В данной статье рассматривается формализм общественного контроля, оптимизация деятельности общественного контроля в содружестве с средствами массовой информации, а также возможные проблемы при осуществлении контроля за деятельностью органов государственной власти.
Ключевые слова: общественный контроль, массовая информация, Российская Федерация, дежурная часть, деятельность, Советский Союз.
История возникновения общественного контроля уходит своими корнями в существование Советского Союза, когда были созданы и довольно эффективно работали группы народного контроля. Данные группы в основном осуществляли свою деятельность на потребительском рынке, как говорят в «эпоху тотального дефицита». Но времена идут, и они меняются, нет Советского Союза, есть Российская Федерация.
21.07.2014 года выходит закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [1]. Этот закон направлен в первую очередь на привлечение граждан к участию в управлении делами государства, деятельность которых осуществляется как в центре, так и в субъектах Федерации, муниципалитетах различного уровня, городских районных и так далее.
Целями общественного контроля является наблюдение за деятельностью органов исполнительной и государственной власти, то есть за государственными органами, осуществляющими публичную деятельность. И ко всему прочему осуществлять проведение анализа деятельности государственных органов, проведение экспертиз издаваемых социальных, правовых актов, выходить с предложениями гражданской инициативы различной направленности.
Институт общественного контроля довольно молодое начинание и пока идет становление, возможно допущение ошибок и прочих недостатков в работе общественных объединений. Приведу небольшой пример: Некоторое время назад представитель общественности проводил проверку работы дежурной части отделения полиции. О работе дежурной части полиции представителю общественности рассказал начальник отделения. Тем самым отсутствовал личный контакт с работниками подразделения дежурной части. Но ведь личный контакт без участия руководства, разумеется, мог бы показать более полную картину работы дежурной части с заявлениями и обращениями граждан. Таким образом, получился обыкновенный отчет начальника районного отделения полиции о работе дежурной части, что на мой взгляд, с одной стороны, показало формальный подход и к самой проверке со стороны общественников, так и формализм со стороны руководства отделения полиции.
Представляется, что данный пример наглядно отображает ситуацию в деятельности общественного контроля — это формализм.
Полагаю, что ряд скептиков могут возразить, о целесообразности такого вида общественного контроля так как считают, что нет необходимости проводить такие проверки. Ведь, по их мнению, существующая внутриведомственная структура в системе органов внутренних дел может и сама успешно и эффективно осуществлять такие проверки без участия общественных контролеров. К тому же возможен конфликт интересов между субъектами и объектами проверки, что в свою очередь может негативно отразиться на работе обеих сторон.
Однако с данной позицией трудно согласиться. Как пишет Филимонов А. «Основная задача любого демократического государства — обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина. При этом власть не может добросовестно и эффективно выполнять свои обязанности при отсутствии обратной связи и контроля со стороны своего «работодателя» — общества. Власти, как и любому работнику, нужно четко ставить задачу, следить процессом и итогами ее деятельности. Бесконтрольная власть подвержена коррупции, работает нерационально и злоупотребляет инструментами принуждения. Общественный контроль — это как раз тот механизм, который позволяет обществу контролировать власть, как на этапе принятия, так и на этапе реализации решений и оценки полученного результата» [2].
Когда во главе угла общественной группы комиссии находится объект общественного контроля, т. е. руководитель городской, поселковой администрации, который определяет политику общественного объединения, то рассуждать о принципах народовластия, само по себе некорректно.
Видение данной ситуации, представляется в нарушении одного из основных принципов демократии — это независимость субъектов общественного контроля над деятельностью государственных органов. Исходя из этого, представляется, что несомненно большую роль во взаимодействии с различными общественными объединениями, будет играть такой субъект общественного контроля, как средства массовой информации. Телевидение и радио, периодические печатные издания и особенно Интернет активно формируют общественное мнение о деятельности различных органов публичной власти и их должностных лиц. Материалы, раскрывающие недостатки и содержащие обоснованную критику, привлекают внимание не только руководителей различного уровня, но и иных субъектов контроля, чем оказывается позитивное воздействие на общее положение дел в системе публичного управления. Правовые основы участия средств массовой информации в общественном контроле закреплены в действующем законодательстве Конституции Российской Федерации, которая гарантирует каждому гражданину свободу мысли и слова. Гарантия свободы информации проявляется через право на поиск, получение, передачу, создание и распространение информации любыми законными средствами, а также свободу неподверженной цензуре работы средств массовой информации. Положения, изложенные в статье 29 Конституции, получили дальнейшее развитие и углубление в ряде других нормативных правовых актов, в основном в Законе Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Ключевое значение для участия СМИ в общественном контроле имеет ст. 3 этого Закона, которая содержит запрет на цензуру. Цензура массовой информации, то есть требование о предварительном согласовании сообщений и материалов (за исключением случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а также введение запретов на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, запрещено. В связи с этим необходимо закрепить право контроля средств массовой информации в законопроекте «Об основах общественного контроля в РФ» и установить в рассматриваемом Законе механизм их участия в такой деятельности.
Отсутствие эффективных гарантий независимости субъектов общественного контроля является серьезной проблемой, необходимой для решения. Евсиков К. С. подчеркивает этот факт, в своей статье, объясняя, что органы власти и другие участники общественного контроля всегда стремятся влиять на субъекты контроля. На сегодняшний день ограниченный перечень субъектов делает этот механизм влияния намного проще и удобнее. В качестве подтверждения приводятся примеры из общественных палат, где некоторые субъекты представлены только членами определенных зарегистрированных организаций, заслуженными гражданами или государственными чиновниками. Иными словами, государство уже располагает эффективными методами воздействия на текущих субъектов общественного контроля [3].
Существующие проблемы в законе об общественном контроле необходимо дорабатывать и как можно скорее, чтобы сама идея не была «затертой».
Необходимо в первую очередь определить в законе следующее:
— критерии по которому происходит подбор участников различных общественных групп и комиссий;
— решить вопрос о запрете участия в общественных организациях самих проверяемых;
— рассмотреть механизм и рамки работы общественных организаций, то есть конкретизировать их деятельность.
Вся совместная работа государственных органов и органов общественного контроля должна осуществляться независимо друг от друга. Вмешиваясь в деятельность институтов общественного контроля, в первую очередь подрывает саму идею народовластия, что является недопустимым.
«Общественный контроль не может решить всех проблем, но он создает условия для решения многих задач и выступает реальным инструментов повышения эффективности и прозрачности деятельности органов государственной власти» [4].
Литература:
- Федеральный Закон от 21.07.2014 212-ФЗ Об основах общественного контроля в Российской Федерации.
- Филимонов А. Общественный контроль: перспективы законодательного закрепления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/article/544004
- Евсиков, К. С. Проблемы и перспективы развития института общественного контроля в Российской Федерации // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2017. № 4–2. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-instituta-obschestvennogo-kontrolya-v-rossiyskoy-federatsii
- Филатова И.И. «Общественный контроль, как вектор формирования и развития гражданского общества»./И.И. Филатова//Вестник Тамбовского университета.-204.-№2.-Стр.45-50