В статье рассматривается проблема массовой блокировки банковских счетов граждан на основании Федерального закона No 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем». Анализируются причины распространения этого явления, в частности, среди активных пользователей криптовалютных бирж. Отмечаются многочисленные злоупотребления со стороны банков при необоснованной блокировке незначительных сумм на счетах клиентов.
Обосновывается необходимость законодательного закрепления конкретной процедуры блокировки счетов, установления минимальных лимитов для подозрительных операций. Предлагаются поправки по введению отдельной статьи 7.1 в 115-ФЗ для защиты прав граждан, а также механизм обжалования неправомерных блокировок банковских счетов.
Ключевые слова: блокировка банковских счетов, 115-ФЗ, противодействие легализации доходов, криптовалютные биржи, злоупотребления банков, защита прав граждан, процедура блокировки счетов, обжалование блокировки.
Наиболее часто граждане сталкиваются на практике с проблемой блокировки банковских счетов со ссылкой на 115-ФЗ. Особо это распространено для лиц, которые осуществляют через свои банковские карты и счета большое количество транзакций, например, путем, так называемой, Р2Р торговли на криптобиржах либо осуществляющие предпринимательскую деятельность без государственной регистрации.
Банк вправе и обязан заблокировать соответствующие банковские счета клиента если установит факт подозрения на возможность использования соответствующих средств в целях отмывания средств преступным путем.
Следует отметить, что неуплата налогов сама по себе не является основанием применения положений 115-ФЗ и блокировки соответствующих банковских счетов. В таком случае банковские счета могут быть заблокированы в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, на основании решения налогового органа о взыскании задолженности, если речь идет о приостановлении операций в отношении физических лиц (часть 2 статьи 76 НК РФ). Для приостановления банком операций по банковским счетам организации-налогоплательщика необходимо решение о приостановлении операций налогоплательщика организации по его счетам в банке, принятое руководителем или заместителем налогового органа, которое принимается исключительно в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 76 НК РФ. Законодатель, таким образом, устанавливает дополнительные гарантии для недопущения своевольного и необоснованного блокирования банковских счетов организаций.
Приостановление операций по счетам в банке также является обеспечительной мерой для решения о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства (пп. 2 п.10 ст. 101 НК РФ).
Именно на клиента ложится обязательство доказать законность происхождения своих средств, находящихся на банковских счетах.
Как следует из решения Шардинского районного суда Курганской области № 2–319/2021 от 30 марта 2021 г. по делу № 2–319/2021, основаниями документального фиксирования информации являются: запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели; несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации; выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных данным федеральным законом; иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки, осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма [1].
Непредставление в полном объеме истцом запрошенных Банком документов являлись в силу пункта 11 статьи 7 Федерального закона о противодействии легализации преступных доходов достаточным основанием для отказа ответчика в выполнении распоряжений клиента о совершении операций с указанными денежными средствами».
Считаем, что вопрос блокирования банковских счетов должен быть детально регламентирован, не нарушать конституционные права граждан. В частности, следует установить минимальный порог, по недостижению которого блокировка счетов не должна применяться.
Определенные лимиты (маркеры для выявления подозрительных операций) установлены в Методических рекомендациях о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц, № 16-МР от 06.09.2021 [2]. Однако, приведенные в документе лимиты имеют рекомендационный характер, банк вправе определять их самостоятельно.
Таковыми маркерами являются, в частности, значительное количество операций с физическими лицами — более 10 в день, более 50 в месяц, значительные объемы операций — более 100 000 рублей в день, более 1 миллиона рублей в месяц, совершение иных подозрительных операций в виде зачисление и списания денежных средств в короткий промежуток времени (за одну минуту или менее), неиспользование банковского счёта для оплаты товаров и услуг.
При выявлении данных обстоятельств банк должен обеспечить повышенное внимание к таким сделкам и при необходимость принять соответствующие меры. На практике, это часто означает блокировку банковских счетов.
Известны случаи, что гражданин А, желая заблокировать гражданину Б. банковскую карточку выслал 500 раз по одному рублю, банк посчитал такие операции подозрительными и блокировал банковский счет основываясь на 115-ФЗ.
Такой подход категорически неверен, а обязанность клиента доказывать свою невиновность и непричастность к финансированию терроризма и отмытую средств, полученных преступным путем по любым, в том числе, незначительным сделкам, нарушает конституционный принцип презумпции невиновности.
Выглядит целесообразным дополнить 115-ФЗ статьей 7.1. закрепив конкретную процедуру блокировки банковских счетов:
Статья 7.1. Блокирование банковских счетов при наличии подозрений о легализации средств, полученных преступным путем
1. Блокирование банковских счетов, в том числе банковских карточек банками, иными кредитными и финансовыми организациями допускается при условии:
а) запроса органа предварительного расследования в рамках уголовного дела сроком до 30 дней, с возможностью продления данного срока.
б) при выявлении обоснованных подозрений на совершение запрещенных настоящим Федеральным законом банковских операций на сумму, превышающей 10 000 рублей в месяц.
в) при выявлении документально подтвержденных фактов совершения, запрещенных настоящим Федеральным законом банковских операций на любую сумму по запросу правоохранительного органа.
Фактически, банковские организации основываясь на положениях 115-ФЗ взяли на себя не свойственные им полномочия правоохранительных органов.
Данные полномочия должны быть ограничены и четко законодательно регламентированы.
Также следует четко закрепить права клиентов по разблокированию (разморозке) неправомерно заблокированных счетов изложив на законодательном следующие правовые нормы:
1. Клиенты банковских и иных кредитных или финансовых организаций, чьи банковские ил иные счета были заблокированы в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе обратиться, в том числе дистанционно, в банковскую или иную организацию, принявшую такое решение с заявлением о пересмотре блокировки (заморозки) банковского или иного счета. К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие законность отправления или получения средств по банковским или иным операциям по заблокированному счету за последние 30 дней до момента блокировки.
2. Подтверждающими документами являются:
1. документы, подтверждающие факт получения или выплаты заработной платы; иных государственных или негосударственных пособий, премий, грантов, призов.
2. документы с наличием печати или нотариально заверенные документы, подтверждающие факт получения или выплаты денежных средств по возмездному договору, при условии, что одно из лиц является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
3. документы, подтверждающие заключение гражданско-правового договора иными лицами на сумму до 50 000 рублей. В частности, заключение данного договора может подтверждаться совокупностью таких документов: договор между сторонами, подписанный цифровой подписью, документы, подтверждающие сертификацию, образования исполнителя по договору, подтверждение перечисления средств с личных банковских счетов сторонами, документы, подтверждающие источник происхождения денежных средств по договору.
3. Заявление должно быть рассмотрено в течение 20 рабочих дней.
Подытоживая можно сделать следующие выводы.
Проблема блокировки банковских счетов граждан на основании 115-ФЗ носит массовый характер и затрагивает интересы многих граждан. Особенно часто сталкиваются с этой проблемой лица, совершающие много операций через банковские карты и счета, например, трейдеры на криптобиржах. Банки обязаны блокировать подозрительные счета, однако бремя доказывания законности происхождения средств лежит на клиенте. Это нарушает принцип презумпции невиновности, если такие блокировки достаточно не обоснованы.
Для блокировки достаточно косвенных признаков, например, неоднократного совершения операций, которые могут нести цель уклонения от контроля. Непредставление запрошенных банком документов также является основанием для блокировки.
Литература:
- Решение Шардинского районного суда Курганской области № 2–319/2021 от 30 марта 2021 г. по делу № 2–319/2021 URL: https://sudact.ru/
- Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов — физических лиц, № 16-МР от 06.09.2021. URL: https://www.1cbit.ru/blog/blokirovka-bankovskogo-scheta-po-115-fz/?utm_referrer=https %3A %2F %2Fwww.google.com %2F
- Пряхин Г. Н., Амелешин К. А. Совершенствование методов противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в банковской системе // Вестник ЧелГУ. 2019. № 3 (425). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-metodov-protivodeystviya-legalizatsii-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem-i-finansirovaniyu-terrorizma-v (дата обращения: 27.12.2023).
- Дорж Э., Хайрутдинова И. В. Проблемы легализации (отмывания) денежных средств через криптовалюту // Юридическая наука. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-legalizatsii-otmyvaniya-denezhnyh-sredstv-cherez-kriptovalyutu (дата обращения: 27.12.2023).
- Кинсбурская В. А. Идентификация держателей криптовалюты в целях противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма // Национальная безопасность / nota bene. 2019. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/identifikatsiya-derzhateley-kriptovalyuty-v-tselyah-protivodeystviya-otmyvaniyu-dohodov-poluchennyh-prestupnym-putem-i (дата обращения: 27.12.2023).