Популяризация спорта среди детей младшего школьного возраста через мультфильмы и книги | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №51 (498) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 18.12.2023

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Коберник, П. С. Популяризация спорта среди детей младшего школьного возраста через мультфильмы и книги / П. С. Коберник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 51 (498). — С. 470-472. — URL: https://moluch.ru/archive/498/109302/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье рассмотрены возможные варианты по распространению интереса к спорту у детей младшего школьного возраста. За основу взяты три психологических механизма: заражение, внушение, подражание. Предлагается популяризировать спорт среди детей с помощью мультфильмов и книг. Приведены два примера подходящих для этой цели проектов: анимационный и литературный.

Ключевые слова: дети, спорт, обучение, мультфильмы, книги.

Дети младшего школьного возраста познают этот мир прежде всего через учебную деятельность. В процессе они включаются в социальную группу и развивают интеллект. А к концу данного периода обладают уже сформированным словесно-логическим и рассуждающим мышлением, саморегуляцией, произвольностью поведения и волей.

Именно поэтому обучение чему-либо в данном возрасте имеет колоссальное значение для дальнейшей жизни и поведения человека. Наша задача — приобщить детей к занятиям физической культурой. Показать, что спорт — это полезно и интересно. Тем самым, в будущем мы получим общество, состоящее из физически здоровых людей, для которых спорт стал основой поведения, заложенной в детстве.

Формирование поведения осуществляется через три психологических механизма — заражение, внушение, подражание. Рассмотрим эти механизмы на примере массмедиа.

Заражение — это процесс, при котором эмоциональное состояния одного индивида переходит к другому. При просмотре мультсериалов дети погружаются в события, происходящие на экране, вступают в особый контакт с героями, непроизвольно заражаясь чувствами, которые испытывают персонажи и их манерой поведения.

Внушение представляет собой процесс, в ходе которого идёт воздействие на психическую сферу человека, благодаря чему снижается сознательность и критичность восприятия для распознавания и сопротивление внушаемому содержимому. В мультфильмах этот процесс усилен яркостью и образностью, характерными для них. Внушение не только демонстрирует эмоциональное состояние, которое переживают герои, но и формирует стереотипы поведения и разрешения ситуации.

Подражание может быть определено как следование какому-либо примеру, образцу. У школьников этот процесс чрезвычайно развит, поскольку в их возрасте через подражание развиваются важнейшие механизмы поведения. Дети копируют слова и действия, характерные любимым мультипликационным персонажам. На ряду с положительными свойствами данного процесса подражание является достаточно опасным в вопросах воспитания, так как младший школьник на примере может перенять не только хорошее, но и плохое.

В целом, идентификация зрителя с персонажами мультсериалов и книг является важнейшим моментом при восприятии художественного произведения. Сопереживание героям мультфильмов, фильмов, сказок и спектаклей является ярким феноменом детства [5, с. 34]. Для учеников младшей школы вымышленный персонаж предстает таким же живым, как и любой из окружающих людей. В связи с чем можно говорить о значительной роли героев в процессе воспитания и становления ребенка как личности.

В современном мире создано множество анимационных и литературных работ, ориентированных на детей младшего школьного возраста. В том числе есть ряд успешных проектов, связанных со спортом и физическим воспитанием. Остановимся на двух из них.

Первым мы рассмотрим мультсериал. «Команда Матч» — анимационная комедия, в которой юная команда зверей постигает различные виды спорта под руководством знаменитого тренера. Их наставник, в лице известного боксера Льва Борисовича, находит уникальные, не используемые никем ранее, способы вдохновить юных спортсменов на достижение высоких результатов. Собранная из любителей спортивная команда раз за разом побеждает в соревнованиях и ставит новые рекорды, тем самым обретая известность во всем спортивном сообществе.

По сюжету мультсериала в мире животных за каждым уже закреплён определённый вид спорта. Борзые играют в футбол, бизоны — в регби, гиены бегают, а бегемоты метают ядро… [3] Однако в команде «Матч» собрались те, кому интересны нетипичные для их вида направления.

За счёт этого мультфильм не только способствует распространению спорта среди детей. Но также показывает, что спорт может быть разным и здесь каждый найдёт себе занятия по душе в независимости от того, кто он и что умеет. Не важно узкое ли это спортивное направление, как художественная гимнастика, или же общая физическая подготовка, возможность заниматься тем, что нравится есть у каждого.

Мультфильм знакомит своих юных телезрителей с различными видами спорта, тем самым расширяя их кругозор. Не навязывает заниматься только одним из них, а, наоборот, призывает попробовать всё и решить, что ему больше нравится. Спорт объединяет, а не разделяет

Каждый из героев мультсериала уникален по характеру, увлечениям, внешнему (и животному) виду, что способствуют идентификации ребенка с одним из них. Младшеклассник выбирает любимого персонажа, в котором он, возможно, смог увидеть себя, и начинает понемногу перенимать характерное ему поведение.

Таким образом, после просмотра данного мультфильма дети не только получат знания о разных направлениях физической подготовки, но также на примере научатся принципам работы в команде и проявления силы воли, что также является важными аспектами в занятии спортом.

Второй проект, который хотелось бы упомянуть носит название «Братья по стилю». Это литературный сериал родом из города Новосибирск. Его действие разворачивается в сказочном мире, где героев поджидают захватывающие приключения и опасности, преодолеть которые им помогают занятия физической культурой.

Проект «Братья по стилю» создан, чтобы рассказать детям и взрослым, как занятия спортом, в частности боевыми искусствами, могут пригодиться в повседневной жизни. В приключениях «Братья по стилю» интересный сюжет переплетается с ключевыми ценностям: трудолюбие, взаимовыручка, целеустремлённость, уважение к взрослым; и помогает юным читателям разобраться как поступить в той или иной ситуации [1].

Все персонажи книги уникальны. Юные спортсмены представляют собой совершенно разных по характеру, темпераменту, знаниям и умениям зверят. Несмотря на это, действуют они как команда, помогая друг другу, когда случаются неприятности демонстрируя по-настоящему, свои лучшие качества: готовность помочь другу и сплоченность [2].

В Новосибирске есть множество школ боевых искусств, что являются партнёрами проекта, в особенности это касается спортивного центра «Мангуст», в котором занимался сын писателя. У книжного сериала много друзей и среди тренеров, благодаря чему можно не сомневаться в профессиональной оценке описанных в книги упражнений и тренировок по боевым искусства.

Специалисты также отмечают всестороннее развитие своих учеников за счет чтения «Братьев по стилю». В боевых искусства, где тело и дух едины, рост умственных и физических способностей неделимы. Данная философия как нельзя лучше описывает этот литературный сериал.

Сейчас проект имеет только книжный формат, однако, автором планируется выпуск его на экраны. Очевидно, что большинство детей уделяют больше времени просмотру мультфильмов, чем чтению книг. Но мысль, заложенная в «Братьях по стилю» достойна распространению на обширную телевизионную аудиторию.

Помимо выпуска книг, а также мультсериала, в ближайшем будущем, «Братья по стилю» организовали и уже успешно провели собственные спортивные соревнования. Это стало масштабным праздником как для детей, так и взрослых. Командные состязания, подарки, весёлый и мотивирующий дух, несомненно, помогут участникам стать ближе и достичь ещё больших высот [2].

Первый «Кубок Братья по стилю» прошел 30 сентября 2023 года в городе Сызрань, Самарская область. Туда приехали спортсмены из близлежащих городов. Всего в данном мероприятии приняли участие более 250 детей и подростков в возрасте от 6 до 14 лет. Соревнования проводились по следующим дисциплинах: Керуги, ТК-3, Пхумсэ, ОФП И Zemita.

Не так давно также состоялся и первый инклюзивный кубок проекта по тхэквондо. Состязания прошли в двух дисциплинах для спортсменов классического и адаптивного тхэквондо: стоп-балл/имитация техники, скоростное набивание.

Проект уже получил колоссальную отдачу не только от тренеров, юных читателей, их родителей, но и от официальных организаций. Так, автор книжного сериала «Братья по стилю» удостоился благодарности от Российского Союза Боевых Искусств за содействие в развитии и популязации боевых искусств среди подрастающего поколения.

Подводя итог, можно сказать, что современное общество, создавая подобные анимационные и литературные проекты уже ведет активную деятельность по популяризации спорта среди детей младшего школьного возраста, результаты которой нам стоит ожидать уже в ближайшем будущем.

Литература:

  1. Братья по стилю. — Текст: электронный // Братья по стилю: [сайт]. — URL: https://xn--80abwmnfflgd0i4ag.xn--p1ai/ (дата обращения: 16.12.2023).
  2. Братья по стилю. — Текст: электронный // ВКонтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/brothersinstyle (дата обращения: 16.12.2023).
  3. Команда МАТЧ. — Текст: электронный // IVI: [сайт]. — URL: https://www.ivi.ru/watch/komanda-match (дата обращения: 16.12.2023).
  4. Кулагина И. Ю, Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Ю. Кулагина. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 291 с.
  5. Смирнова Е. О, Исследование возрастной адресации мультфильмов / Е. О. Смирнова, М. В. Соколова, Н. Ю. Матушкина, С. Ю. Смирнова // Культурно-историческая психология. — 2014. — Т. 10. — № 4. — 36 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, младший школьный возраст, спорт, стиль, книжный сериал, литературный сериал, Новосибирск, различный вид спорта, физическая культура, эмоциональное состояние.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации

В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...

Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Популяризация спортивного движения среди студенческой молодежи

В статье проанализированы преимущества студенческих спортивных клубов в пропаганде массового спортивного движения. Рассмотрены современные фитнес-направления, популяризирующие здоровый образ жизни.

Развитие познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр

Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через игры, созданные руками детей

Статья описывает опыт создания и развития финансовых игр для дошкольников. Автор, воспитатель детского сада, решила использовать игру в качестве инструмента для обучения детей финансовой грамотности. В группе был создан центр финансовой грамотности, ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами мультипликации

В статье рассматривается вопрос педагогического воздействия мультипликационных фильмов на детей младшего школьного возраста. Представлены способы и условия использования мультипликации в качестве средства духовно-нравственного воспитания младших школ...

Театрализованная игра как эффективное средство обучения английскому языку детей дошкольного возраста

В статье рассмотрена психолого-педагогическая, проблема, касающаяся вопросов целей, средств и эффективности обучения дошкольников английскому языку. Раскрыты причины неэффективности существующих в современной практике занятий по английскому языку. Пр...

Возможности развития эмоционального интеллекта у младших школьников посредством мультфильмов

В статье раскрыта актуальность развития эмоционального интеллекта младших школьников посредством мультфильмов. Представлена авторская разработка воспитательного мероприятия «Путешествие в страну Эмоций» с использованием мультфильма «Головоломка». Дан...

Театрализованная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников

В статье рассмотрены возможности театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Раскрываются содержание и формы театрализованной деятельности, приводится информация о том, какие качества личности она развивает у д...

Популяризация спортивного движения среди студенческой молодежи

В статье проанализированы преимущества студенческих спортивных клубов в пропаганде массового спортивного движения. Рассмотрены современные фитнес-направления, популяризирующие здоровый образ жизни.

Развитие познавательного интереса младших школьников средствами дидактических игр

Описаны в статье результаты изучения познавательного интереса у младших школьников. Составители оперируют двумя показателями: уровнем школьной мотивации и уровнем развития познавательного интереса. Предлагается к рассмотрению комплекс мероприятий по ...

Формирование предпосылок финансовой грамотности через игры, созданные руками детей

Статья описывает опыт создания и развития финансовых игр для дошкольников. Автор, воспитатель детского сада, решила использовать игру в качестве инструмента для обучения детей финансовой грамотности. В группе был создан центр финансовой грамотности, ...

Роль дидактических игр в развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрываются возможности использования дидактических игр в развивающем пространстве детского сада. Даются методические рекомендации по использованию дидактических игр с детьми старшего дошкольного возраста, описывается опыт работы.

Формирование основ финансовой грамотности в дошкольной образовательной организации

В статье осуществляется анализ позиций исследователей относительно проблемы формирования финансовой грамотности в условиях деятельности дошкольной образовательной организации. Приводятся примеры игр для детей, расширяющие представления об основах фин...

Игра как средство влияния на учебную мотивацию младших школьников

Статья рассматривает игру как эффективное средство воздействия на учебную мотивацию младших школьников. В ней анализируется роль игровой деятельности в образовательном процессе и её влияние на формирование познавательного интереса, развитие творческо...

Задать вопрос