В статье раскрываются особенности охраны особо охраняемых природных территорий, как объектов национального достояния. Также, анализируется статистика правонарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территория.
Ключевые слова: особо охраняемые природные территории, сохранение биоразнообразия, правовой режим охраны и использования ООПТ.
В настоящее время, в условиях всестороннего технического развития всех отраслей промышленности в Российской Федерации, поднимается вопрос о сохранении биоразнообразия в данных условиях развития государства и общества. Следует отметить, что сохранение биоразнообразия страны является одной из важнейших современных задач государства. В соответствии со ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации [1] (далее по тексту — ЗК РФ) к территориям, требующим сохранения, относятся «земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков и ботанических садов».
Так, сохранение данных территорий является одной из основных задач Российской Федерации, поскольку Конституцией Российской Федерации [2], в ст. 9, устанавливается, что земля и иные природные ресурсы являются основой жизни и детальности коренных народов. Исходя из данной формулировки и возникает потребность в охране и сохранении исконного биоразнообразия природных территорий. В следствие чего, создаются особо охраняемые природные территории, на которых устанавливается особый режим охраны данных территорий.
В соответствии с законодательством, особо охраняемые природные территории (далее по тексту — ООПТ) находятся в государственной собственности. Это является наиболее рациональным, поскольку государство может в полном объеме осуществлять мероприятия по сохранению ООПТ. В Федеральном законе Российской Федерации от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» [3] (далее — ФЗ № 33) указаны категории данных территорий, порядок и способы передачи данных земель из государственной в иную форму собственности, а также особенности охраны ООПТ.
ФЗ № 33 устанавливает четыре критерия, определяющих для государства признаки, которые могут отнести конкретную территорию к особо охраняемой. К таким относят:
во-первых, биологическое разнообразие, проживающее на конкретной территории, к которой относят также редкие и находящиеся под угрозой исчезновения представителей флоры и фауны.
во-вторых, рельефное, культурное и иное составляющее ландшафтов, которые представляют собой «особую эстетическую, научную и культурную ценность» для населения и государства в целом.
в-третьих, наличие в границах территорий ископаемых природных ресурсов, а также палеонтологические объекты, которые также составляют исконную природную среду обитания.
в-четвертых, постройка, а также уже наличие уникальных природных комплексов и объектов, которые носят определенную важность для научных и культурных исследований [4, С. 305].
На основании данных на 2023 год создано 336 ООПТ федерального значения: государственных природных заповедников — 117; 76 — национальных парка, государственных природных заказников — 67; 20 — памятников природы, а также 56 дендрологических парков и ботанических садов [5]. Представленная статистика свидетельствует о природном богатстве Российской Федерации, которое нужно сохранять, в целях охраны объектов, являющихся культурным наследием и достоянием страны. Так в 2024 году создадут еще 8 ООПТ [6].
Однако, несмотря на важность сохранения данных территорий в Российской Федерации, наблюдается тенденция увеличения правонарушений на территориях ООПТ. Так, по состоянию за 2022 год, на территории Российской Федерации было совершено 1 199 правонарушений по ст. 8.39 КоАП РФ «Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территория». Это значение выше, чем по состоянию на 2021 год — 1 141 правонарушение по соответствующей статье.
Таким образом, ООПТ являются достоянием Российской Федерации. Статус данных территорий позволяет сохранять исконную флору и фауну, а также объекты, носящие культурный, научный и иной потенциал.
Литература:
- Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 года № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 года № 7 ФКЗ, от 5 февраля 2014 года № 2 ФКЗ, от 21 июля 2014 года № 11 ФКЗ, от 14 марта 2020 года № 1 ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 5-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 6-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 7-ФКЗ, от 4 октября 2022 года № 8-ФКЗ) // Российская газета. — 1993. — 25 дек.; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. 06.10.2022.
- Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «Об особо охраняемых природных территориях» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 12. Ст. 1024.
- Писарев Г. А. Особо охраняемые природные территории Российской Федерации и сфера гражданско-правового регулирования: проблемы взаимодействия // Право и политика: теоретические и практические проблемы. 2015. С. 305–307.
- Особо охраняемые природные территории. — Текст: электронный // Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации: [сайт]. — URL: https://2019.ecology-gosdoklad.ru/report/10/ (дата обращения: 10.11.2023).
- До 2024 года в России создадут 8 особо охраняемых природных территорий. — Текст: электронный // Экологический Форум: [сайт]. — URL: https://ecology.expoforum.ru/ru/news/do-2024-goda-v-rossii-sozdadut-8-osobo-ohranjaemyh-prirodnyh-territorij/ (дата обращения: 22.11.2023).