Понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 23.11.2023

Статья просмотрена: 44 раза

Библиографическое описание:

Заиграева, Е. И. Понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование» / Е. И. Заиграева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 303-305. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108064/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор исследует понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование», предлагает дефиницию государственного управления, а также рассматривает роль органов прокуратуры в обеспечении законности государственного управления в исследуемой сфере.

Ключевые слова: национальный проект, образование, надзорное сопровождение, государственное управление, законность.

Одной из основных задач государства в настоящее время является обеспечение состояния законности в социальной и политической жизни общества. Указанное необходимо, в первую очередь, для того чтобы поддерживать стабильность происходящих в обществе и государстве процессов, обеспечивать безопасность граждан, а также государственных устоев.

В научной литературе нет единого подхода к пониманию термина «законность». Так, существует множество толкований законности, однако наиболее распространенной и часто используемой дефиницией является неукоснительное соблюдение и исполнение законодательных норм всеми субъектами права [7]. По нашему мнению, такое определение представляется верным, поскольку воля государства, направленная на обеспечение порядка в обществе, передается гражданам, должностным лицам, а также органам и организациям через законодательные акты, исполнение которых обеспечивается мерами принуждения в виде установленной юридической ответственности. В связи с тем, что согласно мысли законодателя, а также воле народа, отраженной в ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом, соблюдение и исполнение законодательных норм всеми субъектами права гарантируется Основным законом Российской Федерации.

Во многом обеспечение законности в обществе и государстве осуществляется через государственное управление. При этом, под управлением в общем смысле понимается процесс, направленный на достижение цели. В рамках государственного управления смысл указанного определения сохраняется, между тем, государственное управление имеет множество подходов к его определению. Например, согласно мнению Г. В. Атаманчук государственное управление есть «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» [1]. Н. И. Глазунова трактует государственное управление как «целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей» [2]. О. М. Рой предлагает следующую дефиницию: «Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти» [6]. Г. Л. Купряшин определяет: государственное управление как деятельность по реализации законодательных, судебных, исполнительных и иных властных полномочий с целью выполнения их функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях. Н. А. Пьянов предлагает понимать под государственным управлением «целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач» [5].

Таким образом, анализ представленных выше определений позволяет нам сделать вывод, что государственное управление представляет собой совокупность механизмов и методов, через которые государство посредством своих органов оказывает влияние на общество с целью решения определенных задач.

Как отмечалось в первой главе нашего исследования, одной из приоритетных задач государства в последнее время является реализация мероприятий в рамках национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование».

Планирование и реализация национальных проектов регулируется Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3], а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8]. Кроме того, с целью эффективного решения социально-экономических задач государства разработаны паспорта национальных проектов, региональные и муниципальные программы.

Так, например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 Правительство Российской Федерации разработало национальный проект «Образование», составной частью которого является федеральный проект «Современная школа».

Постановлением Правительства Иркутской области от 09.11.2018 № 820-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Развитие образования» на 2019–2024 годы».

Подпрограммой «Дошкольное, общее и дополнительное образование» на 2019–2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2019–2024 годы предусмотрены конкретные мероприятие в рамках национального проекта «Образование», которые необходимо реализовать на территории Иркутской области.

В первую очередь, национальный проект «Образование» ориентирован на повышение доступности образования для граждан. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П разъяснил, что доступность образования предполагает не только экономическую доступность через создание бесплатного образования, но и физическую доступность образования, под которой понимается разумная географическая удаленность образовательных учреждений от учащихся граждан. Именно поэтому доступность образования в рамках национального проекта «Образование» главным образом обеспечивается за счет создания новых мест для учеников через строительство объектов образования.

Решение указанных задач социально-экономического развития государства через систему государственного управления осуществляется на всех четырех стадиях государственного управления, выделенных Н. А. Пьяновым: на стадии сбора, обработки и оценки информации — при анализе состояния законности и нуждаемости общества в создании новых образовательных учреждений; на стадии разработки и принятия управленческого решения — при издании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; на стадии исполнения управленческого решения — при непосредственной реализации мероприятий, запланированных в рамках национального проекта; на стадии контроля за исполнением управленческого решения — при осуществлении деятельности контролирующих органов, а также при осуществлении прокурорского надзора, направленного на недопущение несвоевременного и ненадлежащего исполнения управленческого решения, а также на предупреждение совершения нарушений федерального законодательства при реализации мероприятий в рамках национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование».

Таким образом, с учетом того, что реализация мероприятий в рамках национальных проектов красной нитью проходит через все стадии государственного управления, в указном процессе задействовано большое количество лиц: это законодательные органы, органы исполнительной власти, в том числе различные министерства, органы региональной власти и органы местного управления, контрольно-надзорные органы, а также должностные лица и органы, выступающие заказчиками реализации мероприятий в рамках национальных проектов, а также индивидуальные предприниматели и организации выступающие в роли подрядчиков в рамках государственных контрактов на выполнение работ, предусмотренных национальным проектом.

При этом, отметим, что особая роль в обеспечении законности при реализации национального проекта «Образование» отведена органам прокуратуры, согласно Конституции Российской Федерации, органы прокуратуры не входят ни в одну из ветвей власти и призваны обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов всеми органами, организациями и должностными лицами.

Именно в ходе надзорного сопровождения национального проекта «Образование» выявляется большое количество нарушений законов, своевременное устранение которых в результате исполнения мер прокурорского реагирования позволяет завершить мероприятие, предусмотренное национальным проектом, в установленный срок и эффективно решить поставленные Президентом Российской Федерации задачи социально-экономического развития государства.

Литература:

1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. — М.: Омега-Л, 2004. — 528 с.;

2. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н. И. Глазунова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 551 с.;

3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: [в ред. от 17 фев. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;

4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: [в ред. от 4 авг. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;

5. Пьянов, Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие / Н. А. Пьянов. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — 583 с.;

6. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. — СПб.: Питер, 2006. — 300 с.;

7. Рыбаков В. А. Законность: к вопросу о понятии / В. А. Рыбаков // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2013. — № 2. — С. 6–11.;

8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;

9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

Основные термины (генерируются автоматически): государственное управление, национальный проект, Российская Федерация, Иркутская область, обеспечение законности, государственная программа, доступность образования, надзорное сопровождение, стратегическая задача развития, Указ Президента.


Похожие статьи

Проблемы государственного управления, возникающие при реализации национального проекта «Образование»

В статье автор исследует проблемы государственного управления, возникающие при реализации национального проекта «Образование» и вскрывающиеся в результате прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при реализации мероприятий п...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Адвокатура как субъект защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье показана роль адвокатуры как субъекта защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере Республики Крым.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Похожие статьи

Проблемы государственного управления, возникающие при реализации национального проекта «Образование»

В статье автор исследует проблемы государственного управления, возникающие при реализации национального проекта «Образование» и вскрывающиеся в результате прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства при реализации мероприятий п...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Современные вопросы целей и задач государственной политики в сфере образования и науки

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Правовые основы дистанционного обучения в вузах России

Автором статьи исследовано современное состояние правового обеспечения дистанционного обучения в высших учебных заведениях России. Выявлены пробелы нормативного регулирования, предложены направления повышения качества правового обеспечения дистанцион...

Нормативно-правовое регулирование образовательной деятельности в России на современном этапе

Автор рассматривает особенности правового регулирования системы российского законодательства об образовании, дает определение нормативно-правовому акту, рассматривает несколько проектов, которые разработаны Министерство образования и науки РФ, направ...

Отдельные проблемы административно-правового регулирования в сфере образования

Статья посвящена анализу проблем правового регулирования в сфере образования. Рассмотрена нормативно-правовая база регулирования в сфере образования. Основным средством повышения эффективности административно-правового регулирования являются юридичес...

Адвокатура как субъект защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления

В статье показана роль адвокатуры как субъекта защиты прав граждан и организаций в сфере государственного управления на примере Республики Крым.

Нормативно-правовое обеспечение проектной и инновационной деятельности преподавателя: от теории к практике

В данной статье рассматривается нормативно-правовое регулирование проектной и инновационной деятельности в образовании в Российской Федерации. Автор утверждает, что проектная и инновационная деятельность в образовании сегодня — это достаточно оптимал...

Конституционализация административного законодательства как путь к построению гражданского государства

В статье рассмотрена роль Конституции Российской Федерации в реформировании административного законодательства, через призму влияния общественных организаций на построение правового государства.

Анализ проблем развития и функционирования кадрового обеспечения государственной гражданской службы

В настоящей статье автором рассмотрены проблемные вопросы кадрового регулирования государственной гражданской службы, проведен общий анализ современного правового регулирования.

Задать вопрос