проанализирована деятельность частного сектора и определены современные проблемы субъектов малого бизнеса.

Задать вопрос