Самозанятость как способ ведения предпринимательской деятельности: особенности правового статуса, перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №48 (234) ноябрь 2018 г.

Дата публикации: 03.12.2018

Статья просмотрена: 3192 раза

Библиографическое описание:

Швец, Н. Е. Самозанятость как способ ведения предпринимательской деятельности: особенности правового статуса, перспективы развития / Н. Е. Швец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 220-224. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54323/ (дата обращения: 16.12.2024).



Проблема ведения лицом предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя приобретает все большую актуальность, новый виток которой пришелся на недавние обсуждения в Государственной Думе РФ и общественности нового Законопроекта № 551847–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который является, по сути, предложением правительства по частичному решению проблемы ведения предпринимательской деятельности без регистрации ИП. В данной работе мы проанализируем это гражданско-правовое явление посредством анализа теории, законодательной базы, судебной практики по данному вопросу, а также рассмотрим правовой статус и особенности самозанятого населения в соответствии с новыми законодательными тенденциями, чтобы определить место этой категории в гражданских правоотношениях.

Начать следует с определения причин актуальности данного явления. Ведение предпринимательской деятельности без регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя лишает граждан ведущих предпринимательскую деятельность без регистрации, возможности защиты своих гражданских прав. Предприниматели — категория населения, требующая применение особого режима такой защиты, что связано, в первую очередь, с рискованностью данного вида деятельности и его целью — получения прибыли. Более того, не регистрируя свою предпринимательскую деятельность, лицо не позволяет государству контролировать ее законность и соответствие установленным требованиям. Решение этих проблем требует ответа на вопрос: как детерминировать эту самую незарегистрированную предпринимательскую деятельность, по каким критериям следует отделять ее от других видов заработка?

Гражданский Кодекс РФ отвечает следующим образом: предпринимательская деятельность — самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке [2, ст. 2]. Особенности регистрации предпринимательской деятельности, о котором идет речь в определении, можем найти в п.1 ст. 23 ГК РФ: гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением отдельных видов предпринимательской деятельности, которые могут осуществляться без регистрации в качестве ИП [2, ст. 23].

Следовательно, деятельность, которая попадает под категорию предпринимательской, является систематической, нацеленной на получение прибыли, зарегистрированной в установленном порядке. Однако, регистрация для самих предпринимателей зачастую ассоциируется с реальной уплатой налогов и сборов, нежели с потенциальной, эфемерной защитой их прав, поэтому регистрировать свою предпринимательскую деятельность желают далеко не все, что приводит к необходимости выведения дополнительных критериев по определению предпринимательской деятельности как таковой. Законодатель не отвечает на данный вопрос, поэтому за ответом следует обратиться к судебной практике. Например, возможные признаки, указывающие на то, что деятельность является предпринимательской, установило УФНС по г. Москве в Письме от 18.03.2010 № 20–14/2/028463:

– изготовление или приобретение имущества с целью последующего извлечения прибыли от его использования или реализации;

– учет хозяйственных операций, связанных с осуществлением сделок;

– взаимосвязанность всех сделок, совершенных гражданином в определенный период времени;

– устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами [7].

Данные критерии позволяют выделить предпринимательскую деятельность среди других, схожих внешне видов заработка, и привлечь лицо, ее осуществляющего, к юридической ответственности, ведь лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, не регистрируясь в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, наносит ущерб государству (неуплата налогов и сборов, отсутствие лицензии для требующих того видов деятельности), другим лицам (не контролируется качество предоставляемых товаров и услуг) и самому себе (юридическая ответственность, отсутствие полагающейся предпринимателям особой защиты прав). Таким образом, сокрытие предпринимательского характера своей профессиональной деятельности находит свое отражение и в гражданском, и в административном и в уголовном праве.

Гражданско-правовые последствия для «серых» предпринимателей закрепляются в п.4 ст.23 ГК РФ: при отсутствии государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя гражданин не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем [2, п. 4 ст. 23]. То есть, лицо, получающее доход таким образом, при рассмотрении спора будет находиться в заведомо невыгодном положении, будучи вынужденным отвечать по обязательствам, как предприниматель, в соответствии с нормами ГК РФ об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, не получая при этом защиты своих предпринимательских прав в случае необходимости отстаивания своих интересов в качестве истца [10].

Более того, если будет доказано, что лицо осуществляет предпринимательскую деятельность без регистрации, оно будет привлечено к административной ответственности в соответствии с п. 1 Ст. 14.1 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере от 500 до 2000 руб. [3], а если деятельность осуществляется в более серьезных масштабах, то и к уголовной ответственности в соответствии со статьей 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство», что влечет за собой гораздо более тяжкие последствия.

Некоторые виды деятельности имеют не способствующую качеству отчетности специфику расчетных операций, например существенное преимущество наличного расчета или оплаты услуг посредством простого банковского перевода, что делает еще более сложным отслеживание деятельности незарегистрированных дельцов. Лица, занимающиеся такими способами заработка (репетиторы, няни, домработницы и т. д.), занимают львиную долю «серого» сектора экономики, их количество, по оценке общественной организации «Опоры России» на 2016 год достигает 15–20 миллионов [13].

Тот факт, что как минимум 15–20 миллионов человек не платят подоходный налог и находятся «за бортом» правовой защиты их гражданских прав, обратил на себя внимание общественности и государства, а последним был воспринят как возможное частичное решение проблемы ведения незарегистрированной предпринимательской деятельности в принципе. Ведь эта категория населения отвечает многим критериям, приведенным выше: их деятельность ведется в целях получения прибыли, осуществляется на свой страх и риск, строится на устойчивых связях с клиентами, и др., но с поправкой, что всегда реализуется за счет личного правового участия.

Таким образом, среди лиц, не регистрирующих свою доходную деятельность, была выделена обособленная группа, получившая название «самозанятое население». Определение самозанятых дано главой Минюста Александров Коноваловым: самозанятый — это «физическое лицо, самостоятельно осуществляющее на свой риск основанную на личном трудовом участии деятельность по оказанию услуг, выполнению работ для физических лиц, направленную на систематическое получение прибыли» [14]. Были выделены следующие критерии для выделения самозанятых из общей массы предпринимателей, не зарегистрировавших свою деятельность в качестве предпринимательской: личное трудовое участие, рискованность, систематическое получение прибыли. Более того, самозанятыми считаются лица, чей годовой доход не превышает 2,4 млн рублей (200 тыс. рублей в месяц). Критерием личного трудового участия из определения самозанятого населения были исключены лица, занимающиеся торговлей и сдачей в аренду недвижимости.

На проблему правового регулирования деятельности самозанятых обратил внимание Президент РФ в традиционном Послании Федеральному Собранию РФ в 2016 году.

Следствием стало изменение в гражданском и налоговом законодательстве.

Во-первых, Федеральным законом от 26.07.2017 № 199-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 23 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации» были дополнены статьи 2 и 23 ГК РФ. К формулировке пункта 1 ст. 23, приведенной выше, добавилось следующее утверждение: «В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Во-вторых, законодатель внес изменения в НК РФ, утвердив двухлетние налоговые каникулы для нянь, репетиторов и домработниц. Это было осуществлено посредством введения п. 70 ст. 217 Налогового Кодекса о доходах, не подлежащих налогообложению, Федеральным законом от 30.11.2016 N 401-ФЗ, который утверждает, что налогообложению не подлежат доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им таких услуг, как присмотр и уход за детьми, больными и престарелыми, репетиторство, уборка жилых помещений и ведение домашнего хозяйства и др [5].

В-третьих, позиция законодателя окончательно выразилась в законопроекте № 551847–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного в нижнюю палату парламента Депутатами Государственной Думы Макаровым, Максимовой, Резником и другими [8], который был принят в Государственной Думе во всех трех чтениях и поступил на рассмотрение в Совет Федерации 15.11.2018 года. По законопроекту, Глава I Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» будет дополнена статьей «Условия осуществления физическим лицом предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя», пункт 1 которой гласит:

«Физическое лицо вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, в случае если указанное лицо применяет специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» и получаемые им доходы от осуществляемых видов предпринимательской деятельности подлежат налогообложению указанным налогом». [8]. Этот пункт отсылает нас к оговорке в п. 1 ст. 23 ГК РФ, являясь тем самым «условием осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Вероятность того, что законопроект пройдет все стадии законотворчества успешно и станет законом, крайне высока, поэтому рассмотрим этот законопроект, как позицию государства в отношении самозанятого населения, а следовательно, разберемся, как именно деятельность самозанятых должна осуществляться в соответствии с изменениями в законодательстве.

Далее проанализируем особенности правового регулирования самозанятых в сравнении с индивидуальными предпринимателями, как наиболее близких по содержанию и назначению правовых статусов, чтобы выяснить, какие преимущества дает нововведенная категория.

Начать следует со сравнения способов легализации такой деятельности. Самозанятые вынуждены лишь встать на учет в ИФНС по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд (п. 7.3 ст. 83 НК РФ) [5] [12]. Срок подачи уведомления не установлен. Уведомление можно представить способами, урегулированными в п. 5.1 ст. 84 НК РФ: лично или через представителя непосредственно в налоговый орган; по почте заказным письмом; в электронной форме [5]. Статус ИП, в свою очередь, как и юридическое лицо, необходимо регистрировать. Порядок и особенности регистрации ИП предусмотрены Главой VII.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В случае регистрации ИП, в регистрирующий орган необходимо предоставить большое количество документов: заявление о государственной регистрации по утвержденной форме, копия основного документа, удостоверяющего личность лица, копия свидетельства о рождении, документ об уплате государственной пошлины, справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, и другие документа [6, ст. 22]. Также существует ограничение для занятия индивидуальным предпринимательством в некоторых сферах для судимых граждан. Еще одно явное различие двух подходов к легализации деятельности — хранение данных в соответствующем реестре.

Всё это усложняет процесс регистрации ИП, на фоне чего постановка на учет в качестве самозанятого с помощью одного простого в заполнении уведомления выглядит гораздо удобнее и доступнее для граждан.

Далее, разберемся с особенностями ведения профессиональной деятельности в статусе самозанятого лица и индивидуального предпринимателя.

В качестве самозанятого вести предпринимательскую или иную профессиональную деятельность можно лишь в случаях, на которые не наложено ограничение. Законодатель не дает возможности применять этот статус тем, кто:

  1. Получил доходы более 2,4 млн рублей в год (200 тыс. р. в месяц);
  2. Реализует подакцизные и маркированные товары;
  3. Занимается перепродажей товаров;
  4. Ведет посредническую деятельность;
  5. Добывает или реализует полезные ископаемые;
  6. Доставляет товары с приемом платежей в пользу других лиц;
  7. Применяет другие режимы наогообложения;
  8. Ведет предпринимательскую деятельность, облагаемую НДФЛ [11].

Не совсем ясно, по какому критерию были отсеяны такие виды деятельности, как мелкая продажа и перепродажа товаров, доставка товаров и другие. Эта деятельность может осуществляться и без наемных работников (условие, исключающее возможность ведения дела без регистрации), и далеко не всегда доходы от него превышают 2,4 млн в год. В свою очередь, индивидуальный предприниматель может осуществлять любую деятельность, разрешенную законом, следовательно, в данном случае, статус ИП дает большую свободу действий. Кстати, возможность найма работников является еще одним преимуществом индивидуального предпринимательства в сравнении с самозанятостью, при которой осуществление профессиональной деятельности возможно лишь в личном порядке.

Немаловажен аспект объемов ответственности самозанятых лиц и индивидуальных предпринимателей. Здесь эти способы легализации соей деятельности схожи: в обоих случаях, лицо будет отвечать по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание, в соответствии со ст. 24 ГК РФ «Имущественная ответственность гражданина» [2].

Подводя промежуточный итог, хочется заметить, что безусловного преимущества индивидуального предпринимательства или самозанятости по отношению друг к другу нет. В первом случае лицо имеет гораздо больший выбор видов деятельности, юридически закрепленную защиту своих прав, возможность участвовать в арбитражном процессе. С другой стороны, самозанятые располагают гораздо более простой формой легализации своей деятельности и более лояльным налогообложением. Однако, более детальное рассмотрение особенностей правового регулирования самозанятых, как и его сравнение с индивидуальным предпринимательством, невозможно, так как юридический статус самозанятых все еще слабо проработан, и остается множество вопросов в отношении того, как будут регулироваться те или иные правоотношения при участии самозанятых.

Интересно обратить внимание на легальный статус самозанятого населения за рубежом.

Во-первых, в странах ЕС и США самозанятое население оказывает гораздо больший спектр услуг, свыше 400 видов деятельности (деловые, социальные, риэлтерские, посреднические, осуществление консультирования, рекламирования, розничной продажи и многое другое) [9], в то время как в России круг возможной доходной деятельности для самозанятых, как уже утверждалось выше, крайне ограничен.

Более того, в западных странах проблему самозанятости начали решать гораздо раньше — во второй половине 20 века, в качестве решения таких экономических проблем, как рост безработицы, кризис сферы социального обеспечения, реструктуризация промышленности. В России же этот вопрос стал предметом резонансных обсуждений лишь к середине 2010-х годов, а внятное и полноценное законодательное регулирование все еще отсутствует.

Наконец, одним из важнейших аспектов различий зарубежной и отечественной систем регулирования самозанятости, является отношение к этому вопросу. За рубежом самозанятость — благо, возможность обеспечить средствами к существованию огромное количество безработных и неработающих, в то время как введение самозанятости в России является скорее способом пополнения бюджета и выведения миллионов людей из теневого сектора экономики. Показательно и отношение самого населения к явлению самозанятости и правосознание народов в целом: европейские граждане воспринимают легализацию деятельности и уплату налогов, как благо, долг, тогда как в России все еще крайне высок уровень недоверия к власти и ее инициативам (см. количество зарегистрировавшихся в качестве самозанятых на 1 января 2018 года выше), что негативно скажется на реализации данной реформы.

Позиция государства в отношении самозанятых не отвечает на несколько важных вопросов, без ответа на которые невозможно считать новеллу удавшейся, а вопрос предпринимательства без регистрации решенным.

Во-первых, не совсем ясно, как будет решаться проблема с категориями предпринимателей, не регистрирующих ИП, которые не учтены при определении круга выбора видов деятельности для самозанятых, и почему лица, занимающиеся мелкой торговлей, посредничеством или риэлтерскими услугами не может считаться самозанятым.

Более того, нет внятной регламентации защиты прав самозанятых по аналогии с правами ИП и юридических лиц.

На данный момент, такой налоговый режим является скорее лазейкой для снижения налогового груза со стороны зарегистрированных предпринимателей с помощью перехода в статус самозанятых, нежели инструментом массового выведения населения из теневого сектора экономики. Более того, предел доходов в 2,4 млн рублей в год может привести к сокрытию части доходов для сохранения или приобретения лицом статуса самозанятого и получения соответствующих преференций нелегально. Следовательно, такой подход может привести и к снижению активности малого и среднего предпринимательства.

За любой критикой должно следовать конструктивное предложение по исправлению ситуации. Существует некоторое количество налоговых, административных и социальных инструментов для улучшения позиций этого законопроекта в публично-правовом направлении. Но, учитывая частно-правовую специфику данной работы, приведем предположения о факторах, упор на которые поможет реализовать реформу более качественно в гражданско-правовом аспекте.

Во-первых, подходя к решению проблемы с гражданско-правовых позиций, логично заметить, что в законопроекте не прописаны механизмы защиты прав самозанятого населения по обязательствам. Необходим отлаженный механизм, позволяющий самозанятым отстаивать свои права под особой защитой со стороны государства, ведь на данный момент население не понимает, каким правовым статусом в случае возникновения спора будет обладать самозанятый.

Более того, мы считаем необходимым расширение спектра видов деятельности, которые можно осуществлять в статусе самозанятого лица, о чем не раз говорилось выше. Полезным будет максимальное приближение самозанятых в плане объема прав и свобод к индивидуальным предпринимателям, при их дифференциации по признаку наличия наемного труда. Это позволит прояснить и уточнить правовой статус самозанятых, а также удовлетворить такие принципы гражданского права, как равенство правового положения участников гражданских правоотношений и беспрепятственность осуществления гражданских прав.

Ведение предпринимательской деятельности без регистрации ИП в форме самозанятости — полезный инструмент для снижения уровня безработицы, массового выведения трудоспособного населения из теневого сектора экономики, привлечения дополнительных средств в бюджет и, что немаловажно, повышения уровня доступности предпринимательской деятельности для большей части населения, путем упрощения процедуры легализации и условий ведения профессиональной деятельности. Однако, для того чтобы этот инструмент работал эффективно и стабильно, необходимо восполнить большое количество пробелов в законодательстве о самозанятых и усовершенствовать его с точки зрения юридической грамотности.

Литература:

  1. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации: [Принята общенародным голосованием в 1993г.] // Российская газета. — 1993. — № 248. Ст. 57
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая — четвертая: [Принят Гос. Думой 23 апреля 1994 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 28 ноября 2018 г.] // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 22. Ст. 2, ст. 23.
  3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Российская газета, N 256, 31 декабря 2001 года. Ст. 14.1
  4. Уголовный кодекс РФ (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996, в редакции от 12.11.2018) // Российская газета, N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996. Ст. 171
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 № 117-ФЗ: (принят ГД ФС РФ 19.07.2000): (ред. от 22.07.2005): (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2006) // КонсультантПлюс. ВерсияПроф [Электронный ресурс]. — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/#dst0. — [М., 2005].
  6. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2018)
  7. Письмо управления федеральной налоговой службы по г. Москве от 18.03.2010 № 20–14/2/028463
  8. Законопроект № 551847–7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  9. Крылова Е. Г. Особенности экономического регулирования предпринимательской деятельности самозанятых в России и за рубежом («Юрист», 2017, N 6)
  10. Клеандров М. И. О необходимости обретения незарегистрированным предпринимателем легального статуса («Предпринимательское право», 2015, N 3)
  11. Обзор: «Выход из тени: проект о налоге для самозанятых прошел третье чтение» (КонсультантПлюс, 2018)
  12. Ситуация: Как самозанятым гражданам легализовать свою деятельность? («Электронный журнал «Азбука права», 2018)
  13. Самозанятых подвели под статью // Газета Коммерсантъ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3235906 (дата обращения: 20.11.2018).
  14. Минюст предложил критерии определения самозанятых граждан // РИА Новости. URL: https://ria.ru/society/20170706/1497948355.html (дата обращения: 25.11.2018).
  15. Репетиторам дали еще год // Российская газета. URL: https://rg.ru/2018/01/22/minfin-prodlil-nalogovye-kanikuly-dlia-samozaniatyh-eshche-na-god.html (дата обращения: 25.11.2018).
Основные термины (генерируются автоматически): предпринимательская деятельность, индивидуальный предприниматель, государственная регистрация, лицо, вид деятельности, ГК РФ, деятельность, профессиональная деятельность, Российская Федерация, самозанятое население.


Похожие статьи

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса

К вопросу о гражданско-правовом статусе индивидуального предпринимателя

В статье анализируется правовой статус индивидуального предпринимателя, признаки, сущность и цели предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовые сообщества в делах о банкротстве: понятие, признаки, виды, правовые проблемы волеизъявления

Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Институт наследственного договора: анализ правовой конструкции, достоинства и недостатки

Имущество, используемое в предпринимательской деятельности: методологическая парадигма науки предпринимательского права

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Похожие статьи

Информационный посредник как субъект предпринимательской деятельности: понятие, виды, особенности правового статуса

К вопросу о гражданско-правовом статусе индивидуального предпринимателя

В статье анализируется правовой статус индивидуального предпринимателя, признаки, сущность и цели предпринимательской деятельности.

Гражданско-правовые сообщества в делах о банкротстве: понятие, признаки, виды, правовые проблемы волеизъявления

Состояние правовых отношений в сфере функционирования лесопромышленного комплекса России. Контрабанда стратегически важных ресурсов как условие незаконного оборота древесины

Взыскание алиментов как способ защиты семейных прав: правовые пробелы и практическая эффективность

Институт наследственного договора: анализ правовой конструкции, достоинства и недостатки

Имущество, используемое в предпринимательской деятельности: методологическая парадигма науки предпринимательского права

Права сотрудника полиции как субъекта административно-юрисдикционной деятельности: проблемы теории и практики

Поощрение как метод регулирования в системе государственного управления: понятие, сущность и значение

Меры административного принуждения: понятие, виды и проблемы их реализации

Задать вопрос