В статье рассматривается определение цифровой грамотности и ее основные компоненты, также произведено тестирование по оценке уровня цифровой грамотности в школе и приведены рекомендации по повышению уровня цифровой грамотности.
Ключевые слова: цифровая грамотность, цифровая среда, программное обеспечение, критическое мышление, учебный процесс, цифровая безопасность.
Цифровая грамотность является важным навыком в современном мире, где цифровые технологии играют огромную роль во многих сферах жизни. Ниже приведены основные причины, почему цифровая грамотность является важной:
- Образование: В сфере образования цифровая грамотность позволяет студентам эффективно и критически использовать информацию, полученную из интернета, электронных учебных материалов и других цифровых источников.
- Работа: Многие современные рабочие места требуют умения использовать цифровые инструменты и программное обеспечение. Цифровая грамотность помогает людям эффективно выполнять свои рабочие обязанности, а также повышает их конкурентоспособность на рынке труда.
- Коммуникация: Цифровая грамотность необходима для эффективного общения с помощью электронной почты, социальных медиа, видеоконференций и других цифровых средств коммуникации.
- Безопасность: Цифровая грамотность помогает людям защищать свои личные данные, оценивать достоверность информации в интернете, избегать мошенничества и обмана в сети.
- Творчество: Цифровая грамотность позволяет людям создавать и редактировать мультимедийные материалы, веб-сайты, блоги и другие цифровые продукты.
В целом, цифровая грамотность является неотъемлемой частью современной жизни и обеспечивает людям доступ к знаниям, информации и возможностям, необходимым для успешного функционирования в современном информационном обществе [2].
Для оценки уровня цифровой грамотности можно использовать различные методы и инструменты, направленные на оценку знаний, навыков и умений в области цифровой технологии. Ниже приведены некоторые способы диагностики цифровой грамотности:
- Тестирование: Можно разработать тесты, включающие вопросы по основам компьютерной грамотности, навыки работы с программным обеспечением, информационной безопасности, критическому мышлению в цифровой среде и прочим аспектам цифровой грамотности.
- Оценочные задания: Возможно использование оценочных заданий, позволяющих учащимся продемонстрировать свои навыки в создании и редактировании мультимедийных материалов, проведении поиска и анализе информации в интернете, создании презентаций и т. д.
- Наблюдение и рефлексия: Наблюдение за использованием цифровых технологий учениками в классной комнате и их рефлексия на свои действия могут помочь в оценке их цифровых навыков.
- Проектные работы: Задания, требующие от учащихся создания цифровых проектов, могут послужить в качестве диагностических инструментов, позволяющих оценить их уровень цифровой грамотности.
- Опросы и интервью: Проведение опросов и интервью с учениками, учителями и родителями может дать представление о том, как они используют цифровые технологии в повседневной жизни и образовании [1].
Каждый из этих методов может быть использован в индивидуальных и групповых ситуациях для оценки уровня цифровой грамотности учащихся. После проведения такого тестирования можно составить общую картину уровня цифровой грамотности школьников, выявить слабые стороны и разработать программу обучения, направленную на их улучшение.
В качестве тестирования была выбрана методика «Цифровой гражданин» [4]. Она представляет собой электронную платформу для тестирования и повышения уровня цифровой грамотности для человека независимо от его уровня знаний. Методика составлена в соответствии с учетом в нашей стране цифровой инфраструктуры, национального законодательства и рынка программного обеспечения. Тест состоит из 64 вопросов, на которые респондентам необходимо выбрать ответ. Результаты тестирования рассчитываются по 5 шкалам: информационная грамотность; навыки решения в цифровой среде; создание цифрового контента; цифровая безопасность; коммуникативная грамотность.
По результатам диагностики была составлена таблица 1.
Таблица 1
Результаты ответов респондентов по методике «Цифровой гражданин»
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Информационная грамотность |
20 % |
60 % |
20 % |
Коммуникативная грамотность |
13 % |
64 % |
23 % |
Навыки решения проблем в цифровой среде |
41 % |
39 % |
20 % |
Создание цифрового контента |
65 % |
31 % |
6 % |
Цифровая безопасность |
31 % |
52 % |
17 % |
В соответствии с проведенным исследованием по платформе «Цифровой гражданин», выявлено, что больше всего сложностей в теме цифровой грамотности у школьников наблюдаются в категориях «создание цифрового контента» (65 %) и «навыки решения проблем в цифровой среде». В целом у исследуемых обнаруживается средний уровень показания цифровой грамотности, имеются риски в некоторых навыках, существует потребность в повышении умений и знаний цифровой грамотности.
Повышение уровня цифровой грамотности в школе требует комплексного подхода, который включает в себя образовательные программы, обучение учителей, доступ к цифровым ресурсам и создание стимулирующей образовательной среды [3]. Ниже представлены некоторые конкретные шаги, которые можно предпринять для повышения уровня цифровой грамотности в школе:
- Интеграция цифровой грамотности в учебные планы: Разработка специальных учебных программ, которые включают обучение по использованию цифровых технологий, создание мультимедийных материалов, основам информационной безопасности и критическому мышлению в цифровой среде.
- Подготовка учителей: Организация специальных тренингов и курсов для учителей, знакомство с современными технологиями и методами обучения с использованием цифровых инструментов.
- Создание доступных цифровых ресурсов: Обеспечение школы свежими и интерактивными цифровыми учебными материалами, приложениями и онлайн-ресурсами, которые могут помочь учащимся развивать свои цифровые навыки.
- Интеграция технологий в учебный процесс: Использование интерактивных досок, компьютеров, планшетов, программного обеспечения для улучшения учебного процесса, стимулирующее использование цифровых технологий учащимися.
- Проектная деятельность: Проведение проектных работ и заданий, которые требуют от учащихся использования цифровых инструментов для решения реальных проблем и задач.
- Обучение цифровой безопасности: Предоставление ученикам навыков защиты своей личной информации, правил навигации в интернете и критического мышления при потреблении цифровой информации.
- Мониторинг и оценка: Проведение регулярного мониторинга уровня цифровой грамотности учащихся и анализ результатов для корректировки образовательных программ.
Эти шаги помогут сформировать цифровую грамотность учащихся, что в свою очередь будет способствовать успешной интеграции современных технологий в учебный процесс и повышению шансов на успешную карьеру в цифровой среде.
Литература:
- Гайсина, С. В. Информационно-методические материалы «Технологии оценки и повышения цифровой компетентности обучающихся ПОУ» / С. В. Гайсина. — СПб.: ДПО АППО, 2018. — 37 с.
- Кузьмина, М. В. Формирование цифровой грамотности обучающихся / М. В. Кузьмина. — Киров: ИРО Кировской области, 2019. — 47 с.
- Токтарова, В. И. Цифровая грамотность: понятие, компоненты и оценка / В. И. Токтарова // СМИ и массовые коммуникации. — 2021. — С. 165–177.
- Цифровой гражданин [Электронный ресурс] / Информационный портал. — Режим доступа: https://it-gramota.ru/respondent/lk/results (дата обращения: 17.01.2023).