Легализация преступных доходов является существенной угрозой для стран мирового сообщества, включая Россию. В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», легализацией доходов, полученных преступным путем, является придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления [5]. В связи с этим возникает вопрос о необходимости оценки эффективности работы банковского сектора в противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем.
ЦБ РФ взаимодействует с Росфинмониторингом, ФНС, МВД, правоохранительными органами для борьбы с отмыванием преступных доходов.
Банк России и кредитные организации играют огромную роль в работе всей системы ПОД/ФТ. Это связано с тем, что банки занимают особенное место в структуре финансового посредничества, осуществляя операции с ценными бумагами, валютой, а также обеспечивая трансформацию весомой части сбережений в инвестиции. Также ЦБ РФ взаимодействует с другими кредитными организациями, которые осуществляют контроль финансовых операций для пресечения фактов легализации денежных средств.
Финансовые институты обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Правила внутреннего надзора разрабатываются с учетом требований ЦБ РФ по согласованию с Росфинмониторингом РФ. Таким образом, коммерческие банки должны понимать, что размещение в банковской системе доходов, которые были получены в результате совершения сомнительных сделок, влечет за собой негативные последствия, уничтожая деловую репутацию банков, их стабильность и подрывает доверие вкладчиков и кредиторов.
Однако в то же время еще существуют банки, которые стремятся получать доходы, проводя сделки с сомнительными клиентами и средствами, которые формально соответствуют законодательству. По данным ЦБ РФ, на 01.06.2022 принудительно ликвидированы 30 кредитных организаций, добровольной ликвидации подверглись 8 кредитный организаций [4].
Инструмент, основанный на оценке рисков ПОД/ФТ, используется Банком России с 2013 года. В рамках данного подхода осуществляется рад надзорных мероприятий. Помимо этого, в результате усовершенствования методологической базы оценки рисков в период 2016–17 годов, а также усовершенствования операции национальной оценки рисков в 2018 году, эффективность осуществления надзорный деятельности была значительно увеличена [3]. Надзорная деятельность Банка России преследует целью сокращения финансовых услуг, характеризующихся высоким финансовым риском, а также пресечение участия финансового сектора в преступной деятельности. В таблице 1 представлена динамика операций в банковском секторе [4].
Таблица 1
Информация об объемах вывода денежных средств за рубеж и обналичивания денежных средств в банковском секторе за 2014–2021 годы
Год |
Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, в млрд. рублей |
Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд. руб. |
2014 |
816 |
681 |
2015 |
501 |
600 |
2016 |
199 |
522 |
2017 |
96 |
326 |
2018 |
73 |
176 |
2019 |
66 |
111 |
2020 |
52 |
78 |
2021 |
43 |
62 |
По данным таблицы видно, что с 2014 года объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе уменьшились в 19 раз. Тенденцию снижения показали и объемы обналичивания денежных средств, которые сократились почти в 11 раз по сравнению с 2014 годом.
Проанализируем структуру подозрительных операций в банковском секторе за 2020 и 2021 года, представленную в таблице 2 [4].
Таблица 2
Структура подозрительных операций в банковском секторе за 2020 и 2021 годы
Операция |
Год |
|
2020 |
2021 |
|
Вывод денежных средств за рубеж (млрд. руб.) |
||
Авансирование по импорту товаров |
24 |
27 |
Импорт товаров через страны ТС |
10 |
5 |
Переводы по сделкам и услугам |
10 |
5 |
Переводы по сделкам с ценными бумагами |
4 |
3 |
Иные схемы |
5 |
3 |
Обналичивание денежных средств (млрд. руб.) |
||
Выдачи физическим лицам |
59 |
42 |
Выдачи юридическим лицам |
16 |
16 |
Выдачи ИП |
3 |
4 |
Объемы подозрительных операций в банковском секторе в 2021 году сократились на 20 %.
По сравнению с 2020 годом, объём капитала, направляемого за территорию страны в ходе осуществления операций, обладающих подозрительным характером, значительно сократился, а именно, на 17 %. Данный факт обосновывается двукратным сокращением объёма количества переводов по сделкам и услугам, а также по причине товарооборота со странами Таможенного союза.
При этом, объём подозрительных авансовых платежей по сделкам импорта продукции, согласно значению 2021 года, наоборот, возрос. Более того, в структурной доле подозрительных операций, сделки, осуществляемые по выводу средств за территорию страны занимают 62 %.
Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе снизились на 21 %, за счет выдачи денежных средств юридическим лицам. Однако, до сих пор актуальна проблема использования исполнительных документов в целях обналичивания денежных средств.
Согласно данным ЦБ РФ, 2021 году основной спрос на теневые финансовые услуги в 2021 году формировался в строительном секторе (35 %), торговле (27 %) и секторе услуг (20 %) [4].
В целом за 2021 год наблюдается понижательная динамика сомнительных операций в банковском секторе.
Выявление операций сомнительного характера — очень сложная и дорогостоящая работа для банков. Банк России оказывает им методологическую поддержку на постоянной основе. К примеру, он определяет признаки сомнительных операций и предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.
В инструментах Банка России сосредоточен целый комплекс мер по сокращению финансовых нарушений, а также список санкций за их осуществление. Данный комплекс мер подразделяется на превентивные меры, в частности, предупреждения, уведомления в письменной форме руководства организаций по месту нахождения, а также непосредственно выездные проверки и встречи с ответственными лицами, и правоприменительные меры, содержащие под собой предписания, штрафы и пени по ним, комплекс ограничений на осуществление ряда финансовой деятельности и операций и аннулирование лицензии.
Однако двояким является вопрос о недостаточности проведения выездных проверок по вопросам ПОД/ФТ. Банк России уделяет большое внимание дистанционного мониторингу, что повышает риски в сфере ПОД/ФТ. Но, с другой стороны, эксперты-оценщики признают, что проведение выездных проверок является дорогостоящим и устаревшим.
Кроме того, на кредитные организации возлагается огромная нагрузка. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 № 115-ФЗ кредитные организации в течение 3 рабочих дней обязаны сообщать в Росфинмониторинг об операциях, подлежащих обязательному контролю. В конечном счете, в Росфинмониторинг приходит огромное количество сообщений в год, что нарушает эффективность работы всей системы [5].
С начала июля 2022 года, Банк России планирует ввести в эксплуатацию электронную платформу «Знай своего клиента». Данный ресурс позволит обеспечить информацией состояния уровня риска осуществления клиентами подозрительных операций. Тем самым, введённый инструмент позволит сократить количество претензий по необоснованным отказам финансовых транзакций клиентам, а также сократит издержки банковского сектора по регулированию данного аспекта [4].
Банк России также создал двухуровневую систему пересмотра решений об отказах банков. Так как банки могут ошибочно расценить операции как подозрительные или добросовестный клиент просто не предоставил достаточное количество информации. Теперь клиент, который не согласен с решением банка, после отказа самого банка может обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Эта система позволяет честному бизнесу избежать возможных трудностей, а также дополнительных затрат.
В условиях необходимости борьбы с незаконными операциями постоянно разрабатываются и развиваются международные стандарты, закрепляющие общие меры противодействия легализация денежных средств, полученных преступным путём и финансированию терроризма, в том числе, распространению оружия массового поражения. Ответственной группой, осуществляющей разработку и обеспечивающей контроль за соблюдением мер международных стандартов, является Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Банк России введёт активное сотрудничество с зарубежными организациями в данной сфере [2].
Роль Банка России и всей банковской системы в противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, неоценима. Банки вносят огромный вклад в контроль за добросовестностью своих клиентов и других кредитных и не кредитных организаций. Безусловно, нельзя сказать, что система государственного контроля полностью эффективна, но Банк России стремится минимизировать риски ликвидности, потери деловой репутации, а также кредитные и операционные риски.
Денежные средства, которые обращаются на рынке банковских услуг, являются более мобильными в отличие от инвестиций. В связи с этим, банковская система, обеспечивая определенную направленность движения капитала занимает ведущую роль в данном процессе. Можно сказать, что банки в отличие от других финансовых институтов обладают большей уязвимостью по отношению к проникновению преступных доходов в легальную экономику. Это обстоятельство представляет собой реальную угрозу для финансовой безопасности страны, а также затрагивает устойчивость мирового рынка.
Поэтому необходимо установить внутренний режим регулирования и надзора в отношении банков, являющихся особо уязвимыми с точки зрения возможности их вовлечения в механизмы отмывания денег.
Особое внимание Банк России уделяет криптовалютам, которые стали широко применяться в последние несколько лет при реализации криминальных схем, в том числе схем ОД. По оценкам респондентов, которые были составлены по данным из открытых источников, объем операций российских физических лиц с криптовалютами приблизительно достигает 350 млрд. рублей в год [1].
Банк России считает необходимым развивать мониторинг рисков, связанных с вложениями в криптовалюты, а также предлагает такие дополнительные меры, как введение ответственности за нарушение запрета на использование криптовалюты в качестве средства платежа за товары, работы и услуги, продаваемые и покупаемые резидентами РФ, введение запрета на организацию выпуска и организацию обращения и обмена криптовалюты на территории РФ, запрет для финансовых организаций на собственные вложения в криптовалюту и так далее [1].
Одновременно Банк России продолжит реализацию мер, направленных по повышению уровня компетентности и грамотности граждан о рисках, с которыми они могут столкнуться, вложив деньги в криптовалюту, кроме того ЦБ РФ разъяснит отличие криптовалюты от цифровых валют центральных банков.
По мере развития и роста важности банковской системы должны совершенствоваться методы и инструменты борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем. В свою очередь законодательство должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней среды, а также учитывать зарубежный опыт.
Банк России достаточно быстро реагирует на изменения конъюнктуры, что позволяет его политике быть гибкой и находить верные меры, инструменты и решения для регулирования положения в том или ином аспекте, включая и борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем. Динамика сомнительных операций сокращается, что говорит об успешной политике, которую ведет Банк России совместно с другими органами власти.
Этот факт обеспечивает благосостояние общества, доверие граждан к органам власти, включая ЦБ РФ, стабильность финансовой системы страны и ее институтов, что обуславливает экономический рост.
Проблема с теневым сектором является масштабной и охватывает все страны мира, поэтому необходимо всестороннее сотрудничество с другими странами для более эффективной борьбы с этим феноменом.
Литература:
1. Доклад для общественных консультаций: криптовалюты: тренды, риски, меры [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/
2. Обзор событий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт Банка России. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/
3. Отчёт о взаимной оценке: меры по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма [Электронный ресурс] // Официальный сайт Росфинмониторинга. — Режим доступа: https://www.fedsfm.ru/activity/fatf
4. Официальный сайт Банка России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.cbr.ru
5. Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. [Электронный ресурс] //КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/