В статье изучается феномен общения школьников между своими сверстниками в определённой группе.
Ключевые слова: общение, дети, школа.
Общение является одним из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми дети могут усвоить социально-исторический опыт человечества и реализовать через врожденную возможность стать представителями рода человечества.
«Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь». Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они и остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они, помимо его воли, часто определяют его поступки [2, с. 21].
Очень важно, чтобы в семье закрепились навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые, согласованные требования семьи и школы — одно из условий правильного воспитания [3, с. 15]. Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно идет воспитание детей в семье.
Большинство младших школьников общительны. Они легко вступают в контакт, основываясь на опыте общения в детском саду, во дворе, общих интересах в играх, занятиях и общих домашних заданиях. Они характеризуются широким партнерством, появлением дружбы, большим количеством разностороннего общения со взрослыми, которые распределены по 7 зонам: семья, школа, соседи, двор, микрорайон, другие микрорайоны, населенные пункты.
«В младшем школьном возрасте… учитель, как правило, оказывается авторитетным для учеников в силу, в первую очередь, авторитетности самой своей ролевой позиции. Таким образом, здесь мы можем говорить скорее об авторитете роли, чем об авторитете личности. При этом в большинстве случает, и особенно в первом классе, за учителем признается право на принятие ответственных решений как в значимой ситуации для данного ученика лично, так и в условиях внеучебной деятельности». (М. Ю. Кондратьев) [4, с. 56].
В младшем школьном возрасте ребенку приходится преодолевать многие трудности в общении со сверстниками. Дети сталкиваются с разной культурой речевых и эмоциональных взаимоотношений между сверстниками, с разной волей и разными личностями [5, с. 43]. Петровский А. В. в структуре межличностных отношений в детской группе выделяет три типа:
- функционально-ролевые,
- эмоционально-оценочные,
- личностно-смысловые.
В процессе межличностного взаимодействия с другими при осуществлении различных видов деятельности удовлетворяются потребности детей в позитивном эмоциональном контакте с другими людьми, и деятельность, направленная на изменение взаимное в их поведении и отношениях достигается [8, с. 76].
При изучения межличностных отношений в начальных классах по методике «Отметка другу» были проведены следящие вычисления.
Методика проводилась в двух классах начальной школе. Сырые результаты и сводная таблица по «А» классу приведены в Таблице 1.
Таблица 1
Матрица межличностных взаимоотношений в «А» классе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
4 |
3 |
1 |
3 |
2 |
1 |
1 |
1 |
7 |
7 |
1 |
2 |
7 |
1 |
2 |
2 |
7 |
1 |
1 |
|
2 |
1 |
4 |
2 |
2 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
3 |
6 |
7 |
7 |
|
3 |
2 |
3 |
3 |
1 |
4 |
3 |
3 |
7 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
6 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
|
4 |
4 |
2 |
2 |
4 |
5 |
2 |
5 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
3 |
7 |
5 |
5 |
4 |
3 |
3 |
|
5 |
6 |
1 |
1 |
4 |
7 |
1 |
6 |
3 |
4 |
1 |
6 |
7 |
4 |
2 |
6 |
6 |
1 |
4 |
4 |
|
6 |
7 |
5 |
5 |
2 |
5 |
4 |
7 |
4 |
5 |
2 |
7 |
2 |
5 |
3 |
7 |
7 |
2 |
5 |
5 |
|
7 |
3 |
6 |
6 |
3 |
6 |
1 |
1 |
5 |
7 |
4 |
7 |
1 |
6 |
1 |
2 |
2 |
3 |
6 |
6 |
|
8 |
4 |
7 |
4 |
5 |
7 |
2 |
3 |
6 |
1 |
5 |
3 |
5 |
7 |
5 |
3 |
1 |
4 |
7 |
7 |
|
9 |
1 |
3 |
1 |
6 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
6 |
4 |
6 |
1 |
6 |
4 |
2 |
2 |
4 |
2 |
|
10 |
2 |
2 |
3 |
7 |
1 |
5 |
1 |
3 |
3 |
7 |
5 |
7 |
2 |
7 |
3 |
4 |
1 |
5 |
1 |
|
11 |
3 |
4 |
2 |
2 |
3 |
6 |
4 |
6 |
4 |
4 |
6 |
2 |
3 |
2 |
2 |
5 |
7 |
3 |
3 |
|
12 |
5 |
5 |
4 |
1 |
4 |
7 |
5 |
7 |
5 |
5 |
2 |
3 |
4 |
3 |
1 |
6 |
7 |
2 |
4 |
|
13 |
6 |
6 |
5 |
3 |
5 |
1 |
6 |
4 |
7 |
6 |
3 |
7 |
5 |
4 |
6 |
7 |
6 |
1 |
5 |
|
14 |
7 |
1 |
6 |
4 |
6 |
2 |
7 |
2 |
1 |
3 |
4 |
3 |
4 |
5 |
7 |
4 |
5 |
4 |
6 |
|
15 |
2 |
2 |
7 |
5 |
7 |
3 |
7 |
4 |
2 |
4 |
5 |
2 |
5 |
6 |
2 |
5 |
4 |
3 |
7 |
|
16 |
1 |
3 |
1 |
6 |
7 |
4 |
1 |
5 |
3 |
2 |
6 |
1 |
6 |
4 |
4 |
6 |
2 |
2 |
7 |
|
17 |
5 |
4 |
2 |
7 |
1 |
5 |
2 |
7 |
4 |
1 |
7 |
4 |
7 |
5 |
3 |
4 |
3 |
1 |
3 |
|
18 |
6 |
5 |
1 |
7 |
2 |
6 |
3 |
1 |
5 |
3 |
1 |
5 |
2 |
2 |
6 |
5 |
3 |
5 |
2 |
|
19 |
3 |
6 |
3 |
1 |
3 |
7 |
4 |
2 |
6 |
4 |
2 |
6 |
1 |
1 |
7 |
6 |
2 |
1 |
1 |
|
20 |
1 |
7 |
4 |
2 |
4 |
1 |
5 |
3 |
7 |
5 |
3 |
7 |
3 |
7 |
2 |
7 |
1 |
3 |
7 |
По данной матрице мы видим, что большинство детей выбирают ответ номер три «Я не дружен с ним, но он меня интересует, я хотел бы сблизиться с ним», которое показывают, что дети хотели бы познакомиться с ним, узнать о нем больше личной информации и стать друзьями. Далее по соответствующей матрице, мы вычислили среднее арифметическое значение, которые вы можете наблюдать (табл. 2).
Таблица 2
Среднеарифметическое вычисление матрицы класса «А»
Номер учащегося |
Общее количество значений |
Среднее арифметическое |
1 |
8+8+6+4+28/19 |
2,8 |
2 |
2+16+9+12+6+14/19 |
3,1 |
3 |
10+18+20+18/19 |
3,4 |
4 |
9+12+16+25+7/19 |
3,6 |
5 |
5+2+3+20+35+14/19 |
4,1 |
6 |
8+3+8+35+35/19 |
4,6 |
7 |
8+6+9+36+14/19 |
4 |
8 |
2+11+12+20+6+35/19 |
4,5 |
9 |
3+16+6+12+24/19 |
3,2 |
10 |
10+12+15+28/19 |
3,4 |
11 |
10+15+16+5+18+7/19 |
3,7 |
12 |
8+16+25+27/19 |
4 |
13 |
16+8+20+3621/19 |
3,9 |
14 |
12+20+18+21/19 |
3,8 |
15 |
16+12+206+28/19 |
4,3 |
16 |
10+18+29+14/19 |
3,7 |
17 |
7+9+16+15+21/19 |
3,5 |
18 |
11+25+9+18+7/19 |
3,3 |
19 |
20+17+21+14/19 |
3,3 |
20 |
7+12+18+42/19 |
4,1 |
Рис. 1. Среднеарифметическое вычисление «А» класса
Обратим внимание на рис. 1, на котором мы можем видеть распределение балов среди учеников в «А» классе. Учеников с низким балом встречается довольно редко, из чего мы можем сделать вывод, что в классе есть лидер, к мнению которого многие прислушиваются и стараюсь чаще вступать с ним в контакт. Так же в классе имеются ученики с высоким средним балом, этот показатель указывает на то, что к данным учащимся относятся с пренебрежение. С ними мало кто хочет общаться и вступать в какие-либо отношения, ни в деловые, ни в личные.
Сырые результаты опроса класса «В» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Матрица межличностных взаимоотношений в «В» классе
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
1 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
5 |
2 |
3 |
5 |
4 |
5 |
4 |
|
2 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
1 |
1 |
|
3 |
2 |
2 |
3 |
4 |
3 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
3 |
5 |
4 |
3 |
4 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|
4 |
3 |
1 |
3 |
3 |
4 |
3 |
3 |
5 |
4 |
2 |
6 |
6 |
3 |
2 |
3 |
3 |
5 |
3 |
3 |
|
5 |
1 |
4 |
4 |
4 |
5 |
2 |
2 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
2 |
4 |
2 |
6 |
6 |
4 |
5 |
|
6 |
2 |
3 |
5 |
5 |
2 |
1 |
1 |
7 |
7 |
6 |
5 |
2 |
1 |
5 |
4 |
7 |
7 |
5 |
6 |
|
7 |
4 |
4 |
6 |
7 |
1 |
7 |
5 |
6 |
2 |
7 |
6 |
1 |
4 |
6 |
5 |
2 |
2 |
6 |
7 |
|
8 |
5 |
5 |
7 |
2 |
6 |
4 |
7 |
5 |
4 |
4 |
7 |
4 |
3 |
7 |
6 |
4 |
3 |
7 |
4 |
|
9 |
7 |
6 |
1 |
1 |
7 |
5 |
6 |
6 |
5 |
3 |
2 |
3 |
2 |
6 |
7 |
3 |
4 |
2 |
5 |
|
10 |
2 |
7 |
2 |
6 |
2 |
6 |
5 |
7 |
4 |
2 |
3 |
2 |
1 |
5 |
2 |
2 |
5 |
4 |
4 |
|
11 |
1 |
2 |
3 |
5 |
1 |
7 |
4 |
2 |
3 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
6 |
3 |
3 |
|
12 |
3 |
1 |
4 |
4 |
4 |
4 |
3 |
3 |
2 |
2 |
4 |
6 |
7 |
3 |
3 |
6 |
7 |
2 |
2 |
|
13 |
4 |
6 |
5 |
3 |
5 |
3 |
2 |
4 |
1 |
1 |
3 |
5 |
5 |
2 |
2 |
7 |
2 |
1 |
1 |
|
14 |
3 |
5 |
4 |
2 |
6 |
2 |
1 |
5 |
5 |
4 |
2 |
6 |
7 |
5 |
1 |
4 |
3 |
5 |
5 |
|
15 |
2 |
4 |
3 |
1 |
7 |
1 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7 |
4 |
2 |
4 |
6 |
3 |
4 |
6 |
4 |
|
16 |
1 |
3 |
2 |
7 |
5 |
5 |
6 |
7 |
7 |
7 |
6 |
2 |
1 |
3 |
4 |
2 |
5 |
2 |
3 |
|
17 |
4 |
2 |
1 |
6 |
6 |
6 |
7 |
5 |
5 |
7 |
5 |
1 |
3 |
2 |
3 |
5 |
6 |
5 |
6 |
|
18 |
3 |
1 |
6 |
4 |
7 |
7 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
3 |
2 |
1 |
2 |
4 |
5 |
4 |
7 |
|
19 |
3 |
4 |
7 |
5 |
5 |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
6 |
3 |
4 |
7 |
2 |
|
20 |
1 |
5 |
2 |
6 |
4 |
4 |
2 |
2 |
2 |
5 |
2 |
7 |
3 |
5 |
7 |
2 |
3 |
2 |
3 |
Таблица 4
Средне арифметическое вычисление матрицы класса «В»
Номер учащегося |
Общее количество значений |
Среднее арифметическое |
1 |
3+10+8+5+5+9/19 |
2,8 |
2 |
18+3/19 |
1,1 |
3 |
12+18+24+5/19 |
3,1 |
4 |
10+8+10+5+12/19 |
3,4 |
5 |
1+20+15+8+24+14/19 |
4,6 |
6 |
6+7+25+12+28+4/19 |
4,2 |
7 |
2+4+12+10+30+28/19 |
4,5 |
8 |
4+6+20+15+12+35/19 |
4,7 |
9 |
2+6+9+4+15+24+14/19 |
3,8 |
10 |
15+3+12+15+12+14/19 |
3,7 |
11 |
2+4+15+16+15+12+7/19 |
3,7 |
12 |
9+15+20+62+14/19 |
3,6 |
13 |
4+8+6+8+20+6+7/19 |
3,2 |
14 |
2+6+6+12+30+12+7/19 |
3,9 |
15 |
2+4+6+20+5+30+14/19 |
4,2 |
16 |
2+6+9+4+15+12+35/19 |
4,3 |
17 |
2+4+6+4+25+30+14/19 |
4,4 |
18 |
2+6+6+21+5+6+21/19 |
3,8 |
19 |
8+15+20+6+14/19 |
3,3 |
20 |
15+9+8+15+6+14/19 |
3,5 |
В данном классе мы видим, что у обучающихся преобладает деловое общение. Они взаимодействуют друг с другом только при необходимости выполнения каких-либо заданий или упражнений во время учебной деятельность, но в свободное от учебы время учение не вступают в отношения друг с другом. Они не считаю данный вид коммуникации как необходимость. Мы можем сделать вывод, что в данном классе напряженные отношения между одноклассниками, поэтому необходимо провести упражнения по налаживанию общения между ними. Чтобы они больше времени взаимодействовали с друг другом, но не в учебной деятельности, а в игровой. В классе имеется явный лидер (Рис. 2).
Рис. 2. Среднеарифметические значения класса «В»
Мы видим, что в классе есть ведущий ученик, по данным, приведенным в Таблице 3, отмечается, что этот ученик получит отметку 1 «Он самый близкий для меня человек в классе, я никогда не хотел бы с ним разлучаться» от большинства учащихся. К этому ученику все тянутся, с ним хотят вступать в коммуникативные отношения. Самый высокий средний бал наблюдается у двух учащихся, возможно они являются друзьями с дошкольной скамьи и по этой причине мало коммуницируют с остальными учениками, и как следствие другие ученики не вступают в коммуникации с ними, что делает их изолированными учениками класса. Если смотреть средний диапазон класса, то их средний бал от 3,5 до 4,5, то есть в данном классе в целом присутствуют деловые отношения, которые в основном строятся на учебных занятиях, но внеклассной совместной деятельностью эти учащиеся не занимаются или же занимаются мало.
Далее мы изучили диагностику сформированности коммуникации, как общения у младших школьников в классе «А» и «В». Показатель сформированности коммуникации как общения у младших школьников определяется по количеству набранных баллов. Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа. Каждый ответ «А» оценивался в 3 балла, «Б» — 2 балла и «В» — 1 балл, сводную таблицу может изучить в Таблице 5; Таблице 6.
Таблица 5
Диагностика сформированности коммуникации в «А» классе
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Баллы |
25 |
21 |
25 |
23 |
24 |
23 |
25 |
26 |
24 |
28 |
23 |
23 |
20 |
26 |
26 |
22 |
24 |
24 |
21 |
22 |
Таблица 6
Диагностика сформированности коммуникации в «В» классе
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
Баллы |
17 |
23 |
24 |
24 |
19 |
24 |
20 |
22 |
22 |
19 |
22 |
23 |
23 |
22 |
23 |
23 |
21 |
24 |
23 |
23 |
Рис. 3. Сформированность коммуникации в «А» классе
Рис. 4. Сформированность коммуникации в «В» классе
В данном классе (рис. 3) баллы распределились следующим образом, средний уровень (20–24 балла) коммуникации имеют 13 учеников класса, это 65 % учащихся. Данные испытуемые в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Эти люди сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей. Остальные, это 35 % (7 учеников) имеют высокий уровень коммуникации (25–30 баллов). Высокий уровень коммуникативного контроля: испытуемые постоянно следят за собой, управляют выражением своих эмоций.
В классе «В» (рис. 4) баллы распределены следующим образом, низкий уровень (10–19 баллов) имеют трое обучающихся, это 3 % — низкий уровень коммуникативного контроля, то есть высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. У остальных 17 учащихся средний бал (20–24 балла) 97 %. Данные испытуемые в общении непосредственны, искренне относятся к другим. Эти люди сдержаны в эмоциональных проявлениях, соотносят свои реакции с поведением окружающих людей.
Таким образом, проанализировав итоги констатирующего этапа диагностики, учащихся контрольного и экспериментального класса, мы приходим к выводу о том, что взаимоотношения со сверстниками детей младшего школьного возраста обоих групп находятся на одинаковом (среднем) уровне развития и нуждаются в дальнейшем формировании и развитии.
Характеризуя сложившиеся межличностные взаимоотношения со сверстниками в экспериментальной группе, отметим, что дети не стремятся расширять свой дружеский круг общения. Стремление к взаимодействию есть не у всех детей, некоторые дети продолжают держаться обособленно и не могут влиться в коллектив класса [1, с. 35]. Имеются проблемы в части эмоционального отношения к сверстникам детей младшего школьного возраста — зачастую во взаимодействии проявляются такие негативные качества, как агрессивность и эгоизм, зависть и злоба. При этом необходимо использование разнообразных педагогических методов и приемов, отобранных с учетом возрастных и индивидуальных потребностей детей.
Для периода младшего школьного возраста от 6 до 10 лет, границы которого совпадают с обучением в начальной школе, наиболее приемлемыми являются такие виды общения как личностное и деловое. В этот период в разноплановом общении и новой учебной деятельности реализуется весь потенциал ребенка [9, с. 56]. В учебной деятельности, направленной на саморазвитие, происходит усвоение новых знаний и умений. С помощью делового общения ребенок учится налаживать контакт и развивать свои коммуникативные способности, потому как деловое общение характеризуется взаимодействием между людьми, которые выполняют совместную работу или учувствуют в одном виде деятельности.
С поступлением в школу общение становится социально-ориентированным, обслуживающим потребность в выполнении важных дел, способствующим организации общественных форм жизни [10, с. 56]. Среда, в которой формируется личность ребенка в основном включает быт, неформальную обстановку и школу, где используется межличностное общение.
Межличностное общение связано с непосредственным контактом людей в группах и парах. Оно подразумевает знание непосредственных особенностей партнера и наличие общего опыта деятельности, переживания и понимания. Новая социальная роль, права и обязанности накладывают отпечаток на взаимоотношения с родителями, взрослыми (в том числе учителями) и сверстниками. Активную позицию ученик может проявить только с помощью взрослых и сверстников [6, с. 45].
«В семье ребенка учат подчиняться новым правилам жизни в школе. Правильное отношение к ребенку со стороны семьи определяет состояние и развитие чувства собственного Я, чувства личности» [11, с. 78]. В школе происходит глубокое личностное отношение между учеником и учителем, который выступает общим нравственным ориентиром и пользуется беспрекословным авторитетом. Общение с учителем организует и учебную деятельность, и все формы деятельности в школе: внеклассную и внешкольную работу, общие дела [12, с. 104]. В соответствии с возложенными на него обязанностями, индивидуальными особенностями и намерениями ребенок занимает определенное место в коллективе.
Иногда в межличностных отношениях со взрослыми встречаются неравноправные «субъект-объектные» отношения с авторитарным стилем общения, что нередко приводит к неудовлетворению потребности ребенка в признании и поддержке и неблагоприятно сказывается на его развитии. Нас же прежде всего интересует диалоговое общение-равноправное субъект-субъектное взаимоотношение, имеющее целью взаимное познание, стремление к реализации цели каждого из партнеров [7, с. 89]. Эти условия чаще реализуются в отношениях со сверстниками, что является главным условием психического развития личности. Как правило совместная деятельность именно в отношениях рождает новую детскую общность.
Литература:
- Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие/ В. В. Абраменкова. — Москва: ПЕР СЭ, 2017. — 431 с. — ISBN 978–5–9292–0173–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785929201776.html
- Абрамова, Г. С. Психология развития и возрастная психология / Г. С. Абрамова — Москва: Прометей, 2022. — 708 с. — ISBN 978–5–00172–091–1. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785001720911.html
- Волков, Б. С. Психология юности и молодости: учебное пособие / Волков Б. С. — Москва: Академический Проект, 2020. — 256 с. («Gaudeamus») — ISBN 978–5–8291–2574–5. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829125745.html
- Зеньковский, В. В. Психология детства / Зеньковский В. В. — Москва: Академический Проект, 2020. — 406 с. (Психологические технологии) — ISBN 978–5–8291–2726–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829127268.html
- Мандель, Б. Р. Психология семьи: учеб. пособие / Мандель Б. Р. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2020. — 304 с. — ISBN 978–5–9765–2316–6. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN97859765231661.html
- Творогова, Н. Д. Обучение студентов общению / Н. Д. Творогова, И. Б. Ханина, Д. В. Кулешов. — Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2022. — 464 с. — ISBN 978–5–9704–6641–4. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970466414.html
- Толстых, Н. Н. Социальная возрастная психология: учебное пособие для вузов / Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В., Денисенкова Н. С., Красило Т. А. — Москва: Академический Проект, 2019. — 345 с. (Gaudeamus) — ISBN 978–5–8291–2430–4. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829124304.html
- Хухлаева, О. В. Лабиринт души: Терапевтические сказки / под ред. О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева. — 15-е изд. — Москва: Академический Проект, 2020. — 207 с. (Психологические технологии: Сказкотерапия) — ISBN 978–5–8291–2867–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829128678.html
- Чикова, Е. Б. Особенности межличностного взаимодействия учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / Е. Б. Чикова // nsportal.ru / Москва. — 2020. — URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskienauki/library/2020/06/08/osobennosti-mezhlichnostnogo-vzaimodeystviya
- Хухлаева, О. В. Ваш ребенок: услышать и понять / Хухлаева О. В. — Москва: Академический Проект, 2020. — 126 с. (Мы и наши дети) — ISBN 978–5–8291–2869–2. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785829128692.html
- Немов, Р. С. Психология. В 3-х кн. Кн. 1.: Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Р. С. Немов. — 5-е изд. — Москва: ВЛАДОС, 2008. — 687 с. — ISBN 978–5–691–01346–1. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785691013461.html
- Абраменкова, В. В. Социальная психология детства: учебное пособие/ В. В. Абраменкова. — Москва: ПЕР СЭ, 2017. — 431 с. — ISBN 978–5–9292–0173–8. — Текст: электронный // ЭБС «Консультант студента»: [сайт]. — URL: https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785929201776.html