Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №50 (497) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 15.12.2023

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Светлова, Н. В. Использование мини-робота bee-boot «Умная пчела» в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Н. В. Светлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 50 (497). — С. 107-108. — URL: https://moluch.ru/archive/497/109177/ (дата обращения: 21.12.2024).



Статья рассматривает актуальность использования робототехники в современном мире, особенно в связи с ее влиянием на детей дошкольного возраста. Описывается, как робототехника способствует развитию логического и творческого мышления у детей, а также ее положительное влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья. В статье приводится пример использования мини-робота «Умной пчелы» Bee-bоot в рамках STEM-образования, объединяющего науку, технологию, инженерию и математику. Использование ковриков с различными заданиями и играми позволяет детям развивать навыки ориентирования в пространстве, понимания логики, сотрудничества, а также математические и планировочные навыки. В статье отмечается, что использование робототехники в образовательном процессе доказано эффективным и полезным для детей дошкольного возраста.

Ключевые слова : робототехника, дети дошкольного возраста, STEM-образование, умная пчела, логическое мышление, творческое мышление, дети с ОВЗ.

Актуальность робототехники в современном мире трудно переоценить. Она проникает во все сферы нашей жизни, от производства и медицины до образования и развлечений.

Влияние робототехники на детей дошкольного возраста также имеет большую значимость.

Во-первых, робототехника развивает у детей логическое мышление. Ребенок, взаимодействуя с роботом, учится анализировать, решать проблемы, находить пути достижения цели. Это важные навыки, которые понадобятся ему в школе и в жизни в целом.

Во-вторых, робототехника способствует развитию творческого мышления. Дети имеют возможность создавать и программировать своих маленьких роботов, что стимулирует их фантазию и креативность. В результате малыши ощущают себя настоящими изобретателями, а это поддерживает их самооценку и интерес к учебе [2].

Также робототехника имеет значимое влияние на детей с ограниченными возможностями здоровья. Для таких детей использование роботов может быть особенно полезным. Роботы могут помочь им развить моторику, улучшить координацию движений, а также способствовать развитию речи и коммуникативных навыков. К тому же, работа с роботами может улучшить социальное взаимодействие детей с ограниченными возможностями здоровья, так как роботы часто обладают такими особенностями, которые дети с особыми потребностями могут легче понять и взаимодействовать с ними.

Использование мини-робота Bee-Bot, или «Умной пчелы», в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья может быть очень полезным и эффективным методом. И это доказывается изо дня в день в результатах работы дошкольников [3].

STEM-образование объединяет науку, технологию, инженерию и математику, дающие возможность детям развивать навыки и компетенции в этих областях. Участие в таких занятиях способствует развитию критического мышления, проблемного и логического мышления, а также способности к сотрудничеству и командной работе.

Дети учатся видеть взаимосвязь происходящих событий, лучше начинают понимать принципы логики и в процессе создания собственных моделей открывают для себя что-то новое и оригинальное.

Bee-Bot «Умная пчела» имеет форму пчелы, оснащенной кнопками для управления движением. Робот может перемещаться по плоской поверхности и следовать заданному маршруту, который создается с помощью нажатия кнопок. Благодаря простому и интуитивно понятному управлению, дети без труда осваивают концепции направления, последовательности и логики движения. Они могут создавать маршруты, решать задачи, проводить эксперименты и изучать различные аспекты науки и технологии [1].

Из опыта работы, можно отметить, что с использованием коврика «Животные» осуществляются следующие цели и задачи:

— закрепление знаний о разнообразных видах животного мира и его многообразии;

— развитие умения ориентироваться в пространстве, особенно в отношении диких и домашних животных;

— формирование навыка строить связные и развернутые высказывания.

Для достижения этих целей были проведены следующие игры на коврике: «Найди самое большое хищное животное», «Найди взрослое животное и его детеныша», «Найди крупное животное, которое питается травой», «Лисичка собирается в гости к щенку» и другие.

Коврик «Деревья» предоставляет возможности:

— закреплять полученные знания о названиях деревьев, а также их листьев и семян;

— тренировать навык сравнения различных видов деревьев и описания их особенностей;

— формировать способность ориентироваться в пространстве.

Чтобы достичь этих целей, были проведены следующие игры на коврике: «Соедини листочек с соответствующим деревом», «Найди семена березы», «Найди березовый листок», «Помоги пчелке добраться до дуба и березы», «Отгадай загадку и найди на коврике, что я загадала» и т. д.

Коврик «Цвета и формы» предназначен для:

— формирования и закрепления знаний о цвете, форме и размере предметов;

— развития навыков планирования действий и задания последовательности команд для достижения желаемого результата;

— развития математических способностей.

В рамках использования данного коврика были проведены следующие игры: «Собери все маленькие геометрические фигуры», «Собери все большие геометрические фигуры», «Найди фигуру не красного цвета и не круглой формы», «Помоги пчелке добраться до большого синего квадрата» и другие.

Коврик «Цифры и знаки» позволяет:

— формировать математические навыки и представления о составе числа;

— развивать навыки количественного и порядкового счета;

— закреплять знания о различных арифметических операциях;

— выполнять простейшие арифметические операции.

Для достижения этих целей были проведены следующие игры на коврике: «Найди число, которое меньше 9, но больше 8", "3+2 — напиши ответ с помощью пчелки», «Найди число на 3 меньше 7 с помощью пчелки», «Помоги пчелке показать знак сложения или вычитания» и т. д.

С использованием коврика «Алфавит» дети смогли:

— формировать и закреплять полученные знания об алфавите;

— развивать умение ориентироваться на коврике, находя нужную букву;

— закреплять усвоенные знания о «гласных» и «согласных» буквах;

— составлять заданные слова.

Для достижения этих целей были проведены следующие игры на коврике: «Найди гласную букву», «Найди согласную букву», «Помоги пчелке найти букву, с которой начинается твое имя» и другие.

Кроме того, использование Bee-Bot способствует развитию творчества и фантазии у детей, поскольку они могут создавать свои собственные маршруты и игровые сценарии. Робот также может быть интегрирован в игры и головоломки, что делает занятия более интересными и привлекательными.

В целом, использование мини-робота Bee-Bot в рамках STEM-образования с детьми с ограниченными возможностями здоровья является эффективным инструментом развития и обучения. Он помогает детям улучшить навыки в области науки, технологии, инженерии и математики, развить логическое мышление и способности к сотрудничеству.

Литература:

  1. Ананьева, Г. С. Развитие технологической компетентности дошкольников в рамках STEM-образования / Г. С. Ананьева // Проблемы современной педагогики. — 2016. — № 5. — С. 97–102.
  2. Алтухова, Т. Г. Внедрение технологий STEM-образования в коррекционной школе: опыт работы / Т. Г. Алтухова // Современное образование: проблемы и перспективы. — 2017. — № 1(5). — С. 17–22.
  3. Благодатских, О. С. Технологическое моделирование как средство развивающего обучения в STEM-образовании в начальной школе / О. С. Благодатских // Международный научно-исследовательский журнал. — 2019. — № 14(83). — С. 12–16.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ограниченная возможность здоровья, дошкольный возраст, логическое мышление, использование мини-робота, навык, рамка STEM-образования, творческое мышление, закрепление знаний, современный мир.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Наряду с применением традиционных методик обучения в после...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста

В статье рассматривается важность использования дидактических игр в процессе обучения дошкольников основам математики. Работа воспитателя в детском саду охватывает не только обеспечение комфорта и безопасности, но и развитие познавательных и социальн...

Развитие коммуникативных навыков детей с использованием lego-технологии

В современном мире коммуникация становится все более ключевой компетенцией. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Наряду с применением традиционных методик обучения в после...

Техническое творчество как условие успешной социализации детей дошкольного возраста

Техническое творчество также способствует развитию креативности у детей. Оно предоставляет возможность для экспериментирования, проб и ошибок, что помогает малышам находить нестандартные решения проблем. Такой подход развивает у них инновационное мыш...

Пластилинография как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Пластилинография является инновационной методикой, направленной на развитие речи у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Посредством создания изобразительных композиций из пластилина, техника способствует гармоничному развитию когнитивных функций,...

Сценарий имитационной игры «Фабрика процессов «Пиццерия»

Бережливые технологии, которые сначала появились в промышленности, чтобы сократить потери времени, ресурсов и т. д., и в результате повысить производительность труда, теперь применяются и в образовательных учреждениях, в частности в детских садах. П...

Особенности работы по формированию и развитию мелкой моторики у детей с ТМНР

В данной статье авторы обращают внимание на важность грамотного подхода к развитию мелкой моторики, поскольку она является неотъемлемой частью общего развития детей. При этом особое внимание должно быть уделено выбору игровых и учебных материалов, ко...

Использование интерактивной папки для развития высших психических функций и речи у детей с расстройствами аутистического спектра в рамках работы консультационного центра ДОО

Техника «Интерактивная папка» выделена из метода проекта и разработана авторами для детей, имеющих нарушения в развитии или с расстройствами аутистического спектра, с целью оказания методической, психолого-педагогической и консультативной помощи роди...

Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями

В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...

Использование интерактивной доски в работе педагога-психолога на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования возможностей интерактивной доски при проведении групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Автор статьи утверждает, что педагог-психолог, обеспечивающий психологиче...

Система работы школы по созданию инклюзивной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена разработке системы работы школы по созданию инклюзивной среды, рассмотрены компоненты системы и её характеристика. Актуальность темы продиктована необходимостью социума, педагогического сообщества в создании реализации специальных ус...

Задать вопрос