Современное развитие Российской Федерации основано на обеспечении долгосрочных интересов страны. Важнейшей для экономики является сфера жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), обеспечивающая жизнедеятельность граждан. Существенная качественная характеристика экономической системы — экономическая безопасность — выражается в способности системы поддерживать нормальные условия жизни людей и стабильно обеспечивать ресурсами национальную экономику.
Тема этой статьи считается востребованной и актуальной. Уже давно появилась потребность в улучшении системы ЖКХ. Также следует разработать порядок экономического управления ЖКХ. Ведь это обязательное условие для оказания услуг, обеспечивающих жизнедеятельность.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные системы жизнеобеспечения, реформа ЖКХ, эффективность управления ЖКХ, эффективные государственные решения, услуги ЖКХ, планирования.
ЖКХ играет очень важную роль в национальной экономике. На ежедневной основе каждый человек решает вопросы, относящиеся к ЖКХ. Развитие и эффективность ЖКХ оказывают непосредственное влияние на различные стороны жизни, включая уровень и качество жизни, санитарно-гигиенические условия, производительность труда, реальную свободу.
В настоящее время российское ЖКХ отягощено рядом проблем, среди которых неэффективная система управления, плохое финансовое состояние, высокие издержки и износ активов. Предприятия работают неэффективно, что приводит к значительным потерям энергии, воды и иных ресурсов. Понятно, что улучшение результатов от управления ЖКХ — важная задача, решаемая государством.
Учитывая, что потребителями услуг ЖКХ является все население страны, их можно изучать в виде важнейшего компонента социально-экономического оценивания. При рассмотрении вопроса об инвестициях крайне важно оценивать как пригодность, так и готовность платить. Если потребители не могут или не хотят финансировать предлагаемые инвестиционные программы, это может привести к повышению тарифов и помешать реализации этих программ [2].
Статистические данные показывают, что в среднем российские граждане отдают на оплату ЖКУ 11,4 % своих доходов. Однако важно отметить, что в разных исследованиях средние показатели могут отличаться [13].
Доля доходов, расходуемых на оплату проживания и услуг ЖКХ, существенно различается в разных регионах. Государственные субсидии в России предоставляются семьям, которые направляют на оплату жилья и коммунальных услуг более 22 % своего совокупного заработка. Несмотря на эти субсидии, которыми в среднем пользуется почти каждая десятая российская семья, сохраняется обеспокоенность качеством, стоимостью и целесообразностью предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.
Понять статистику средней заработной платы, доходов и расходов семей можно, изучив показатели доходов населения. Этот набор данных, отражающих социально-экономическую активность, позволяет получить ценные сведения для управления экономикой и общественными делами. Однако собранные статистические данные дают в лучшем случае лишь моментальный снимок, а не полную панораму текущего состояния.
Статистика играет важнейшую роль как единственный инструмент, способный собрать и систематизировать исчерпывающие данные о текущем состоянии дел. С помощью точного статистического анализа можно точно оценить положение дел в стране, сформировать на основе точных данных соответствующие стратегии и спрогнозировать возможные результаты.
Однако использование статистических результатов в качестве жертвы для манипуляций, например пропагандистских, может быть пагубным. Такая практика не только подрывает доверие населения к правительству, но и искажает любые решения, принимаемые на основе неверно истолкованных данных. Это искажение влияет как на государственное управление, так и на принятие решений в бизнесе. Периодическое размывание данных о росте доходов населения может привести к расхождениям в социальной политике, например, монетизации льгот, и вызвать обвинения в иждивенчестве со стороны людей, испытывающих недостаток в предметах первой необходимости.
Историческое происхождение понятия эффективности в науке управления восходит к успешности производственной деятельности организации. Развитие сферы услуг в течение значительного периода оставалось незамеченным в нашей экономической науке. Это объясняется господствовавшим в советское время методологическим принципом, в соответствии с которым труд в сфере услуг считался непроизводительным и не создающим стоимости. Основное внимание уделялось материальному производству, которое рассматривалось как производительный труд. Уже в 1920-х годах в нашей экономической литературе попытались оценить достижения сферы услуг, в частности, акцентировалось внимание на эффективности расходов на народное образование [5].
В 1970–1980-е годы началось медленное смещение акцентов в сторону сферы услуг. Тем не менее, убедительных шагов в этом направлении предпринято не было, поскольку предпочтение по-прежнему отдавалось материальному производству. Поэтому такие ключевые стороны развития сферы предоставления услуг, как обеспечение воспроизводства, сопоставление темпов развития материального производства и сферы предоставления услуг, формирование цен, рентабельность организаций сферы услуг, оставались недостаточно изученными.
Значимость сферы услуг существенно возросла как в российских регионах, так и в других странах. Этот сдвиг становится особенно заметным при рассмотрении структуры занятости в сфере услуг, которая в значительной степени компенсирует снижение занятости на предприятиях сырьевой отрасли.
В различных отраслях экономики Республики Башкортостан доля занятых в таких отраслях, как торговля, гостиничный бизнес, логистика, транспорт, связь, здравоохранение, образование, ЖКХ, бытовое обслуживание, выросла с 35,6 % в 1995 году до 42,5 % в 2015 году. Аналогичная ситуация наблюдается и в других регионах страны и даже в зарубежных странах [7].
Противоречия, возникающие в связи с проводимыми в российской экономике реформами, оказывают непосредственное влияние на интересы отдельных людей. Эти реформы влияют на их материальное благосостояние, уровень жизни, образ жизни, занятость, социальную активность. Таким образом, изучение подходов к повышению эффективности сферы услуг является не только актуальным, но и одним из ключевых направлений научных исследований. Развитие сферы услуг требует повышенного внимания к ее экономическим аспектам. Это связано с тем, что эффективное использование услуг является залогом социально-экономической стабильности в развивающейся экономике. Это свидетельствует о том, что нужны новые научные исследования по рассматриваемой проблеме. Также следует подготовить практические рекомендации, позволяющие повысить успешность работы организаций, оказывающих услуги.
Предусматривается использование различных методологических подходов для оценки успешности работы предприятий, оказывающих услуги, в том числе ЖКХ. При этом ЖКХ необходимо в удовлетворении потребностей общества, охватывающую экологические, духовные и материальные аспекты. Что касается методологических основ анализа состояния отрасли в российской экономической науке, то следует отметить, что экономисты уделяют внимание различным аспектам анализа эффективности, к которым относятся:
1) Изучение изменения удельных затрат, связанных с предоставлением услуг ЖКХ.
2) Оценка финансового обеспечения ЖКХ.
3) Анализ колебаний дебиторской и кредиторской задолженности, а также убытков предприятий ЖКХ в текущем году (как в относительном, так и в абсолютном выражении).
4) Оценка ценообразования и тарифов на различные жилищно-коммунальные услуги.
5) Изучение доли платежей населения в общей сумме платежей за жилищно-коммунальные услуги.
6) Оценка количества домохозяйств, получающих субсидии, и выделенного на эти цели бюджета.
7) Анализ числа лиц, пользующихся энергосберегающими мероприятиями, и выделенных на эти цели бюджетных средств.
8) Анализ доли аварий, произошедших за несколько лет.
9) Оценка уровня износа существующих инженерных систем.
10) Анализ объемов капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда в сравнении с предыдущими годами и другие факторы.
Приведенные выше показатели можно рассматривать как разумные ориентиры для оценки эффективности работы ЖКХ. С их помощью можно оценить текущее состояние отрасли и сделать выводы о возможных изменениях. Однако необходимо дополнить эти критерии следующими показателями:
- Уровень удовлетворенности жителей услугами ЖКХ, в том числе объем обращений и жалоб, степень реализации населением своих жилищных свобод и прав и аналогичные факторы.
- Соотношение цены и качества жилищно-коммунальных услуг.
- Критерии, связанные с предпринимательской деятельностью в секторе.
- Уровень инвестиций в ЖКХ.
- В сфере ЖКХ — обеспечение соблюдения государственных социальных стандартов на услуги ЖКХ.
- Снижение расходов, связанных с предоставлением услуг ЖКХ населению в аналогичных условиях.
- Реализация ресурсосберегающих мероприятий в отрасли и учет других факторов.
В сфере услуг ученые рассматривают социальную эффективность и экономическую эффективность. Соотношение между используемыми обществом ресурсами и достигаемыми результатами называется экономической эффективностью. Социальная эффективность, с другой стороны, связана со степенью удовлетворения разнообразных потребностей населения в услугах.
Поэтому для ЖКХ крайне важно ставить во главу угла не только экономическую целесообразность, но и стремиться к оптимальности [8]. Основными участниками рынка услуг ЖКХ являются получатели различных услуг (как организации, так и жители) и поставщики этих услуг (в их число входят энергосети, водоканалы, домоуправления и другие организации).
Поставщики и потребители услуг ЖКХ имеют разные приоритеты на рынке. Потребителям важно качество услуг. Они рассматривают социально-экономические факторы в качестве основного показателя эффективности. Производители же, наоборот, ориентируются на технико-экономические показатели, которые являются производными от преобразования качества на основе социально-экономических показателей потребителей.
Итак, успешное управление ЖКХ предполагает гармонизацию взглядов всех заинтересованных сторон и достижение оптимального баланса между ними.
В виде инструментов управления результативностью услуг ЖКХ выбираются показатели качества услуг, которые включают в себя перечень технико-экономических и социально-экономических критериев экономической эффективности. Кроме того, существенное значение в этом отношении имеют стандарты экономической эффективности.
Важно подчеркнуть, что принцип прибыльности не должен быть доминирующей целью для организаций ЖКХ. Прибыль допустима, но она не должна достигаться за счет низкого уровня жизни, неразвитости технической инфраструктуры, изношенности ЖКХ, частых неоплат потребителей, низкого качества услуг. В этом контексте социальная эффективность превалирует над экономической. Из-за этого в современных условиях рентабельность нельзя считать настоящим критерием успешности работы отечественных организаций ЖКХ.
В ЖКХ ключевым показателем должно выступать качество предоставляемых потребителям услуг по доступной цене. Этот критерий важен даже в том случае, если в будущем будут устранены препятствия для развития отрасли. Рыночная экономика, в том числе и ЖКХ, должна иметь приоритет социальной направленности и учитывать этот фактор [9].
С точки зрения развития законодательства в области ЖКХ одной из важнейших тенденций является усиление внимания к защите персональных данных, что приводит к увеличению ограничений на доступ к ним. Это существенно затрудняет работу жилищно-коммунальных организаций и управляющих компаний, так как затрудняет такие процессы, как проведение расчетов за услуги ЖКХ и жилье, взыскание задолженности и др. Решение бюрократических вопросов будет занимать больше времени из-за дополнительных сложностей. Кроме того, к 2024 году ожидается усиление самоуправления владельцев помещений, находящихся в многоквартирных домах (МКД). Ряд полномочий будет передан от общих собраний на уровень советов домов.
Прогноз предполагает увеличение присутствия региональных операторов, также известных как гарантирующие организации, в управлении многоквартирными домами (МКД). Этому способствуют такие факторы, как:
- Непрозрачность процедуры продления лицензий, необходимых для управления МКД, в связи с чем некоторые управляющие организации могут не получить такую лицензию. В таких случаях их дома, скорее всего, перейдут под контроль региональных операторов.
- По прогнозам, закон о гарантирующих управляющих организациях вступит в силу в 2024 году, и в некоторых регионах уже активно продвигаются услуги региональных управляющих компаний.
- Региональные тарифы на содержание и ремонт относительно низки и редко повышаются, что ограничивает дальнейшую эксплуатацию многих коммерческих структур.
Главной причиной является частое недофинансирование. Отрасль не имеет достаточных финансовых средств для содержания и своевременного ремонта объектов ЖКХ и жилищного фонда. Также нет результативных механизмов, позволяющих взыскать задолженность и реформировать отрасль. В феврале-марте 2024 года ожидается резкий рост задолженности за счет перерасчета коммунальных платежей. Современные технологии, способные предотвратить несчастные случаи, пока не внедряются, поскольку жильцы относительно пассивны, а управляющие организации в значительной степени заняты оперативной работой [10].
В отрасли также наблюдается переход на цифровые технологии: такие процессы, как подача заявлений на добавление изменений в реестр лицензий, в некоторых регионах теперь принимаются исключительно в режиме онлайн. Всё чаще используются интеллектуальные системы учёта, способствующие обеспечению прозрачности снятия показаний и позволяющие обнаружить утечки и хищения ресурсов.
Санкции существенно затруднили импорт сложных инженерных компонентов, необходимых для обслуживания внутридомового оборудования и лифтов. Это приводит к срыву сроков ремонта, а отечественные решения этой проблемы не всегда доступны.
Наиболее важными управленческими решениями, принимаемыми в органах государственной власти жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан, являются решения, связанными с выполнением основной функции органов государственной власти — развития жилищно-коммунального хозяйства. Преобладающая часть этих решений связаны единой региональной программой «Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан».
Региональная программа обладает всеми атрибутами процесса принятия решений — проблемная ситуация, цель, сбор и анализ информации, средства достижения цели. Это является подтверждением того, что реализацию данной программы можно представить в виде управленческого решения на государственном уровне.
Государственная программа достаточно четко структурирована, разделена на подпрограммы, задачи и отдельные мероприятия, каждое из которых также является отдельным управленческим решением. Итак, вся программа может быть представлена в форме дерева целей.
Каждое отдельное решение имеет план и период реализации, целевые показатели, которые должны быть достигнуты, объем и источники финансирования, государственные органы власти, ответственные за реализацию.
Литература:
- Арьков С. В. Проблемы управления жилым хозяйством; факторы, влияющие на эффективность управления жилищным фондом и методические подходы к его управлению // Экономика стр-тва. — 2016. — № 6. — С. 72–77.
- Белозеров С. А. Модернизация сферы ЖКХ как фактор повышения уровня жизни населения России / С. А. Белозеров, А. Э. Ващук // Уровень жизни населения регионов России. — 2017. — № 12. -С. 47–57.
- Винниченко Н. А. Только проверками проблемы ЖКХ не решить: [интервью полномочного представителя президента в УрФО] // Красный Север. — 2016. — С. 5.
- Иванов А. П. Состояние коммунального комплекса — социальная проблема России // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2016. — № 7. — С. 6–10.
- Качкаев П. Р. Проблемы и перспективы развития ЖКХ в рамках реформирования отрасли // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 2–5.
- Теоретические аспекты исследования проблем и перспектив внедрения информационных технологий в структуры ЖКХ / С. А. Кирсанов, С. В. Краснов, А. С. Краснов // Экономика и упр. — 2018. — № 12. — С. 15–22.
- Козлова С. В. Государственно-частное партнерство в сфере ЖКХ: проблемы и перспективы / С. В. Козлова, О. М. Грибанова // Вестн. Ин-та экономики Рос. Акад. наук. — 2017. — № 4. — С. 176–184.
- Современное состояние и проблемы функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства / Т. А. Макареня, Ю. С. Котенко // Регион. экономика: теория и практика. — 2016. — № 41. — С. 22–29.
- Максимчук О. В. Проблемы теории и практики государственного менеджмента в организации среды жизнедеятельности с позиций энергосбережения в ЖКХ российских городов (ч. 2) / О. В. Максимчук, Т. А. Першина, Г. А. Голикова // Экономика стр-ва. — 2017. — № 6. — С. 48–57.
- Медведев Д. Менять систему ЖКХ необходимо: председатель Правительства РФ рассказал о Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года // Муницип. Россия. — 2016. — № 2. — С. 8–10.
- Назаренко М. Будет ли когда-нибудь решена в России жилищная проблема // Жилищно-коммунальное хозяйство. — 2015. — № 3. — С. 16–19.
- Ничипоренко В. Проблемы развития жилищного фонда муниципального образования (на примере города Тюмени) / В. Ничипоренко, А. Храмцов // Муницип. экономика. — 2016. — № 2. — С. 30–35.
- Олейник Н. С. Предложения по совершенствованию работы предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства // Энергосбережение и водоподготовка. — 2015. — № 6. — С. 74–79.
- Минаев Н. Основные проблемы и препятствия для развития региональной системы капитального ремонта многоквартирных домов на современном этапе / Н. Минаев и др. // Регион. экономика: теория и практика. — 2015. — № 36. — С. 16–25