Проблемы реализации ПОД/ФТ коммерческими банками | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №10 (248) март 2019 г.

Дата публикации: 08.03.2019

Статья просмотрена: 1241 раз

Библиографическое описание:

Филиппов, Е. В. Проблемы реализации ПОД/ФТ коммерческими банками / Е. В. Филиппов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 130-133. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57033/ (дата обращения: 19.10.2024).



В статье сделан обзор текущего состояния реализации коммерческими банками мероприятий в области ПОД/ФТ. Рассмотрены состав и структура сомнительных операций. Дается описание проблем, с которыми сталкиваются кредитные организации при исполнении 115 ФЗ.

Ключевые слова: 115 ФЗ, ПОД/ФТ, сомнительные операции.

Целью статьи является оценка текущего состояния функционирования коммерческих банков в системе ПОД/ФТ. В статье будет дана оценка текущему развития ПОД/ФТ, обозначены проблемы.

В последнее десятилетие коммерческие банки были включены в национальную систему ПОД/ФТ. Одним из ключевых нормативных документов, который регулирует деятельность коммерческих банков является № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [4].

В настоящее время национальная банковская система имеет ряд проблем: ужесточается контроль со стороны регулятора, возникают проблемы с ликвидностью, наблюдается отток клиентов, фиксируются потери на рынке ценных бумаг, рост просроченной задолженности по кредитному портфелю банков. Актуальным на данном этапе является осуществление эффективного банковского контроля, в том числе в части управления рисками легализации доходов, полученных преступным путем. При этом модель осуществления банковского контроля должна быть гибкой к любым изменениям в экономике как в противостоянии настоящему кризису, так и последующим кризисам, иметь готовые стратегические решения циклично возникающим вызовам [1].

Если сравнить структуру сомнительных операций в банковском секторе в части обналичивания денежных средств за 2015 [5] и 2018 [6] гг. на Рисунке 1, то можно увидеть как меняется структура и доли этих операций [3, 4].Один из выводов, который можно сделать, это тот факт, что наблюдается существенное сокращение выдачи со счетов физических лиц и юридических лиц. Но при этом видно, что в доле сомнительных операций появляются новые формы сомнительных операций, это выдачи по сделкам с ценными бумагами. Все вышесказанное и тот факт, что стоимость услуг по обналичиванию денежных средств по мнению экспертов в последний год выросла до уровня 15–20 %, говорит о том что 115 ФЗ работает.

Рис. 1. Структура сомнительных операций в банковском секторе

В целом, если оценивать статистику ЦБ, то с 2017 году наблюдался положительный тренд по снижению вовлеченности банковского сектора в проведение сомнительных операций. Отозвано лицензий: за нарушение банковского законодательства и нормативов, установленных Банком России — 51. Из них: за вовлеченность в проведение сомнительных операций — 17; за несоблюдение требований Федерального закона 115-ФЗ — 24. Более чем в 80 % случаев отзыва лицензий работа по проблемным банкам велась с использованием материалов Росфинмониторинга [2].

А если взять статистику по коммерческим банкам, у которых регулятор отозвал лицензии в 2018 г., то будит видно, что у 7 из 12 банков лицензия отозвана в том числе из-за несоблюдения норм ПОД/ФТ.

Затрагивая данную тему нельзя не рассмотреть данный вопрос со стороны клиентов банков. В последнее время в СМИ часто поднимается проблема включения в так называемые черные списки клиентов банков. В эти списки попадают не только не чистые на руку дельцы, основным видом деятельности которых является обналичивание денежных средств и прочие явно сомнительные операции, но и предприниматели, никак не связанные с теневыми операциями, но по формальным признакам попадающие под критерии тех же сомнительных операций. Как следствие банки вынуждены отказывать таким клиентам открытии счетов и проведении операций, что непосредственно влияет на размер получения прибыли кредитными организациями.

Если снова вернуться к рассмотрению деятельности банков в рамках исполнения Федерального закона 115-ФЗ, то банки обязаны по Положению Центрального Банка № 321-П от 28 августа 2008 г. (в ред. от 15.10.2015 г.) отправлять в уполномоченный орган сведения, предусмотренные Федеральным законом 115-ФЗ, в виде электронных сообщений. Исполнение данного положения может нести определенные трудности, так по ряду операций, которые относят к обязательному контролю кредитные организации проводят до 1000 операций в день, что ведет к увеличению нагрузки на подразделения комплаенс банков.

Еще один из факторов, который нужно учитывать при оценке реализации ПОД/ФТ в банковской сфере, это затраты, которые коммерческие банки несут при осуществлении деятельности внутреннего контроля.

Банки вынуждены содержать подготовленных и сертифицированных в области ПОД/ФТ специалистов. Сюда же можно отнести затраты на реализацию и поддержание программного обеспечения и информационной составляющей в связи с огромным количеством документов, которые клиенты направляют в банки по запросам. Штрафы, затраты на устранение замечаний регулятора ложатся дополнительной финансовой нагрузкой на банки.

Если рассматривать данную проблематику с точки зрения юридической составляющей, то можно проследить ужесточение законодательства, которое регулирует процесс противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, вместе с тем исполнение некоторых законодательных актов могут носить противоречивый характер.

Так например, федеральный закон № 140-ФЗ [7] от 8 июня 2015 г., который внес изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ, обязывает банки определять источники возникновения денежных средств у клиентов, что уже сама по себе является непростой задачей.

Вместе с тем в законе № 401-ФЗ [8] сказано, что любые лица имеют право задекларировать свое имущество и денежные средства, которые ранее не были задекларированы. В законе также сказано, что никто не будет выяснять источниками возникновения капитала, конечно, если не идет речь о явном криминальном происхождения денежных средств.

Ни для кого не секрет, что подобный закон не мог не родиться в период непростых отношений между Россией и ведущими мировыми державами, так как экономику нашей страны лишили возможности дешевых кредитов на внешних рынках. Так называемый закон об «амнистии капитала» и был разработан, как один из инструментов привлечения внутренних капиталов.

В данном случае банки не могут отказать в совершении операций, и могут только выявлять те средства, которые носят явный криминальный характер происхождения. Как раз в рамках исполнения данных нормативных актов, у банков и возникают трудности, так как регулятора не предоставил четких разъяснений, как выявлять и классифицировать подобных клиентов. Поэтому в данной ситуации ответственность за соблюдение нормативных актов и требований надзорных органов полностью ложится на коммерческий банк. Можно сделать вывод, что о того, как коммерческий банк сформулирует правила внутреннего контроля и будет зависеть насколько будет соблюдаться требования законодательства.

Все выше сказанное говорит о том, сложившаяся ситуация в реализации ПОД/ФТ коммерческим банками, ставит под сомнение эффективную работу как самих кредитных организаций, так и исполнение нормативных актов. И в условиях постоянно меняющихся внешних и внутренних факторов данной тематики, требует постоянного изменения и совершенствования.

Литература:

  1. Макиенко Н. С. Роль кредитных организаций в системе ПОД/ФТ // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XLVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(48). [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: https://sibac.info/archive/economy/11(48).pdf(дата обращения: 14.01.2019)
  2. Вестник финансового мониторинга// Архив новостей. — 2018. [Электронный ресурс] — Режим доступа.URL: https://vestnik115fz.ru/news/news_post/banki-prodolzhayut-teryat-litsenzii-iz-za-pod-ft (дата обращения 18.01.2019).
  3. Кабакова Е. В. О классификации рисков легализации доходов, полученных преступным путем, в новых условиях ведения банковского бизнеса // Финансовая безопасность. — 2015. — № 11. [Электронный ресурс] — Режим доступа.URL: http://www.fedsfm.ru/content/files (дата обращения 18.01.2019).
  4. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
  5. Официальный сайт Банка Росcии [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/collection/collection/file/6673/2015.pdf
  6. Официальный сайт Банка Росcии [Электронный ресурс]. http://www.cbr.ru/collection/collection/file/9392/2018_1.pdf
  7. Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  8. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2016 N 401-ФЗ
Основные термины (генерируются автоматически): банк, операция, банковский сектор, коммерческий банк, внутренний контроль, область ПОД, средство.


Похожие статьи

Проблемы правовой регламентации мошенничества в сфере кредитования

В статье освещаются проблемы правовой регламентации преступления в виде мошенничества, совершаемого в сфере кредитования. Автором предлагаются меры по совершенствованию действующего уголовного законодательства в вопросах регламентации и закрепления м...

Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году

В данной статье приведены соображения автора об законодательных изменениях в сфере МСП в 2022 году. В статье были рассмотрены критерии отнесения к МСП, описана ситуация с НДС для малого и среднего бизнеса.

Некоторые проблемы реализации административной ответственности за нарушения налогового законодательства

В данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства России. В рамках исследования были изучены основные понятия по данной теме, виды и формы административной отве...

Совершенствование мер по предупреждению преступлений в сфере таможенного дела

В статье рассматриваются проблемы предупреждения и профилактики преступлений в сфере таможенного дела в России, анализируется статистика уголовных дел, возбуждаемых при выявлении преступлений в сфере таможенного дела, которая показывает тенденцию к с...

Проблемы исполнения обязательств по договору купли-продажи в Российской Федерации

В данной статье проведено исследование проблем исполнения обязательств по договору купли-продажи в России. Целью работы является анализ основных причин и факторов, влияющих на исполнение договоров, и выработка рекомендаций для повышения эффективности...

Оценка надежности контрагента при внутреннем контроле дебиторской задолженности

В статье рассмотрена проблема взаимоотношений организаций и их контрагентов, связанная с невозможностью своевременно и в полном объеме погасить образовавшиеся на счету обязательства. Были затронуты причины, из-за которых за последние годы увеличился ...

Совершенствование системы риск-менеджмента в российских коммерческих банках

В статье рассмотрена стандартная схема системы управления рисками в российских коммерческих банках. Обоснована необходимость ее оптимизации. Представлена совершенствованная система рисков. Предложены рекомендации по предупреждению каждого вида риска.

Современные проблемы управления кредитными рисками

В статье рассмотрено общее понятие кредитного риска. Выявлены и проанализированы причины возникновения кредитных рисков для коммерческих банков. Акцентируется внимание на проблеме кредитоспособности предприятия, правильности формирования кредитной по...

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Цифровизация налогового права на примере реформы Федеральной налоговой службы

В статье рассматриваются тенденции развития налогового права, связанные с активным преобразованием налоговых правоотношений в условия цифровизации на примере реформы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Похожие статьи

Проблемы правовой регламентации мошенничества в сфере кредитования

В статье освещаются проблемы правовой регламентации преступления в виде мошенничества, совершаемого в сфере кредитования. Автором предлагаются меры по совершенствованию действующего уголовного законодательства в вопросах регламентации и закрепления м...

Планируемые изменения в сфере малого и среднего предпринимательства в 2022 году

В данной статье приведены соображения автора об законодательных изменениях в сфере МСП в 2022 году. В статье были рассмотрены критерии отнесения к МСП, описана ситуация с НДС для малого и среднего бизнеса.

Некоторые проблемы реализации административной ответственности за нарушения налогового законодательства

В данной статье рассматривается вопрос административной ответственности за преступления, связанные с нарушением налогового законодательства России. В рамках исследования были изучены основные понятия по данной теме, виды и формы административной отве...

Совершенствование мер по предупреждению преступлений в сфере таможенного дела

В статье рассматриваются проблемы предупреждения и профилактики преступлений в сфере таможенного дела в России, анализируется статистика уголовных дел, возбуждаемых при выявлении преступлений в сфере таможенного дела, которая показывает тенденцию к с...

Проблемы исполнения обязательств по договору купли-продажи в Российской Федерации

В данной статье проведено исследование проблем исполнения обязательств по договору купли-продажи в России. Целью работы является анализ основных причин и факторов, влияющих на исполнение договоров, и выработка рекомендаций для повышения эффективности...

Оценка надежности контрагента при внутреннем контроле дебиторской задолженности

В статье рассмотрена проблема взаимоотношений организаций и их контрагентов, связанная с невозможностью своевременно и в полном объеме погасить образовавшиеся на счету обязательства. Были затронуты причины, из-за которых за последние годы увеличился ...

Совершенствование системы риск-менеджмента в российских коммерческих банках

В статье рассмотрена стандартная схема системы управления рисками в российских коммерческих банках. Обоснована необходимость ее оптимизации. Представлена совершенствованная система рисков. Предложены рекомендации по предупреждению каждого вида риска.

Современные проблемы управления кредитными рисками

В статье рассмотрено общее понятие кредитного риска. Выявлены и проанализированы причины возникновения кредитных рисков для коммерческих банков. Акцентируется внимание на проблеме кредитоспособности предприятия, правильности формирования кредитной по...

Административная ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе

В настоящее статье дается характеристика административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Анализируются проблемы, возникающие на практике и предлагаются меры по совершенствования законодательства России в данной с...

Цифровизация налогового права на примере реформы Федеральной налоговой службы

В статье рассматриваются тенденции развития налогового права, связанные с активным преобразованием налоговых правоотношений в условия цифровизации на примере реформы Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

Задать вопрос