Оценка уровня цифровой грамотности школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №49 (496) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 11.12.2023

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Корчагина, М. Ю. Оценка уровня цифровой грамотности школьников / М. Ю. Корчагина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 49 (496). — С. 163-164. — URL: https://moluch.ru/archive/496/108895/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается определение цифровой грамотности и ее основные компоненты, также произведено тестирование по оценке уровня цифровой грамотности в школе и приведены рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности.

Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая среда, программное обеспечение, критическое мышление, учебный процесс, цифровая безопасность.

Цифровая грамотность является важным навыком в современном мире, где цифровые технологии играют огромную роль во многих сферах жизни. Ниже приведены основные причины, почему цифровая грамотность является важной:

  1. Образование: В сфере образования цифровая грамотность позволяет студентам эффективно и критически использовать информацию, полученную из интернета, электронных учебных материалов и других цифровых источников.
  2. Работа: Многие современные рабочие места требуют умения использовать цифровые инструменты и программное обеспечение. Цифровая грамотность помогает людям эффективно выполнять свои рабочие обязанности, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
  3. Коммуникация: Цифровая грамотность необходима для эффективного общения с помощью электронной почты, социальных медиа, видеоконференций и других цифровых средств коммуникации.
  4. Безопасность: Цифровая грамотность помогает людям защищать свои личные данные, оценивать достоверность информации в интернете, избегать мошенничества и обмана в сети.
  5. Творчество: Цифровая грамотность позволяет людям создавать и редактировать мультимедийные материалы, веб-сайты, блоги и другие цифровые продукты.

В целом, цифровая грамотность является неотъемлемой частью современной жизни и обеспечивает людям доступ к знаниям, информации и возможностям, необходимым для успешного функционирования в современном информационном обществе [2].

Для оценки уровня цифровой грамотности можно использовать различные методы и инструменты, направленные на оценку знаний, навыков и умений в области цифровой технологии. Ниже приведены некоторые способы диагностики цифровой грамотности:

  1. Тестирование: Можно разработать тесты, включающие вопросы по основам компьютерной грамотности, навыки работы с программным обеспечением, информационной безопасности, критическому мышлению в цифровой среде и прочим аспектам цифровой грамотности.
  2. Оценочные задания: Возможно использование оценочных заданий, позволяющих учащимся продемонстрировать свои навыки в создании и редактировании мультимедийных материалов, проведении поиска и анализе информации в интернете, создании презентаций и т. д.
  3. Наблюдение и рефлексия: Наблюдение за использованием цифровых технологий учениками в классной комнате и их рефлексия на свои действия могут помочь в оценке их цифровых навыков.
  4. Проектные работы: Задания, требующие от учащихся создания цифровых проектов, могут послужить в качестве диагностических инструментов, позволяющих оценить их уровень цифровой грамотности.
  5. Опросы и интервью: Проведение опросов и интервью с учениками, учителями и родителями может дать представление о том, как они используют цифровые технологии в повседневной жизни и образовании [1].

Каждый из этих методов может быть использован в индивидуальных и групповых ситуациях для оценки уровня цифровой грамотности учащихся. После проведения такого тестирования можно составить общую картину уровня цифровой грамотности школьников, выявить слабые стороны и разработать программу обучения, направленную на их улучшение.

В качестве тестирования была выбрана методика «Цифровой гражданин» [4]. Она представляет собой электронную платформу для тестирования и повышения уровня цифровой грамотности для человека независимо от его уровня знаний. Методика составлена в соответствии с учетом в нашей стране цифровой инфраструктуры, национального законодательства и рынка программного обеспечения. Тест состоит из 64 вопросов, на которые респондентам необходимо выбрать ответ. Результаты тестирования рассчитываются по 5 шкалам: информационная грамотность; навыки решения в цифровой среде; создание цифрового контента; цифровая безопасность; коммуникативная грамотность.

По результатам диагностики была составлена таблица 1.

Таблица 1

Результаты ответов респондентов по методике «Цифровой гражданин»

Показатель

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Информационная грамотность

20 %

60 %

20 %

Коммуникативная грамотность

13 %

64 %

23 %

Навыки решения проблем в цифровой среде

41 %

39 %

20 %

Создание цифрового контента

65 %

31 %

6 %

Цифровая безопасность

31 %

52 %

17 %

В соответствии с проведенным исследованием по платформе «Цифровой гражданин», выявлено, что больше всего сложностей в теме цифровой грамотности у школьников наблюдаются в категориях «создание цифрового контента» (65 %) и «навыки решения проблем в цифровой среде». В целом у исследуемых обнаруживается средний уровень показания цифровой грамотности, имеются риски в некоторых навыках, существует потребность в повышении умений и знаний цифровой грамотности.

Повышение уровня цифровой грамотности в школе требует комплексного подхода, который включает в себя образовательные программы, обучение учителей, доступ к цифровым ресурсам и создание стимулирующей образовательной среды [3]. Ниже представлены некоторые конкретные шаги, которые можно предпринять для повышения уровня цифровой грамотности в школе:

  1. Интеграция цифровой грамотности в учебные планы: Разработка специальных учебных программ, которые включают обучение по использованию цифровых технологий, создание мультимедийных материалов, основам информационной безопасности и критическому мышлению в цифровой среде.
  2. Подготовка учителей: Организация специальных тренингов и курсов для учителей, знакомство с современными технологиями и методами обучения с использованием цифровых инструментов.
  3. Создание доступных цифровых ресурсов: Обеспечение школы свежими и интерактивными цифровыми учебными материалами, приложениями и онлайн-ресурсами, которые могут помочь учащимся развивать свои цифровые навыки.
  4. Интеграция технологий в учебный процесс: Использование интерактивных досок, компьютеров, планшетов, программного обеспечения для улучшения учебного процесса, стимулирующее использование цифровых технологий учащимися.
  5. Проектная деятельность: Проведение проектных работ и заданий, которые требуют от учащихся использования цифровых инструментов для решения реальных проблем и задач.
  6. Обучение цифровой безопасности: Предоставление ученикам навыков защиты своей личной информации, правил навигации в интернете и критического мышления при потреблении цифровой информации.
  7. Мониторинг и оценка: Проведение регулярного мониторинга уровня цифровой грамотности учащихся и анализ результатов для корректировки образовательных программ.

Эти шаги помогут сформировать цифровую грамотность учащихся, что в свою очередь будет способствовать успешной интеграции современных технологий в учебный процесс и повышению шансов на успешную карьеру в цифровой среде.

Литература:

  1. Гайсина, С. В. Информационно-методические материалы «Технологии оценки и повышения цифровой компетентности обучающихся ПОУ» / С. В. Гайсина. — СПб.: ДПО АППО, 2018. — 37 с.
  2. Кузьмина, М. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся / М. В. Кузьмина. — Киров: ИРО Кировской области, 2019. — 47 с.
  3. Токтарова, В. И. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка / В. И. Токтарова // СМИ и массовые коммуникации. — 2021. — С. 165–177.
  4. Цифровой гражданин [Электронный ресурс] / Информационный портал. — Режим доступа: https://it-gramota.ru/respondent/lk/results (дата обращения: 17.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): цифровая грамотность, цифровая среда, программное обеспечение, критическое мышление, повышение уровня, учебный процесс, цифровая безопасность, оценка уровня, цифровая грамотность учащихся, цифровой контент.


Похожие статьи

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов

В статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки, некоторое представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оценивается их цифровая грамотность,...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотност...

Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации

В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Похожие статьи

К вопросу формирования основ финансовой грамотности в начальной школе

В статье рассмотрен вопрос современных подходов к формированию основ финансовой грамотности младших школьников. Проводится анализ последних исследований, используемых учебно-методических комплексов и зарубежного опыта. Обозначена проблема отсутствия ...

Формирование навыков цифровой грамотности у студентов вузов

В статье рассматривается вопрос формирования цифровых навыков в процессе обучения у студентов, осваивающих в вузах различные направления подготовки, некоторое представление о готовности студентов к цифровой эпохе, оценивается их цифровая грамотность,...

Цифровой мир финансовой грамотности

В статье рассмотрены возможности использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. Рассмотрены варианты и специфика применения современных цифровых образовательных ресурсов при формировании финансовой грамотности обучающихся системы...

Подходы и задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся на уроках математики

В статье представлены примеры подходов и заданий, формирующих функциональную грамотность в обучении математике.

К проблеме компьютерной зависимости в подростковом возрасте

В статье проанализирована проблема компьютерной зависимости подростков. Представлены результаты исследования по зависимости подростков от социальных сетей. Предпринята попытка разработки рекомендаций для родителей, воспитывающих детей подросткового в...

Развитие финансовой грамотности среди студентов

В статье автор пытается уделить внимание развитию финансовой грамотности среди студентов, так как они являются будущими лидерами и потребителями. В данной статье рассматриваются актуальные вызовы, стратегии и перспективы развития финансовой грамотнос...

Формирование и оценка функциональной грамотности школьников

В статье описаны результаты исследования функциональной грамотности по модели PISA, динамика изменения места Российской федерации в данном исследовании, выявленные проблемы. Проанализированы направления формирования и оценки функциональной грамотност...

Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации

В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников.

Навыки развития математической грамотности учащихся в рамках исследования PISA

В этой статье рассматривается формирование функциональной грамотности в системе общего образования, пути выявления и научного обоснования комплекса педагогических условий формирования функциональной математической грамотности.

Задать вопрос