Легализация преступных доходов является общественно опасным преступлением, осуществление которого практически невозможно без участия банковского сектора из-за аккумулирования в кредитных организациях значительного объема финансовых ресурсов и широкого спектра предоставляемых финансовых продуктов, и услуг. Одним из ключевых элементов подавляющего большинства известных типологических схем отмывания доходов являются банковские учреждения, поэтому особую актуальность приобретает вопрос создания и реализации кредитными организациями эффективной системы по управлению рисками ОД/ФТ и своевременному выявлению сомнительных операций, осуществляемых через банковский сектор Российской Федерации.
Актуальность темы исследования обуславливается проведением большого количества операций, которые связаны с отмыванием незаконно полученных доходов на фоне мировой тенденции, характеризующейся усилением контроля со стороны надзорного органа за деятельностью кредитных организаций.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, банковская деятельность, финансы, отмывание, банковские операции.
В современных условиях цифровизации экономики появляется все больше попыток и усовершенствованных способов отмывания преступниками своих незаконных доходов, в том числе с использованием предоставляемых банком услуг. Как раз из-за широкого спектра предлагаемых кредитными организациями операций, риски вовлечения банковского сектора в легализацию денежных средств достаточно высоки. Ответом на это стало применение банками риск-ориентированного подхода (РОП), в том числе и при выявлениях сомнительных операций в системе внутреннего контроля. Как отмечалось в первой главе, РОП направлен на оптимизацию соотношения уровня риска ОД/ФТ и применяемых банком мер, направленных на противодействие такого рода рискам [7, c. 275].
Центральный банк РФ совместно с Росфинмониторингом ведет усиленную работу по выявлению и пресечению сомнительных операций, разрабатывает методические рекомендации и нормативные документы для кредитных организаций с целью предупреждения рисков ОД/ФТ. К методологической базе исследования так же можно отнести консолидацию практики применения российского законодательства в сфере ПОД/ФТ а так же международный опыт осуществление финансового мониторинга [4, c. 23].
Банком России сформирована система мониторинга за операциями, имеющими признаки подозрительности. Она включает в себя обработку массивов данных и выявление сомнительных сделок, являющихся элементами преступных схем по легализации доходов, которые постоянно развиваются и совершенствуются, поэтому банковские учреждения должны внедрять и применять соответствующие эффективные инструменты для пресечения подобных операций. Выявлять операции, соответствующие разработанным ЦБ критериям подозрительности, позволяет в значительной степени предупредить и сократить риски ОД/ФТ, возникающие в банковском секторе.
Источниками информации при выявлении сомнительных операций могут послужить: финансовая и валютная отчетность кредитных организаций, отчеты инспекционных проверок, информация предоставляемая подразделениями Банка России, Федеральной службой по финансовому мониторингу и правоохранительными органами.
На основании Федеральных законов № 115-ФЗ [2] и № 395–1-ФЗ можно выделить три метода, применяемых кредитными организациями для предупреждения отмывания ОД и совершения сомнительных операций клиентами:
1) метод трансферта (передача соответствующей информации в Уполномоченный орган);
2) метод избежания риска (отказ в приеме клиента на обслуживание и проведение операции, если у сотрудника банка имеются подозрения, что сделка осуществляется в целях ОД/ФТ);
3) метод лимитирования (установление лимита для клиента при проведении операции) [7, c. 276].
Структурно-логическая схема анализа применения кредитными организациями риск-ориентированного подхода в системе внутреннего контроля представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Структурно-логическая схема анализа применения РОП в системе внутреннего контроля банков в целях ПОД/ФТ [6, c. 182]
Таким образом, внутренний контроль в кредитных организациях рассматривается Центральным банком как основной инструмент борьбы с легализацией. Применение кредитными организациями риск-ориентированного подхода, позволит эффективно направлять ресурсы и распределять контрольно-надзорную деятельность за проведением сомнительных операций, нацелив ее на объекты с повышенным уровнем риска. [5, c. 11] Преимуществом данного метода является возможность банком идентифицировать угрозу на раннем этапе и принять соответствующие моделирующие меры с учетом выявленных приоритетов.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 35. Ст. 3726.
- Абрамов, В. С. Использование Банком России инструментов макропруденциального регулирования деятельности банков в современных условиях / В. С. Абрамов, М. Б. Тершукова // Экономическое развитие России: вызовы и возможности в меняющемся мире. — 2023. — С. 20–25.
- Бобкова, О. В. Риск-ориентированность как стратегическое направление развития надзора за деятельностью финансово-кредитных институтов в России / О. В. Бобкова, Дубова С. Е. // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». — 2020. — № 46. — С. 10–16.
- Крылова, Н. А. Проблемы применения риск-ориентированного подхода в целях ПОД/ФТ в российском банковском секторе / Н. А. Крылова, В. В. Усков // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. — 2020. — С. 181–184.
- Миронов, В. Ю. Актуальные проблемы внедрения риск-ориентированных подходов пруденциального банковского регулирования в Российской Федерации / В. Ю. Миронов, М. В. Миронова // Бизнес. Образование. Право. — 2023. — № 2 (63). — С. 274–280.