В настоящее время повышение уровня выявления и раскрываемости преступлений экономической направленности имеет особую актуальность, прежде всего с учетом масштабов и латентного характера данного типа преступности, а также обострения ситуации, вызванной пандемическим кризисом 2020–2022 г. Одной из сфер экономической деятельности Российской Федерации, которые наиболее подвержены криминализации, является банковская. В статье рассматривается контроль банковских операций в целях противодействия легализации и отмывания доходов.
Ключевые слова: сделки, нелегальные доходы, контроль, банковские операции, платежи, технологии.
Спектр видов экономических преступлений, совершаемых в банковской сфере, огромен. Это незаконные банковские операции в сфере кредитования, обналичивания денежных средств; правонарушения, совершаемые при конверсионных операциях, использовании пластиковых карт; вывод ликвидных активов, хищение денежной наличности; работа с неликвидными векселями, в том числе для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Стоит отметить, что исследованию проблем в банковской сфере посвящено огромное количество научных исследований. Во многих случаях авторы особое внимание уделяют различным аспектам экономической безопасности в банковском секторе экономики. Например, эти вопросы отражены в публикациях М. Г. Ахмадеева и Д. Т. Шакирова [1], Т. В. Нерушевой и Н. Н. Зайцевой [5], А. П. Балакина [3], Т. Г. Антроповой и Е. В. Фленовой [1], И. А. Моисеевой [4].
Институциональная среда банковской деятельности в сфере противодействия легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее — ПОД/ФТ/ФРОМУ) постоянно совершенствуется. Развивается система обязательного контроля, уточнен порядок отказа от заключения договора банковского счета, принят закон о цифровых финансовых активах и цифровых валютах.
Эти новации определяют необходимость развития банков, совершенствования внутренних регламентов и порядков организации клиентского обслуживания.
Для выполнения, с одной стороны, обязательных мероприятий в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ, а с другой стороны, выстраивания комфортных для клиентов форматов взаимодействия, необходимо четкое выявление признаков преступных операций, которые напрямую связаны с отмыванием денежных средств.
Банковские сервисы развиваются в данном направлении, в том числе на основе использования роботизации, семантического анализа и технологий искусственного интеллекта. Такой подход позволяет автоматизировать процессы и сделать их более экономичными и эффективными.
Банком России применяются роботизированные системы для выявления признаков финансовых пирамид уже с 2018 года. Федеральная служба по финансовому мониторингу Российской Федерации (Росфинмониторинг) внедряет технологии искусственного интеллекта в свою деятельности. В 2021 году начата работа с прототипом системы анализа операций с криптовалютами — «Прозрачная блокчейн».
Однако, вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ остаются актуальными. По оценкам мировых экспертов, за последние годы было отмыто от 1 до 3 трлн. долл. США, что составило примерно от 2 до 5 % мирового валового продукта.
Исходя из годовых отчетов Рофинмониторинга, Росстата, а также официальных статистических документов, которые предоставляет финансовая разведка в органы МВД, наблюдается тенденция, снижения объема теневого сектора экономики в России снижается (рис. 1) [6].
Рис. 1. Размер теневой экономики России
Согласно проведенному анализу, в 2019 г. уровень теневой экономики составляет 16 % от величины ВВП России, что сопоставимо с объемами доходов федерального бюджета, которые за 2019 г. составили 20,18 трлн. руб., и расходов — 18 трлн. руб.
По оценкам специалистов до сих пор большая часть незаконных денежных потоков легализуются через банковскую систему. В рамках проводимого анализа, на основе данных, предоставленных Банком России, была составлена хронология отзывы лицензий у коммерческих банков с 01.01.2010 по 01.01.2020 гг. (рис. 2) [7].
Рис. 2. Динамика отзыва банковских лицензий с 01.01.2010 г. по 01.01.2020 гг. (в том числе из-за нарушений Федерального закона № 115-ФЗ)
Начиная с 2013 г. в России сильно активизировался процесс отзывы лицензий у коммерческих банков. В соответствии с данными Росфинмониторинга более 50 % отозванных лицензий в 2019 году (19 из 31 лицензий) напрямую связаны с неоднократным нарушением коммерческим банком в течение одного года Федерального Закона № 115-ФЗ. Статистические данные в разрезе по Федеральным округам говорят о том, что уменьшение количества кредитных организаций с каждым годом продолжается, но сокращение в 2017–2019 гг. немного замедлилось. Нами проведен анализ секторов экономики, формировавших спрос на теневые финансовые услуги (рис. 3) [8].
Рис. 3. Секторы экономики, формировавшие спрос на теневые финансовые услуги в первом полугодии 2021 г.
Как мы можем заметить, основная сфера экономики, в которой проходит наибольшее число сомнительных операций, является сфера строительства. В первую очередь, к данной сфере относятся операции, проводимые с недвижимым имуществом.
Данная сфера деятельности привлекательна для мошенников из-за того, что специфика деятельности строительных компаний и метод ведения бухгалтерского учета, позволяет преступникам обойти действующее законодательство и не попасть под подозрение службе внутреннего контроля кредитной организации, а также Финмониторингу.
Пандемия и переход большого количества платежей в онлайн-формат, изменение ставок по кредитам, рост курса валют, увеличение масштабов использования пластиковых карт усугубили ситуацию с преступностью в банковской сфере. В связи с этим необходимо более широкое и углубленное использование различных методов при выявлении и расследовании экономических преступлений, в том числе данных, содержащихся в банковском бухгалтерском учете.
Таким образом, перечисленные тенденции дополнительно подчеркивают необходимость внедрения современных технологий в контрольные и надзорные операции в сфере банковского регулирования в части ПОД/ФТ/ФРОМУ с акцентом на указанные сферы экономической деятельности.
Литература:
- Антропова I Г, Фленова Е. В. Содержание экономической безопасности банковской сферы и ее роль в обеспечении устойчивого развития национальной экономики // Горизонты экономики. 2020. № 1. С. 51–55.
- Ахмадеев М. Г., Шакиров Д. Т. Экономическая безопасность в банковском секторе // Актуальные проблемы экономики и права. 2019. № 2. С. 39–45.
- Балакин А. П. Модели и инструментарий обеспечения экономической безопасности в сфере денежно-кредитного регулирования банковской деятельности // Инновационное развитие экономики. 2019. № 4–2. С. 24–29.
- Моисеева И. А. Противодействие угрозам экономической безопасности в банковской сфере // Вестник института: преступление, наказание, исправление. 2018. № 1. С. 61–69.
- Нерушева Т. В., Зайцева Н. Н. Современная практика обеспечения экономической безопасности в финансовой сфере // Вестник ОрелГИЭТ. 2020. № 1. С. 159–164.
- Официальный сайт Федеральной службы по финансовому мониторингу. Годовые отчеты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fedsfm.ru/activity/annual-reports.
- Официальный сайт Банка России. Противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в российской банковской системе и иных сферах финансового рынка Российской Федерации. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.cbr.ru/today/resist/resist_sub.
- Росфинмониторинг будет использовать искусственный интеллект для борьбы с отмыванием денег. Тасс. 2019. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tass.ru/ekonomika/6205631 (дата обращения: 11.06.2022).