Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста
Автор: Макарова Наталья Александровна
Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (32) февраль 2021 г.
Дата публикации: 18.01.2021
Статья просмотрена: 464 раза
Библиографическое описание:
Макарова, Н. А. Би-бот «Умная пчела» как средство развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста / Н. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5951/ (дата обращения: 22.11.2024).
В статье рассматриваются основные термины по проблематике исследования, описываются возможности би-бота «Умная пчела» в развитии звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста; представлены результаты диагностики уровня сформированности звуковой культуры речи детей средней группы, дана краткая характеристика педагогического проекта по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела».
Ключевые слова: звуковая культура речи, средний дошкольный возраст, ИКТ-технологии, би-бот, робот, «Умная пчела».
The article discusses the basic terms on the subject of the study, describes the capabilities of bi-Bot «Smart bee» in the development of sound of speech culture of children of secondary school age; the results of diagnostics of level of formation of the sound of speech culture of the children of the middle group, the brief description of the pedagogical project to build a sound culture of speech of children of pre-school age through bi-Bot «Smart bee».
Keywords: sound culture of speech, middle preschool age, ICT technologies, bi-bot, robot, «Smart bee».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является понимание ребенком устной речи и умение выражать свои мысли и желания посредством речи. Именно понимание речи и владение ею представляет собой важный путь социализации ребенка — приобщения его к человеческому обществу, полноценной жизни в нем.
Овладение речевой деятельностью подразумевает формирование и развитие такого ее аспекта, как звуковая культура. Фонематическая составляющая речевого развития крайне важна, поскольку позволяет дошкольнику формировать высказывания фонетически правильно и, соответственно, понятно для окружающих.
В современной системе дошкольного образования возникает противоречие между необходимостью формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела» для решения данной задачи. Также в качестве противоречия можно отметить недостаточность материально-технической оснащенности групп современными робототехническими устройствами, разрозненность и несистематизированность учебно-методических материалов и программ, раскрывающих специфику использования данного дидактического средства в образовательном процессе дошкольной образовательной организации.
Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность и четкую дикцию [2, с. 212].
Понятие «звуковая культура речи», по мнению А. М. Бородич, включает собственно произносительные качества, характеризующие звучащую речь (звукопроизношение, дикция и т. д.), элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп и др.), связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора).
Составные компоненты звуковой культуры — речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [3, с. 149].
В целом, как указывает А. И. Максаков, звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом. Нормальное функционирование речедвигательного и слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — основные условия своевременного и правильного формирования звуковой культуры речи детей дошкольного возраста [4, с. 2].
На пятом году происходит становление всех звуков родного языка; поскольку все фонетические дифференцировки закончены и у детей в достаточной степени развит речевой слух, приоритетным является развитие моторики артикуляционного аппарата; в связи с правильным и четким произношением всех звуков становится возможным совершенствовать силу голоса и темп речи.
Формы, методы и приемы формирования фонетической стороны речи у детей дошкольного возраста достаточно разнообразны. Но поскольку ведущей деятельностью на данном этапе онтогенеза является игра, то предпочтительным является выбор дидактических средств, обеспечивающих реализацию игровых форм, методов и приемов работы. Оптимальным средством для решения данной задачи является би-бот «Умная пчела».
Программируемый робот «Умная пчела» отвечает требованиям к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Это универсальное дидактическое средство, которое позволяет решать задачи реализации различных образовательных областей (развивать начальные математические представления, коммуникативные навыки, все стороны речевого развития). Работа с роботом учит дошкольников структурированной деятельности, развивает воображение и предлагает много возможностей для определения причинно-следственных связей, развивает логическое мышление, мелкую моторику, коммуникативные навыки, умение работать в группе.
Вместе с тем использование мини-робота «Умная пчела» должно быть уместным и целесообразным, чтобы воздействие технологии имело развивающий эффект, поэтому би-ботов необходимо использовать в комплексе с традиционными формами и средствами обучения.
Би-бот «Умная пчела» будет являться эффективным средством развития звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста, поскольку позволяет:
— сформировать правильное произношения звуков (свистящих, шипящих, сонорных);
— научить дифференцировать сходные по произношению, а также сходные по мягкости-твердости звуки.
Нами была проведена диагностика уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста. В ходе диагностики применялись авторские методики, разработанные Е. А. Стребелевой, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой, и направленные на:
— выявление правильного произношения звуков в том числе сложных в фонетическом плане (свистящих, шипящих, сонорных);
— выявление умения дифференцировать сходные по произношению звуки;
— выявление умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
На основании результатов исследования был сделан вывод о том, что диагностируемые параметры (умение четко артикулировать звуки и дифференцировать их по сходству произношения, а также твердости — мягкости) у группы респондентов находятся на среднем либо низком уровне, что послужило обоснованием для разработки педагогического проекта по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела».
Цель проекта: развитие звуковой культуры речи.
Задачи:
— формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных);
— развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки;
— развитие умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости.
Планируемый результат:
— дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
— дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов;
— дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости — мягкости.
Проект представляет собой комплекс игр, направленных на развитие звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста с использованием дидактического потенциала би-бота «Умная пчела». В рамках проекта дошкольники учатся произносить сложные в артикуляционном отношении звуки, дифференцировать схожие как по произношению, так и по твердости — мягкости звуки.
Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах.
Педагогический проект по развитию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста посредством би-бота «Умная пчела»
Цель проекта: развитие звуковой культуры речи.
Задачи:
— формирование правильного произношения звуков (в том числе шипящих, свистящих, сонорных, заднеязычных);
— развитие умения дифференцировать схожие по произношению звуки;
— развитие умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости.
Вид проекта: краткосрочный (3 недели).
Интеграция образовательных областей в рамках проекта: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Участники проекта: педагог группы, дети старшего дошкольного возраста.
Принципы проекта:
— принцип системности (работа проводится в рамках образовательного процесса таким образом, что знания и умения, приобретенные воспитанниками в процессе работы, фиксируются в систематической и регулярной дальнейшей деятельности);
— принцип доступности (игры разрабатывались с учетом возраста, уровня развития и индивидуальных особенностей детей среднего дошкольного возраста);
— принцип наглядности и интерактивности, (переход от пояснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором воспитанник становился субъектом педагогического взаимодействия, что способствует осознанному формированию звуковой культуры речи).
Виды деятельности в рамках проекта: игровая, коммуникативная.
Игры, представленные в рамках проекта, могут использоваться как в рамках организованной образовательной деятельности, так и в ходе совместной деятельности педагога и детей в различных режимных процессах.
Планируемый результат:
— дошкольники правильно произносят сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные).
— дошкольники умеют дифференцировать схожие звуки в рамках одного или нескольких слов;
— дошкольники умеют дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
Комплекс игр по развитию звуковой культуры речи в рамках проекта представлен в Таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Название игры |
Цель |
Оборудование |
1 |
«Шипелки» |
Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные» |
2 |
«Твердый-мягкий» |
Формирование умения дифференцировать звуки по мягкости — твердости |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные» |
3 |
«Опасность на болоте» |
Формирование умения дифференцировать схожие звуки (свистящие и шипящие) |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «С — Ш». |
4 |
«Свистульки» |
Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Продукты» |
5 |
«Птичий дом» |
Формирование умения дифференцировать звуки по твердости — мягкости |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Птицы» |
6 |
«Найди пару» |
Формирование умения дифференцировать слова, различающиеся только одним звуком |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Один звук» |
7 |
«Сонорные звенелки» |
Формирование умения находить и верно артикулировать шипящие звуки |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные» |
8 |
«Сладости» |
Формирование умения дифференцировать звуки по твердости-мягкости |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Сладости» |
9 |
«Похожие слова» |
Формирование умения дифференцировать слова, различающиеся только одним звуком |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Похожие слова» |
10 |
«Непростые Г,К,Х» |
Формирование умения находить и верно артикулировать заднеязычные звуки |
Би-бот «Умная пчела», тематический коврик «Животные» |
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155). — М.: Просвещение, 2014. — 65 с.
- Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. — 3-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2000. — 400 с.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. — 256 с.
- Максаков А. И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — 2-е изд. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
Ключевые слова
робот, средний дошкольный возраст, ИКТ-технологии, звуковая культура речи, би-бот, «Умная пчела»Похожие статьи
Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников
В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста
В данной статье автор рассматривается опыт использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применения для развития детей дошкольного возраста. Отмечает, как использование практического пособия «Дары Фрёбеля», откр...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...
Похожие статьи
Программа «Радуга ума» как метод развития психических функций дошкольников
В статье раскрываются возможности влияния мнемотехники на развитие психических функций (памяти и внимания) у детей дошкольного возраста. Обосновывается эффективность развивающих программ, основанных на использовании зоны ближайшего развития ребенка. ...
Информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникативные технологии как средство формирования произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста. Представлены интерактивные игры, направленные на развитие произносительных умений и навыков...
Использование игрового набора «Дары Фрёбеля» в развитии детей дошкольного возраста
В данной статье автор рассматривается опыт использования набора «Дары Фрёбеля» для детей в системе дошкольного образования, его применения для развития детей дошкольного возраста. Отмечает, как использование практического пособия «Дары Фрёбеля», откр...
Влияние техник рисования на развитие воображения в дошкольном возрасте
В статье рассматривается вопрос о влиянии на развитие воображения ребенка старшего дошкольного возраста разнообразных техник рисования. Приводятся методы и результаты экспериментального исследования проблемы. Также представлен и проиллюстрирован ряд ...
Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи
В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...
Развитие коммуникативных и познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством квест-игры
Статья посвящена созданию специальных условий для развития коммуникативных и познавательных способностей дошкольников. Описывается опыт использования квест-игры как эффективного метода, используемого в детском саду. Описывается сравнительный анализ р...
Опытно-экспериментальное исследование влияния предметного мира на формирование словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
В статье рассмотрены основные направления работы по ознакомлению младших дошкольников с предметным миром как инструментом формирования словарного запаса детей младшего дошкольного возраста. В статье рассмотрены результаты экспериментальной работы на...
Дидактическая сказка как средство эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста
В статье рассматривается дидактическая сказка и ее роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка в дошкольной образовательной организации. Описывается формирующий эксперимент в форме реализации образовательной программы «Дидактические сказки», р...
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством работы в песочнице
В статье представлен опыт работы по формированию связной речи с использованием технологии работы в песочнице, реализованный учителем-логопедом в МКДОУ д/с № 346 г. Новосибирска Федотовой Анной Александровной. Данная технология успешно использовалась ...
Проблемы формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте у детей старшего дошкольного возраста и пути их решения
В статье проанализированы исследования педагогов, психологов, методистов и федеральный государственный образовательный стандарт в аспекте проблемы освоения звуковой стороны языка детьми старшего дошкольного возраста. Перечислены условия организации о...