В данной статье рассматривается проблема неуплаты налогов, дается описание этого явления. Приводятся причины неуплаты налогов и социально экономические последствия этого явления.
Ключевые слова: неуплата налогов, уклонение от уплаты налогов, причины неуплаты налогов.
In this article the problem of non-payment of taxes is considered, the description of this phenomenon is given. The reasons of non-payment of taxes and social and economic consequences of this phenomenon are given.
Key words: non-payment of taxes, tax evasion, reasons for non-payment of taxes.
Штрафы за неуплату или недоплату налогов будут налагаться всегда, независимо от причины. Случаи форс-мажора, случайные события и условия, установленные законом, разумеется, не принимаются во внимание.
Следует понимать, что налоги — это не для яхт и съемок чиновников. Налоги в первую очередь идут на оборону нашей страны, на бесплатную медицину, на работу специальных служб в чрезвычайных ситуациях и на поддержку больных граждан государства. Поэтому и юридические, и физические лица должны платить налоги в казну. К сожалению, не все это понимают. Поэтому, чтобы стимулировать население, законодатель вводит ответственность за неуплату и последующий штраф.
Самый главный закон, регулирующий почти всю сферу налогообложения — это налоговый кодекс. Именно он устанавливает все алгоритмы, требования и порядки.
Он также утверждает перечень налогообязанных граждан:
1) Имеющие официальное трудоустройство в соответствии с трудовым кодексом, обременённые срочным, контрактным или гражданским договором;
2) Получающие доход благодаря какой-либо коммерческой деятельности, которая может подразумевать индивидуальное предпринимательство, продажу товаров без ИП, сдачу жилого и нежилого помещения в аренду, получение дивидендов;
3) Обладающие в своём распоряжении жилым помещением, транспортным средством или земельным участком.
Помимо этого также существуют две возможности уплаты дани в бюджет государства:
Обычно физические лица прибегают к способу лично отчисления суммы. Это довольно просто, поскольку не требует от рядового налогоплательщика необходимости обращаться к третьим лицам;
В некоторых случаях, например, официальное трудоустройство, данным вопросом занимается налоговый агент. Это обязанность может исполнять бухгалтер компании или работодатель.
Уклонение от уплаты налогов считается одним из самых серьезных преступлений в большинстве стран мира, уступая лишь насильственным преступлениям. Благополучие общества в целом зависит от того, насколько добросовестно каждый гражданин и компания выполняют свою обязанность по уплате части дохода в бюджет: средства идут на социальные выплаты, строительство инфраструктуры и необходимые покупки. Но угроза санкций не мешает правонарушителям изобретать все более изобретательные способы избежать обмена информацией с государством [1]. Среди наиболее распространенных — офшоры и преднамеренные банкротства компаний. Последнее совершенно незаконно, но долгое время российские власти не могли эффективно бороться с ним. Ситуация изменилась благодаря механизму викарной ответственности, который позволяет взыскивать долги с владельцев и руководителей предприятий.
Согласно данным статистики доминирует привлечение к ответственности лиц по ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов, совершенное в особо крупном размере).
Отдельное внимание заслуживают вопросы объективной стороны двух базовых налоговых преступлений: уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица-плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов (ст. 198 УК РФ); уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией-плательщиком страховых взносов (ст. 199 УК РФ).
Первый вопрос — это бланкетность законодательства. В данном случае следует обратить внимание на п. 3, 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 ноября 2019 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее — Постановление). Так, п. 29 Постановления требует, чтобы в процессуальных документах были указаны те нормы налогового законодательства, которые были нарушены обвиняемым. Это формальный, но важный момент, поскольку он корректно описывает и объем обвинения, и пределы судебного разбирательства. П. 3 Постановления допускает отступление от общего принципа обратной силы более мягкого уголовного закона и воспроизводит правила ст. 5 НК РФ о том, что налоговый закон, смягчающий положение налогоплательщика, имеет обратную силу только в том случае, если он это прямо предусматривает. Несмотря на то что Пленум ВС РФ зафиксировал это положение, вопрос остается сложным, поскольку упирается в общие принципы действия уголовного закона во времени.
Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 73-ФЗ был изменен механизм исчисления крупного (особо крупного) размера неуплаченного налога. «Старая» модель исчисления предлагала два альтернативных варианта: процентный и исчисление в «твердой сумме». Эта модель была одобрена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. № 27-П, поскольку она позволяла учесть размер деятельности налогоплательщика, но законодатель от нее отказался. «Новая» модель исчисления предполагает только «твердые суммы» неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов за период в пределах трех финансовых лет подряд. При этом учитывается только сумма недоимки (штраф и пени не входят).
В глазах предпринимателей уплата налогов — изъятие денежных средств без встречного представления. Между тем из определения, приведенного в Налоговом кодексе (п. 1 ст. 8), следует несколько иной вывод. Действительно, налог — это индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств. Однако цель «отчуждения» — финансовое обеспечение деятельности государства. Так что возмездность налогов проявляется в создании социальной инфраструктуры, в которой функционирует бизнес и вне которой он существовать не может. И чем меньше поступает в казну налогов, тем больше «дичает» страна. Вряд ли найдется много желающих вести бизнес в станах, лидирующих по масштабам теневой экономики (см. таблицу 1) [3].
Таблица 1
Страны с самым большим теневым сектором экономики
Впрочем, с уклонением от уплаты налогов сталкиваются даже самые развитые страны.
В нашей стране основная причина налоговых потерь — офшорный характер экономики. По некоторым оценкам, 9 из 10 существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Так что сегодня в центре внимания правоохранителей — офшорные схемы. Эта проблема приобрела глобальный характер.
Уклонение от уплаты налогов и сборов означает, что организация умышленно не выполнила свою обязанность по уплате налога или сбора [4].
Уклонение от уплаты налогов и сборов заключается в непоступлении денежных средств в бюджет [5].
Штрафы за неуплату налогов установлены различными нормами действующего законодательства. Она затрагивает не только организации, компании и частных предпринимателей, но и обычных граждан, имеющих налоговые обязательства. За неуплату в бюджет физическими лицами предусмотрено суровое наказание. Незнание закона или его преднамеренное нарушение может привести к применению соответствующих санкций. Налогоплательщики несут ответственность перед государством как за свои собственные деньги, так и за свою личную свободу.
Ежегодно российский бюджет теряет около 58 миллиардов рублей из-за налоговых нарушений. Еще 52 миллиарда в 2020 году поступит от незаконного вывода средств за рубеж. До недавнего времени это был очень популярный способ обмана государства. Платежи за несуществующие товары и услуги перечислялись специально созданным иностранным компаниям, тем самым уменьшая базу подоходного налога, взимаемого в стране происхождения. В то же время в стране, где зарегистрирована компания, налоговые ставки по одному и тому же налогу могут быть ниже или полностью отсутствовать, как это часто бывает в оффшорном секторе.
Таким образом, можно сохранить большую часть прибыли российской компании, которая в стране происхождения облагалась бы налогом по ставке 20 %. Многие соглашения об избежании двойного налогообложения (DTA) предоставляют дополнительные возможности. На конец 2020 года у России было 85 таких договоров с независимыми странами и юрисдикциями, большинство из которых датируются 1990-ми годами. По условиям ДТА ставка налога на прибыль снижается до десяти процентов, а иногда до пяти процентов. Чтобы получить право на эти льготы, получатель средств должен владеть как минимум десятипроцентной долей в российской компании (размер доли варьируется в зависимости от страны). Проценты, выплачиваемые за рубежом по кредитам и облигациям (которые, как мы знаем, часто не являются предметом торговли), даже освобождаются от налогообложения в стране источника в соответствии с SIDN.
Осознав, что недобросовестные компании пользуются этой налоговой льготой, в 2019 году российские власти ввели понятие бенефициарного владельца дохода (БПД). Теперь льготы предоставляются только в том случае, если в этой роли выступает непосредственный получатель платежей, являющийся резидентом за рубежом, при условии, что он заключил с Россией МТТК. В противном случае — например, если компания-бенефициар является фиктивной и деньги через нее направляются в оффшорную компанию, которая не сотрудничает с Москвой — ставка по умолчанию составит 20 %.
Весной 2020 года, в условиях пандемии коронавируса и вызванного ею кризиса, президент Владимир Путин поручил правительству пересмотреть СИТ со странами, которые чаще всего используются для вывода капитала. Соглашение было достигнуто с Кипром, Мальтой и Люксембургом. Со следующего года дивиденды и проценты, направляемые в зарегистрированные там компании, будут облагаться налогом в размере 15 %. Нидерланды отказались сотрудничать, поэтому соглашение с ними было просто расторгнуто. К счастью для компаний российского происхождения, зарегистрированных в Королевстве, голландское законодательство освобождает пассивные холдинговые структуры от уплаты налога на прибыль, иначе им пришлось бы платить дважды — в бюджеты обеих стран.
Неуплата организациями и гражданами налогов подрывает устойчивость бюджетной политики, усиливает социальную и политическую напряженность в обществе [2]. Сокрытые от налогообложения финансовые средства часто направляются в “теневой” бизнес и криминальные структуры, что неизбежно ведет к росту и укреплению экономической и организованной преступности.
Литература:
- Золотухина Л. В. Квалификация преступлений за неисполнение обязанностей налогового агента// Налоги. — 2017. — № 2. — С.33–34.
- Карханов Д. К. Надзор за исполнением налогового законодательства // Законность. — 2016. — № 3. — С. 9–11.
- Клепицкий А. И. Налоговые преступления в уголовном праве России: эволюция продолжается // Закон. — 2017. — №.3. — С. 66–73.
- Кучеров И. И. Налоговые преступления (теория и практика расследования). — М.: ООО «ЮрИнфоР–Пресс», 2015. — С.86.
- Соловьев И. Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов с физических лиц //Налоговый вестник. — 2016.-№ 6. — С.61–62