Особенности личности при тревожных расстройствах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (495) декабрь 2023 г.

Дата публикации: 30.11.2023

Статья просмотрена: 248 раз

Библиографическое описание:

Фиш, М. Ю. Особенности личности при тревожных расстройствах / М. Ю. Фиш. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 293-295. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108352/ (дата обращения: 21.11.2024).



К настоящему моменту времени вопросы, связанные с изучением личностных особенностей, составляющих личность лиц, страдающих тревожными расстройствами, не теряет своей значимости и актуальности. Знание и понимание личностных особенностей людей с тревожными расстройствами сделает возможным осуществление наиболее эффективной психотерапевтической работы с ними.

Итак, известно, что главной личностной особенностью лиц с тревожными расстройствами является тревожность. Тревожность является эмоционально-личностным образованием и характеризуется тенденцией к возрастанию в ситуациях неопределенности. Выделяют разные виды тревожности: частную и общую, генерализованную. Частная тревога как эмоциональное состояние проявляется в определенной сфере, ситуации, определяется как ситуативная. Общая тревога, согласно А. М. Прихожан, является устойчивой чертой и индивидуально-личностной особенностью, которая проявляет себя в разного рода ситуациях в виде склонности к переживанию тревоги различной интенсивности. В свою очередь, генерализованная тревога имеет стойкий характер и является неадекватный ситуации реакцией [7].

Перечисленные виды тревожности являются ключевыми составляющими различных видов тревожных расстройств личности, определяющими их специфику и течение.

Наряду с тревожностью у людей с тревожными расстройствами выражены и иные личностные особенности. Так, например, А. Е. Бобров вместе с А. К. Гомозовой обнаружили, что при обсессивно-компульсивных расстройствах преобладают такие черты личности, как фрустрация, неуверенность в себе, сензитивность, настороженность, ригидность, эмоциональная лабильность, а также выраженность таких черт личности, как обязательность, пунктуальность, потребность в порядке [2].

И. Е. Куприянова отмечает, что у лиц с невротическими расстройствами имеет место снижение уровня самоконтроля и социальной зрелости, выражена неудовлетворенность жизнью и ее составляющими, наблюдается снижение самооценки и самоуважения, а также происходит снижение ответственности в плане субъективного самоконтроля [5].

Е. Е. Малкова делает вывод, что важной личностной людей с тревожными расстройствами выступает дезадаптивность личности, являющаяся следствием применения человеком неадаптивных механизмов психологической защиты и совладания [6].

М. М. Салиев замечает, что люди с диагностированными тревожными расстройствами имеют схожую личностную структуру в виде выраженной враждебности, негативного (катастрофического) мышления, стремления к соблюдению общепринятых правил и норм [8].

Таким образом, можно полагать, что характерными личностными особенностями при тревожных расстройствах является тревожность, сензитивность, эмоциональная лабильность, неуверенность в себе, низкий уровень самооценки и социальной зрелости. Также значимыми характеристиками тревожной личности являются дезадаптивность и использование неадаптивных механизмов психологической защиты.

А. Ф. Денисова выявила, что при тревожно-фобических расстройствах при выраженности механизма защиты «перенос» тревога и страх, исходящие от бессознательного источника, переносятся на другой, осознаваемый страх или объект тревоги [3].

Кроме того, при социофобии и агорафобии использование такого защитного механизма, как «проекция», выражается в проецировании бессознательно подавляемой агрессивности или сексуальности на окружающую среду, которая после этого представляется опасной и вызывает страх. Механизм «избегание» может выражаться в отстранении от окружения, вызывающего тревогу, также характерен для людей, имеющих социофобию и агорафобию [3].

Автор отмечает, что механизм психологической защиты «рационализация» способствует частичной редукции тревоги при генерализованном тревожном расстройстве. Обращение к защитной стратегии «регрессия» наиболее типично для людей с генерализованным тревожным и паническим расстройствах, а также при наличии посттравматического расстройства [3].

Символизация, проявляющаяся в реализации бессознательных желаний в символической форме характерна для фобических и постстрессовых расстройств [3].

Акцентируем внимание на том факте, что использование механизмов защиты чаще всего лишь временно снижает или подавляет переживание тревоги, но не купируют их.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что для людей, страдающих тревожными расстройствами, наиболее типичны такие механизмы психологической защиты, как реактивное образование, интеллектуализации, проекция и регрессия. При этом указанные механизмы защиты могут рассматриваться в качестве личностной особенностей таких лиц.

Э. Г. Хмельницкая проводила исследование, посвященное анализу особенностей личности при генерализованных и панических тревожных расстройствах. В его рамках было установлено, что лица с тревожными расстройствами обнаруживают недостаток проблемно-решающего поведения [9].

По данным, приводимым автором, люди с диагностированными тревожными расстройствами характеризуются наличием более высокой потребности в принятии решений, а также имеют склонность значительно чаще оказываться в ситуациях, субъективно воспринимаемых ими как неоднозначных, опасных и требующих каких-либо конкретных решений [9].

При этом Э. Г. Хмельницкая замечает, что люди с тревожными расстройствами испытывают необходимость в более большем количестве времени для принятия решения. В частности, они демонстрируют большие затраты времени для нахождения ответа в задачах на классификацию и категоризацию концепции, особенно когда задачи являются неоднозначными.

Э. Г. Хмельницкая с целью объяснения данной закономерности обращается к трем положениям. Во-первых, личностной особенностью людей с тревожными расстройствами является существование более высоких потребностей в перфекционизме и, как следствие, повышенных требований к определенности.

Во-вторых, лица с тревожными расстройствами обладают низкой толерантностью к неопределенности, которая приводит их к рассмотрению неоднозначных событий как опасных и несущих угрозу, препятствуя тем самым решению проблемы.

В-третьих, недостаточная уверенность в собственных познавательных способностях может быть более существенной, чем дефицит проблемно решающего поведения. К примеру, лица с диагностированным генерализованным тревожным расстройством оценивают свое внимание, память, когнитивную флексибильность как нарушенную, несмотря на тот факт, что при проведении нейропсихологических исследований указанные способности находятся в пределах нормы и достоверно не отличаются от таковых у условно здоровых людей.

Т. А. Караваева полагает, что личности с паническим расстройством в большинстве случаев рассматривают любое необъяснимое событие или ощущение как признак неизбежной катастрофы. Сообразно с этим, основной чертой людей с паническими реакциями является склонность к катастрофизации. Наряду с этим, люди с паническими расстройствами имеют специфический когнитивный дефицит: они неспособны реалистически воспринимать свои ощущения и катастрофически их интерпретируют [4].

По мнению А. Эллиса, для людей, имеющих фобии, типичным становится предчувствие физического или психологического ущерба в специфических ситуациях. Если индивид имеет возможность избежать подобной ситуации, он не ощутит угрозы и сохранит спокойствие. В случае, если он попадет в подобную ситуацию, он ощутит субъективные и физиологические симптомы тревоги. Иначе говоря, страх перед отдельными ситуациями, как личностная особенность людей с фобиями, базируется на преувеличенном представлении человека об опасных свойствах таких ситуаций.

Согласно G. Diefenbach в мыслительной структуре людей с выявленными тревожными расстройствами преобладают темы опасности и потенциально возможных угроз для себя и близких. Одновременно с этим, тревожные индивиды испытывают трудность в распознавании сигналов безопасности и других свидетельств, уменьшающих угрозу опасности [10].

А. Е. Бобров вместе с Е. В. Файзрахмановой проводили исследование, цель которого состояла в выявлении особенностей личностного реагирования и когнитивно-стилевого функционирования людей с различными формами тревожных расстройств [1].

По итогам данного исследования было обнаружено, что при панических расстройствах основной составляющей является наличие у индивида тревога ожидания. Кроме того, при паническом расстройстве отмечается деперсонализационная симптоматика и выраженность гистрионных черт личности. Поведение лиц, страдающих паническим расстройством, характеризуется психосоциальной дезадаптацией, манипулятивными тенденциями и склонностью к диссоциативным реакциям. Одновременно с этим, когнитивный стиль личности людей с диагностированным паническим расстройством отличается преобладанием описательно-интуитивного восприятия и оценок [1].

У лиц с агорафобией, в свою очередь, в структуре личности доминируют черты эмоциональной неустойчивости, а их поведение характеризуется выраженной психосоциальной дезадаптацией с усиленным самоконтролем и контролем над окружающими и всем происходящим вокруг [1].

При генерализованном тревожном расстройстве у людей чаще всего отмечаются тревожно-зависимые личностные черты и нарушение процессов прогнозирования. Вместе с тем, у таких людей преобладает склонность к малодифференцированному восприятию реальности, что, согласно гипотезе авторов исследования, может выступать в качестве основы для генерализации тревожных переживаний.

Итак, можно констатировать, что люди с диагностированными тревожными расстройствами характеризуются наличием определенных личностных особенностей, среди которых исследователи описывают:

— тревогу и личностную тревожность;

— наличие иррациональных убеждений;

— склонность к катастрофизции;

— преобладание в сознании мыслей об опасности и угрозах;

— склонность к перфекционизму;

— низкая толерантность к неопределенности;

— недостаток уверенности в собственных познавательных способностях и возможностях;

— сниженный самоконтроль;

— недостаток социальной зрелости;

— неудовлетворенность жизнью;

— личностная дезадаптивность.

Важно заметить, что личностные особенности людей с выявленными тревожными расстройствами могут быть различными у людей с разными типами подобных расстройств. При этом главной личностной чертой людей, имеющих какой-либо вид тревожных расстройств, является наличие выраженной и постоянно переживаемой тревоги.

Литература:

  1. Бобров А. Е. Клинические, личностные и когнитивно-стилевые особенности больных с тревожными расстройствами / А. Е. Бобров, Е. В. Файзрахманова // Российский психиатрический журнал. — 2017. — № 5. — С. 50–58.
  2. Бобров А. Е. Комплексное клинико-статистическое и психологическое изучение обсессивно-компульсивных синдромов / А. Е. Бобров, А. К. Гомозова // Социальная и клиническая психиатрия. — 2010. — № 2. — С. 47–63.
  3. Денисова А. Ф. Особенности психологических защит при обсессивно-тревожном умеренно выраженном расстройстве / А. Ф. Денисова // Русский медицинский журнал. — 2016. — № 5. — С.71–76.
  4. Караваева Т. А. Принципы психотерапии тревожных расстройств невротического уровня (панического, генерализованного тревожного и тревожно-фобических расстройств): методические рекомендации /
  5. Т. А. Караваева, А. В. Васильева, С. В. Полторак, Е. Б. Мизинова. — Санкт-Петербург: НМИЦ ПН им. В. М. Бехтерева, 2020. — 30 с.
  6. Куприянова И. Е. Клиническая динамика и уровень качества жизни у пациентов с невротическими расстройствами / И. Е. Куприянова // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — № 2 (25). — С. 38–41.
  7. Малкова Е. Е. Тревога как ресурс адаптивного развития личности /
  8. Е. Е. Малкова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. Педагогика. — 2014. — № 2. — С. 34–40.
  9. Прихожан А. М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А. М. Прихожан // Психологическая наука и образование. — 1998. — № 2. — С. 58–73.
  10. Салиев М. М. Современные представления о психотерапии тревожных расстройств / М. М. Салиев // Экономика и социум. — 2020. — № 8 (25). — С. 1–5.
  11. Хмельницкая Э. Г. Особенности личности при генерализованных тревожных и панических расстройствах / Э. Г. Хмельницкая // Журнал Гродненского медицинского университета. — 2003. — № 1 (1). — С. 45–57.
  12. Эллис А. Гуманистическая психотерапия: Рационально-эмоциональный подход / А. Эллис. — Москва: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. — 452 с.
Основные термины (генерируются автоматически): расстройство, личностная особенность людей, психологическая защита, паническое расстройство, социальная зрелость, генерализованное тревожное расстройство, переживание тревоги, подобная ситуация, черт личности, эмоциональная лабильность.


Задать вопрос