Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 24.11.2023

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Какорина, Ю. А. Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе / Ю. А. Какорина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 161-162. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108121/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.

Ключевые слова: принципы обучения иностранным языкам, метод полного физического реагирования.

В настоящее время метод полного физического реагирования представляет наибольший интерес у преподавателей иностранного языка. Применение метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка позволяет повысить мотивацию и укрепить познавательный интерес к изучению иностранных языков у дошкольников и обучающихся младшего школьного возраста.

В отечественной и зарубежной методической литературе достаточно широко рассмотрены принципы обучения обучающихся в начальной школе. В работах И. А. Зимней подробно раскрываются основные психолого-физиологические особенности обучения обучающихся младшего школьного возраста:

  1. В процессе обучения иностранному языку учебная деятельность должна быть направлена на возникновение и поддержание учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка через разнообразные виды деятельности.
  2. Обучающиеся младшего школьного возраста характеризуются впечатлительностью и повышенной восприимчивостью содержания учебного материала.
  3. В силу психолого-физиологических особенностей обучающиеся отличаются низкой концентраций внимания. Концентрация внимания на данном возрастном этапе небольшая и составляют приблизительно 7–10 минут.
  4. В данном возрасте особенно развито наглядно-образное восприятие и мышление [1, с.96–100].

Рассмотрим общедидактические принципы обучения иностранному языку на начальном этапе обучения, предложенные Г. В. Роговой:

— Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения иностранным языкам следует знакомить обучающихся с культурой общения, и формировать навыки работы с различными упражнениями, направленными на разные виды речевой деятельности и компонентами УМК.

— Принцип сознательности обучения. Обучающийся должен осознанно воспринимать учебный материал и применять его на практике.

— Принцип активности. Каждый обучающийся рассматривается как активный участник образовательного процесса. Учебно-познавательная деятельность должна содержать упражнения, выполнение, которых активизирует активную познавательную и творческую вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.

— Принцип доступности и посильности обучения. Содержание учебно-познавательной деятельности должно соответствовать уровню реальных возможностей и интересам обучающихся.

— Принцип прочности обучения. Логично построенный образовательный процесс, качественно отобранное содержание обучения позволяют прочно усваивать обучающимися языковой материал и легко воспроизводить в устной или письменной речи.

— Принцип учета индивидуальных особенностей. В процессе обучения следует наблюдать и контролировать за процессом обучения иностранному языку обучающихся, своевременно оказывать поддержку отстающим в группе [2, с. 151–153].

Одним из эффективным методом обучения, учитывающего основные принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста, является метод полного физического реагирования или Total Physical Response. Основоположником данного метода является профессор психологии Калифорнийского университета Сан-Хосе Джеймс Ашер. Метод полного физического реагирования основывается на теории о развитии правого и левого полушария головного мозга человека. В процессе обучения левое полушарие головного мозга отвечает за установление логических связей и механическое запоминание, и повторение слов. Соответственно, правое полушарие головного мозга отвечает за образность и творческое мышление [4, c.74].

Традиционные методики обучения иностранным языкам предполагают усвоение языка с помощью функций левого полушария. Напротив, применение метода полного физического реагирования при обучении иностранным языкам способствует активной работе правого полушария и процесс освоения иностранного языка протекает эффективнее.

На основе наблюдений за маленькими детьми, Джеймс Ашер указывает на то, что важно обучать иностранному языку аналогично, как маленькие дети изучают свой родной язык.

Метода полного физического реагирования базируется на основополагающих принципах:

  1. Первоначально дети слушают речь, прежде чем у них разовьются способность говорить.
  2. Способность детей воспринимать информацию на слух приобретается по причине того, что дети физически реагируют на разговорную речь родителей в виде команд.
  3. Когда заложен базис понимания речи на слух, речь развивается естественно.

Основываясь на опыте работы с обучающимися младшего школьного возраста в общеобразовательной школе, представим упражнения, учитывающие принципы метода полного физического реагирования.

Классическое упражнение «Simon says» возможно использовать для изучение обучению движению по направлению. Учитель должен заранее разложить флэш карты, например, дом, школа, магазин. В ходе выполнения упражнения, обучающиеся произносят указания куда идти: «Simon says turn right».

Упражнение «Прогулка по классу» подходит для дошкольников и обучающихся на начальном этапе обучения. Учитель предлагает обучающимся прогуляться по классу, показывая действие, назвать его. Например, «Open the door», «Take a pencil and draw the dog». Упражнение может быть использовано в качестве физминутки для смены вида учебной деятельности и переключения внимания обучающихся.

Ролевые игры-пантомимы интересны не только дошкольникам, но и обучающимся всех уровней. Каждому обучающемуся предлагается роль, выполняющаяся без слов.

Использование песенного материала, например, «Hello», «What is your/his/her name», «Good morning», «How are you?» с сопровождением физических действий на организационном этапе урока позволит обучающимся прочно освоить интонацию и лексические единицы, создать доброжелательную атмосферу на уроке и настроить обучающихся на рабочий лад.

Таким образом, метод полного физического реагирования позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса, активно вовлечены в образовательную деятельность через разные формы и виды деятельности, сотрудничая с друг другом.

Литература:

  1. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
  2. Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
  3. Смоловик О. В. Метод физического реагирования в обучении иностранному языку/ О. В. Смоловик, Л. Ю. Шобонова// Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 76 -3.
  4. Richards J., Rodgers C. Theodore S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press, 2001. P. 73–79.
Основные термины (генерируются автоматически): полное физическое реагирование, иностранный язык, младший школьный возраст, обучающийся, процесс обучения, иностранный язык обучающихся, левое полушарие, образовательный процесс, головной мозг, правое полушарие.


Ключевые слова

принципы обучения иностранным языкам, метод полного физического реагирования

Похожие статьи

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Похожие статьи

Теоретические основы дистанционного обучения взрослых иностранным языкам

В статье рассматриваются теоретические основы и вопросы понятийного аппарата дистанционного обучения взрослых иностранному языку, который является актуальной задачей современного образовательного процесса, приводятся статистические данные, свидетельс...

Эффективность использования дидактических игр и игровых упражнений при обучении иностранному языку детей старшего дошкольного возраста

В статье описана актуальность раннего обучения английскому языку в дошкольных учреждениях. Авторы пытаются доказать, что использование дидактических игр эффективно в процессе обучения английскому языку детей старшего дошкольного возраста.

Современные методы преподавания юридических дисциплин

Исследование посвящено изучению существующих на сегодняшний день методов преподавания юридических дисциплин, особое внимание уделено методам интерактивного обучения. Рассмотрены их особенности и перспективы реализации в образовательной деятельности.

Активные методы обучения на уроках английского языка как основа диалогического педагогического взаимодействия в учреждениях СПО

В статье обосновывается необходимость применения активных методов обучения в учреждениях среднего профессионального образования. Выделены группы активных методов обучения, приведены их примеры с кратким описанием.

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Методы преподавания фонетики в средней школе. Построение навыков грамотного произношения

Исследование, представленное в данной статье, посвящено анализу методов преподавания фонетики в средней школе. Автор рассматривает различные подходы к обучению фонетике, оценивает их эффективность.

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Задать вопрос