Оразгулыев, М. А. Векторы в геометрических задачах / М. А. Оразгулыев, Б. Б. Иламанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 44 (491). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/archive/491/107262/ (дата обращения: 18.06.2025).
В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной работе основным является развитие у учащегося технических навыков на основе решения содержательных геометрических задач.
Задача 1
:
Доказать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, которая делит каждую из медиан в отношении 2:1, считая от вершины.
Доказательство:
В треугольнике
точки F и N-середины сторон BD и AB соответственно, O-точка пересечения медиан AF и DN.
Введя
, докажем, что ξ=η=2. Пусть
=
, тогда
=2
, и
=
. По формуле деления отрезка DN точкой O в отношений ξ имеем
=
. Следовательно, получим
. Точка F делит отрезок DB в отношении 1:1, поэтому
.Сравнивая полученные для вектора
выражения, приходим к равенству
. В силу неколлинеарности векторов
и
отсюда следует, что
.
Разделив одно из этих равенств на другое, получим ξ=2. Следовательно
, то есть η=2. Таким образом, доказано, что точка О, лежащая на медианк DN и делящая ее в отношении 2:1, лежит на медиане AF и делит ее в том же отношении. Аналогично можно установить, что та же самая точка O медианы DN лежит и на медиане BK и делит ее в отношении 2:1, считая от вершины B. Следовательно, все три медианы треугольника ABD пересекаются в одной точке и делятся этой точкой в отношении 2:1, считая от вершины.
Задача
2:
На сторонах CD и BC параллелограмма ABCD взяты точки N и K так, что
,
, где ξ и η — заданные положительные числа. Прямые ND и AK пересекаются в точке O. Найти отношение
Решение
:
Пусть
,
.
Тогда из равенств
находим, что
.
Аналогично имеем,
. Таким образом,
;
. Рассмотрим цикл AODA. По правилу цикла
. (1)
Здесь, векторы
и
неизвестны. Однако они коллинеарный векторам
и
соответственно, поэтому существуют такие неизвестные числа
, что
;
. Подставляя полученные выражения в равенство (1), имеем
. Так как векторы
и
неколлинеарны, то получаем систему уравнений
Решая ее, находим
Таким образом
Задача 3:
Доказать, что сумма квадратов длин диагоналей параллелограмма равна сумме квадратов длин всех его сторон.
Доказательство
:
Пусть
и
векторы сторон параллелограмма ABCD.
Тогда
и
есть векторы его диагоналей. Складывая почленно равенств (
и
, получаем (
. (1) Поскольку
и по формуле (1) получаем
2
2
2
2
2
2.
Задача 4:
Выразите площадь треугольника
через длины его сторон
,
,
.
Решение:
Пусть
,
,
,
-площадь
. По формуле
имеем
. Теперь, по формуле
получил
Следовательно
.
Здесь, если ввести обозначение
, то получим
Тогда имеем:
или
т. е. получим формулу Герона, где — p полупериметр треугольника
.
Задача 5:
Доказать, что площадь трапеции
равно
, где
и
.
Доказательство
:
Обозначим
. Тогда
. Следовательно
то есть получим
.
Литература:
Апанасов П. Т., Апанасов Н. П. Сборник математических задач с практическим содержанием: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987г. — 110с.
Варданян С. С. Задачи по планиметрии с практическим содержанием: Книга для учащихся 6–8 кл. сред шк. /Под ред. В. А. Гусева — М.: Просвещение, 1989г. — 144с.
Киселев А. П. Элементарная геометрия. Книга для учителя. — Москва: Просвещение, 1980г. — 287с.
В данной статье рассматривается вопрос возможности самостоятельного изучения учащимися темы «Комплексные числа». Исследуется вопрос об их применимости в алгебре и началах математического анализа. Представляется решение, позволяющее осуществить самост...
Данная статья посвящена теме использования ИКТ технологий на уроках английского языка в начальных классах. В работе освещаются основные задачи интерактивного обучения, а также рассматривается использование интерактивных приемов в различных УМК. Делае...
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...
В данной статье рассматривается роль упражнений на готовых чертежах в обучении решению геометрических задач. Приводится система упражнений, по теме «Признаки равенства треугольников», направленная на формирование действий, адекватных изучению понятий...
Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.
В данной статье автор рассматривает некоторые алгоритмы решения комбинаторных задач, основанных на идее применения раскраски в несколько цветов, а также их применение для решения олимпиадных задач по математике.
В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности.
Статья посвящена способам решения задач...
Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...
В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...
В данной статье рассматривается вопрос возможности самостоятельного изучения учащимися темы «Комплексные числа». Исследуется вопрос об их применимости в алгебре и началах математического анализа. Представляется решение, позволяющее осуществить самост...
Данная статья посвящена теме использования ИКТ технологий на уроках английского языка в начальных классах. В работе освещаются основные задачи интерактивного обучения, а также рассматривается использование интерактивных приемов в различных УМК. Делае...
Данное учебно-методическое пособие содержит материал, расширяющий границы учебника, а также дополнительные сведения, необходимые для учащихся и учителя в их совместной деятельности. Особое место отводится методическим рекомендациям по изучению решени...
В данной статье рассматривается роль упражнений на готовых чертежах в обучении решению геометрических задач. Приводится система упражнений, по теме «Признаки равенства треугольников», направленная на формирование действий, адекватных изучению понятий...
Статья посвящена проблеме обучения учащихся использованию дополнительных построений при решении геометрических задач, в частности использование плоскостного чертежа при решении стереометрических задач.
В данной статье автор рассматривает некоторые алгоритмы решения комбинаторных задач, основанных на идее применения раскраски в несколько цветов, а также их применение для решения олимпиадных задач по математике.
В данной статье рассмотрены способы решения стандартных (типовых) задач, в том числе и элементарных. Методика ориентирована в основном для школьников, впервые приступающих к решению задач повышенной сложности.
Статья посвящена способам решения задач...
Данная научная статья исследует роль задач с практическим содержанием на уроках алгебры в 7 классе. В результате проведенного исследования было установлено, что использование такого типа задач способствует развитию умений применять алгебраические зна...
В современных беспилотных баллистических летательных аппаратах межконтинентальной дальности полета в системе управления реализован функциональный метод наведения, определяющий правило выбора момента отключения разгонного блока в целях минимизации отк...
В настоящее время, проблемы изучения, диагностики и коррекции нарушений письменной речи у детей являются одними из самых актуальных задач педагогики и логопедии. В настоящей статье анализируются основные причины проявления стойких специфических ошибо...