Легализация преступных доходов является общественно опасным преступлением, осуществление которого практически невозможно без участия банковского сектора из-за аккумулирования в кредитных организациях значительного объема финансовых ресурсов и широкого спектра предоставляемых финансовых продуктов, и услуг.
Утвержденный Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400, Стратегический документ по национальной безопасности Российской Федерации подчеркивает, что ключевые задачи по обеспечению государственной и общественной безопасности решаются через применение государственной политики, цель которой — предотвращение и пресечение преступлений, осуществляемых с помощью информационно-коммуникационных технологий, включая легализацию незаконно полученных средств.
В рамках данной статьи нами рассматриваются основные меры общего характера, которые направлены на противодействие легализации (отмыванию) преступных доходов в кредитно-финансовой системе.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, кредитно-финансовая система, противодействие.
В борьбе с отмыванием незаконных средств, происходящей в рамках банковской и финансовой сферы, ключевыми являются комплексные стратегии противостояния преступности. Сюда в первую очередь входят меры, направленные на укрепление экономической стабильности России. Важно также предотвратить все виды преступлений, которые могут послужить основой для отмывания денег. Не менее важны усилия по повышению финансовой осведомленности граждан, укреплению их доверия к национальным банковским и финансовым учреждениям, а также к общему улучшению социально-экономического положения населения [4, c. 93].
В периоды экономических потрясений часто наблюдается увеличение преступности в государстве и рост числа преступлений, которые служат предпосылками для легализации незаконных доходов. Это влечёт за собой усиление интереса криминальных структур к услугам, направленным на легализацию незаконно полученных средств. Отсюда следует, что только стабилизация экономической обстановки и начало экономического подъёма способны привести к уменьшению количества таких преступлений и снижению потребности в дополнительной преступной деятельности.
Борьба с легализацией незаконно заработанных средств тесно переплетается с противостоянием преступлениям, которые являются их предпосылками. Устранение причин, способствующих развитию таких преступлений, может значительно уменьшить потребность в услугах по «обеззараживанию» незаконно полученных средств. При этом, эффективное противодействие попыткам «очистить» незаконные доходы способствует более успешной борьбе с преступлениями, служащими их предпосылками. Часто, когда лицо, совершившее такие преступления, лишено возможности свободно распоряжаться незаконными доходами, мотивы для совершения подобных преступлений исчезают [6, c. 162].
Следовательно, существует прямая связь между борьбой с источниками преступных активов и пресечением их легализации. Поскольку усиленное противостояние источникам преступности приводит к уменьшению числа случаев легализации незаконных доходов, то наоборот, эффективное противодействие отмыванию финансовых средств, полученных преступным путём, ведёт к сокращению числа преступлений, служащих источником этих средств [3, c. 114].
Р. В. Жубрин правильно подчеркнул, что в комплексе мер борьбы с нарушениями законодательства ключевую роль играют экономические инструменты, которые способны уменьшить социальные потери до минимума. Этот принцип также актуален для общих стратегий противостояния преступности, особенно в контексте эффективных экономических инициатив, которые не только снижают риск преступлений, но и способствуют легализации незаконных доходов. Принято считать, что положительное воздействие на экономические процессы может стать профилактической мерой против преступности в широком смысле [5, c. 38].
С 2008 года и по настоящее время в Российской Федерации экономический рост и работу кредитно-финансовых институтов, в частности, банковское кредитование, определяют высокая нестабильность цен на нефть и сопутствующая безработица в отраслях, связанных с углеводородами. Наше мнение заключается в том, что переход к инновационному экономическому вектору в России будет стимулирован созданием эффективной национальной кредитно-финансовой системы, модернизацией экономики с целью привлечения инвестиций, обновлением производственного потенциала и формированием стабильного среднего класса [6, c. 164].
Экономическая система России тесно переплетена с глобальной, что особенно заметно в взаимодействии между российскими и международными рынками кредитов и финансов, а также в сфере товарных и сервисных рынков. Тем не менее, до сих пор финансовый сектор страны продолжает демонстрировать уязвимость перед спекулятивными инвестициями иностранных инвесторов, что приводит к риску поглощения компаний-заемщиков своими кредиторами в случае падения стоимости акций, заложенных в качестве гарантии за кредиты. Кроме того, отсутствие внутренних рынков, где основные биржевые инструменты котируются в рублях, также создает препятствия для обеспечения ликвидности российских банков и кредитования экономики страны, что ведет к финансовой нестабильности в реальном секторе [4, c. 91].
Особенно усиливающееся воздействие на нестабильность российского кредитно-финансового рынка оказывают санкции, регулярно вводимые США и их союзниками с 2014 года.
Одной из важнейших задач укрепления национального финансового сектора является формирование всех необходимых предпосылок для поддержания активности в сфере кредитования и финансов, играющей ведущую роль в стимулировании экономического развития государства. Финансовая стабильность кредитно-финансовых структур способствует выходу на новый уровень внутреннего производства и увеличению спроса на товары, изготовленные на территории страны. Укрепление кредитно-финансовой системы является абсолютно необходимым условием для успешного экономического прогресса и национального производственного процесса [3, c. 112].
Такие действия, в свою очередь, значительно уменьшат стимулы и желание кредитно-финансовых структур к участию в незаконных финансовых маневрах, а также минимизируют вероятность их участия в сомнительных финансовых транзакциях.
Эволюция финансовой системы страны характеризуется рядом специфических черт, среди которых выделяется несбалансированное распределение банковских услуг по территории и недостаточно развитая банковская сеть, включая филиалы, а также активное перемещение банковского капитала по международной арене.
Наш анализ показывает, что ключевым аспектом в борьбе с отмыванием незаконных средств является строгое ограничение областей их применения в финансовой системе, а также устранение тех экономических дисбалансов и противоречий, которые способствуют легализации преступных доходов.
Кроме того, актуальной задачей является оптимизация работы с банковскими активами, что подразумевает решение вопросов реальной ликвидности, прибыльности, размеров и эффективности их использования. Это необходимо для предотвращения девальвации банковской системы и увеличения количества проблемных активов [5, c. 36].
Чтобы восстановить экономику страны и ее банковскую систему, предотвратить социальные беспорядки и стимулировать потребление среди граждан, необходимо пересмотреть подход к кредитно-финансовой сфере. Важно сделать кредиты доступными для бизнеса и уменьшить процентные ставки для инвестиций и инновационных начинаний. Необходимо также стимулировать увеличение товарного предложения и увеличение объемов производства, обеспечить стабильность национальной валюты путем ограничения спекулятивных операций с капиталом. Основная роль в поддержании устойчивого экономического развития принадлежит банковской системе, стабильность которой прямо связана с стимулированием внутреннего производства и спроса на произведенные товары.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 29.05.2024) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.
- Короткова О. В. Отдельные проблемы правовых механизмов противодействия легализации (отмыванию) денежных средств в Российской Федерации // Повышение финансовой грамотности и финансовой культуры: современные правовые аспекты. 2020. С. 111–116.
- Магомедова А. М., Агабалаев Э. Э., Керимова М. М. Проблемы применения мер профилактики легализации преступных доходов // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 3: Общественные науки. 2020. Т. 35. № 3. С. 88–95.
- Маныч Е. Г., Панкратов И. С., Займов Г. Э. Законодательство в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем // Государство и право в XXI веке. 2021. № 3. С. 35–40.
- Якимова Е. Г. Зарубежный опыт противодействия легализации преступных доходов и его использование в уголовном законодательстве России // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. 2023. С. 160–167.