Повышение эффективности противодействия легализации преступных доходов в современных условиях является приоритетным направлением совершенствования и укрепления национальной экономики и международного укрепления позиций нашего государства. Чтобы сдержать количество проводимых сомнительных финансовых операций и ограничить их последующее увеличение, необходимо создать комплекс мер и инструментов, которые позволят усовершенствовать механизм противодействия легализации преступных доходов.
Ключевые слова: легализация преступных доходов, банковская деятельность, финансы, отмывание, банковские операции.
По мнению отечественных ученых экономистов из-за большого сосредоточения в банковском секторе денежных средств и широкого спектра предоставляемых финансовых продуктов, и услуг, кредитные организации играют ключевую роль при попытке реализации преступниками своих доходов.
По данным Министерства внутренних дел РФ в 2021 году количество экономических преступление возросло на 10 % в сравнении с 2020 годом и составило порядка 117 тысяч. При этом ущерб для отечественной экономики составил более 640 млрд. рублей, что является рекордным показателем с 2009 года [5, c. 13].
Рост экономической преступности аналитики связывают с увеличением незаконной налоговой «оптимизации» и уклонения от обязательных платежей в государственный бюджет в последствие кризиса COVID-19.
Среди преступлений экономической направленности, значительную долю занимают и нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ.
Центральный банк РФ выделяет рейтинг отраслей экономики, наиболее подверженных рискам ОД/ФТ по уровню спроса, проявленного ими на проведение сомнительных операций за 2021. Так, на первом месте по проведению сомнительных операций в банковском секторе остается сфера строительства (на нее приходится 35 % всех подозрительных сделок). Значительный спрос на теневые финансовые услуги проявлялся и в области торговли и оказания услуг (на эти сектора экономики пришлось 27 % и 20 % соответственно). Под спросом на теневые услуги понимается попытка осуществления операций, направленных в конечном итоге на обналичивание незаконных доходов или вывода капитала за рубеж с целью уклонения от налогообложения, легализации денежных средств, а также осуществлений преступлений коррупционной направленности.
В годовой отчетности Банка России рассмотрена структура подозрительных транзитных операций, осуществляемых через банковский сектор РФ. К ним относят: уклонение от налогообложения (сектор закупки и обращения металлолома, лома драгметаллов и камней), обналичивание денежных средств, продажа наличной выручки торговыми и туристическими компаниями, а также вывод капитала за рубеж.
Исходя из этого, основными направлениями осуществления сделок, вызывающих подозрения, являются операции, направленные на уклонение от налогообложения и обналичивание денежных средств (33 % и 31 % соответственно). При этом стоит отметить, что в 2021 году средства обналичивались в основном через физических лиц (68 % всех сделок). На юридических лиц приходится четверть операций, а индивидуальным предпринимателям выдавалось порядка 7 % средств.
За последние пять лет количество сомнительных операций, осуществляемых через банковский сектор РФ, значительно сократилось. Так, объемы обналиченных денежных средств с 2017 года уменьшились на 264 млрд. рублей (или на 81 %), а количество выведенных средств за рубеж — на 30 млрд. рублей (41 %). Данная тенденция является довольно неплохим результатом, с учетом того, что в условиях пандемии в 2020 году и 2021 году, население снимало наличные деньги намного активнее, чем в «докризисные» времена, и этим старались воспользоваться «обнальщики» [4, c. 381].
Однако, банковская система РФ проводила эффективную работу и даже в такое время смогла сохранить отрицательную динамику обналиченных денежных средств.
В начале 2020 года было выявлено несколько новых схем обналичивания с использованием исполнительных листов и депозитных счетов нотариусов. По данным Центрального банка РФ, более 40 % операций по обналичиванию через физических лиц в 2020 году осуществлялось именно таким способом. Росфинмониторинг утверждает, что за первое полугодие 2021 года объем сомнительных операций по исполнительным листам по сравнению со вторым полугодием 2020 года выросла на 70 %.
Суть преступной схемы заключается в следующих этапах:
1) На территории РФ создается несколько фиктивных юридических лиц («фирм-однодневок»);
2) На счета компаний поступают денежные средства под видом оплаты за оказание услуг;
3) Физические лица подают иски компаниям, к примеру, за невыполнение обязательств;
4) Ответчик («фирма-однодневка») соглашается с истцом;
5) Суд выдает исполнительные листы, которые впоследствии поступают в банк;
6) Банк списывает средства со счетов фиктивной компании в пользу требований истца — физического лица;
7) Физическое лицо снимает деньги со своего счета.
Со стороны кредитной организации в такой ситуации нет нарушений, т. к. банк не может проигнорировать решение суда и должен сразу списать и перевести деньги истцу. ФССП и суд также действуют в пределах своих полномочий. Помимо этого, кредитная организация могла бы получить штраф в размере до миллиона рублей в случае отказа выполнения операции по исполнительному листу. Однако с 1 октября 2021 года кредитные организации вправе блокировать подобные схемы в связи с вступлением в силу обновленного перечня сомнительных операций. В случае блокировки транзакции по исполнительному листу, банк в течение пяти рабочих дней с момента принятия решения об отказе проведения операции должен уведомить компанию. После этого организации будет необходимо доказать банку законность операции и юридически подтвердить реальность долга. Кроме того, в соответствии с новыми методическими рекомендациями Банка России, согласованными с Росфинмониторингом, банкам необходимо наладить связь по вопросам обмена информацией касательно исполнительных листов [7, c. 276].
Существует и другая интерпретация использования исполнительных листов недобросовестными клиентами. Согласно ей два юридических лица (резидент и нерезидент) заключают соглашение о взыскании долговых обязательств через третейский суд (негосударственный юридический орган, призванный решать возникающие гражданско-правовые споры). Нерезидент выдвигает требование погасить долг, резидент в свою очередь соглашается с данным требованием. Суд выдает истцу исполнительный лист, с которым он обращается в ФССП. Федеральная служба судебных приставов направляет требование банку резидента о списании денежных средств в пользу нерезидента, которые впоследствии переводятся на иностранный счет истца.
Еще одной схемой, которая остается одной из наиболее популярных в РФ, является веерная схема обналичивания. Исходя из данной схемы, юридическому лицу в течение одного дня осуществляются перечисления с крупными суммами от компаний, обладающих, как правило, следующими особенностями:
– резкое и необоснованное увеличение оборота по счетам, не соответствующее масштабу деятельности организации;
– минимальная штатная численность сотрудников;
– минимально допустимый уставный капитал;
– отсутствие обязательных отчислений в бюджетную систему РФ;
– указанные платежи не соответствуют виду деятельности компании [6, c. 76.
После перечисления на счет юридического лица средств, деньги переводятся физическим лицам под предлогом выплаты заработной платы, премии или пособий. Заключительным этапом является снятие средств в наличной форме в зависимости от установленных банками лимитов.
Таким образом, мегарегулятор ведет активную работу совместно с Росфинмониторингом по предупреждению и сокращению объемов сомнительных операций, осуществляемых через банковский сектор РФ. Успешная реализация правил внутреннего контроля, применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, утверждение необходимых поправок в законодательство, выпуск актуальных методических рекомендаций, усовершенствование и цифровизация применяемых кредитными организациями инструментов по выявлению подозрительных сделок способствует значительному сокращению обналичивания и вывода денежных средств за рубеж.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
- Федеральный закон Российской Федерации от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 33. Ст. 3418.
- Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 35. Ст. 3726.
- Алифанова, Е. Н. О мерах по укреплению финансовой безопасности России и развитию национальной системы ПОД/ФТ / Е. Н. Алифанова, Ю. С. Евлахова, Л. И. Ниворожкина, А. А. Трегубова // Вестник Академии знаний. — 2021. — № 47 (6). — С. 377–384.
- Головаченко, С. П. Перспективы развития контрольных процедур в реальном секторе экономики / С. П. Голочаченко // Управление в социальных и экономических системах. — 2021. — № 30. — С. 13–14.
- Курьянов, А. М. Реформирование надзорной деятельности в сфере ПОД/ФТ в Европейском Союзе / А. М. Курьянов // Финансовые исследования. — 2020. — № 2 (67). — С. 74–85.
- Миронов, В. Ю. Актуальные проблемы внедрения риск-ориентированных подходов пруденциального банковского регулирования в Российской Федерации / В. Ю. Миронов, М. В. Миронова // Бизнес. Образование. Право. — 2023. — № 2 (63). — С. 274–280.