Решение задач с применением метода геометрических преобразований с целью развития геометрических умений учащихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №3 (107) февраль-1 2016 г.

Дата публикации: 10.02.2016

Статья просмотрена: 1698 раз

Библиографическое описание:

Устаджалилова, Х. А. Решение задач с применением метода геометрических преобразований с целью развития геометрических умений учащихся / Х. А. Устаджалилова, Озода Махмудова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 3.1 (107.1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/107/26026/ (дата обращения: 22.11.2024).



 

Изучение геометрических преобразований не только способствует созданию более правильных и более современных взглядов на само содержание геометрии, но указывает новые методы решения содержательных геометрических задач, чрезвычайно важные не только для самой математики, но и для ее приложений. При этом учащиеся совершенствуют свои умения и навыки по последовательному выполнению геометрических действия, а также — умения логического перехода с одного уровня сложности на другой, более высокий, правильно изображать пространственные фигуры на чертежах; умения распознавания различных объектов и их свойств, комбинированного применения тех или иных теорем и правил, умения осмысленно подходить к поставленной проблеме.

При этом основной прием — это решение задач повышенной трудности с применением различного типа преобразований и групп преобразований, что развивает умение на практике применять полученные теоретические формулы и преобразования.

З а д а ч а. Докажите, что композиция параллельного переноса и поворота является поворотом на тот же угол. Найдите центр этого поворота.

Решение. Пусть , где О1- вершина треугольника ОО1А (рис.1)

 

ОО1=О1А (по свойству движения)

 

 

(по определению параллельного переноса), если α<180º, то ОО1= α и треугольник ОО1А отрицательно ориентирован (еслиα<180º, то О1-середина отрезка ОА).

Известно, композиция двух поворотов является тождественным преобразованием тогда, когда центры поворотов совпадают. Оказывается композиция трех поворотов может быть тождественно преобразованной если центры поворотов различны.

Например, если ∆ АВС — отрицательно ориентированный равносторонний треугольник, то.

Причем композиция трех поворотов тогда и только тогда является тождественным преобразованием, когда она имеет хотя бы одну неподвижную точку и сумма углов поворота равна 360º или 720º.

З а д а ч а. На сторонах ВС и СА треугольника АВС вне его построены равносторонние треугольники ВСN и САР. Найдите углы треугольника МОN, где М-середина стороны АВ и О- центр треугольника САР (рис 2).

Решение. Для определенности будем считать, что ∆АВС ориентирован положительно. Произведем последовательно три поворота с центрами О, N,М на углы 120º,60º,180º в направлении против часовой стрелки. При первом повороте точка А перейдет в точку С, при втором — точка С в В, при третьем- точка В в А, т. е. композиция F= возвращает точку А в исходное положение. Поскольку углов поворота равна 360º и F(А)=А, F есть тождественное преобразование. Согласно теореме 3 имеем , где К-точка пересечения прямых, проходящих через точки О и N и образующих углы КОN=60º и ОNК=30º. Композиция F=. Значит, точки К и М совпадают, и углы треугольника МОN равны 90º,60º и 30º.

Теперь рассмотрим применение более широкого класса геометрических преобразований: преобразований подобия.

З а д а ч а. На сторонах произвольного треугольника АВС вне его построены треугольники АВМ, ВСN и САР так, что САР =СВN=45º,

АСР=ВСN=30º, АВМ=ВАМ=15º. Докажите, что РМN=90º и РМ=МN.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение: Пусть данный треугольник АВС ориентирован положительно (рис.3,а). Рассмотрим композицию:

 

F=.

Имеем:.

Следовательно, F(В)=В, т. е. В — неподвижная точка преобразования F. Так как произведение коэффициентов подобий равно 1 и сумма углов поворота равна 360º, получаем, что F есть тождественное преобразование.

Углы треугольника МNР можно найти, построив образ точки М при композиции F (рис.3,б). Учитывая, что F(М)=М, получим:

Треугольники РММ' и РАС (также, как треугольники NММ' и NВС) подобны и одинаково ориентированы. Треугольники РММ' и NММ' подобны и ориентированы противоположно, ММ' — их общая сторона, значит, они равны; отсюда РМN=90º и РМ=МN.

Решая более общую задачу, чем рассмотренная задача, получим следующий результат:

Если на сторонах произвольного треугольника АВС построены треугольник АВМ, ВСN, АСР и при этом выполнены следующие условия:

А) треугольники ВСN и АСР подобны и ориентированы противоположно;

В) треугольник АВМ равнобедренный с основанием АВ(или М-середина стороны АВ);

С) ориентированных углов ВМА,АРС и СNВ (или АМВ,ВNС и СРА) равна 360º, то РМN=2РАС и РМ=МN.

Еще одну аналогичную задачу, в которой треугольники, построенные на сторонах данного треугольника, не являются подобными можно предложить учащимся для самостоятельного решения.

 

Литература:

  1.              Абдуллаев К. Х. и др. Геометрия //экспериментальный учебник с углубленным изучением математики для академических лицеев. Т.: «Ўқитувчи», 2002г.- стр.424.
  2.              Саранцев Г. И. Сборник задач на геометрические преобразования.Издание: второе, переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1981. – 112с.
  3.              79. Саранцев Г. И. Решаем задачи на геометрические преобразования: Сборник задач по геометрии для организации самостоятельной работы Изд. 3-е, перераб., доп.- М.: Просвещение, 1997.- 192с.

1

 

Основные термины (генерируются автоматически): тождественное преобразование, треугольник, композиция, поворот, угол треугольника, М-середина стороны АВ, параллельный перенос, произвольный треугольник, сумма углов поворота, центр поворотов.


Похожие статьи

Применение различных способов решения геометрических задач для повышения заинтересованности учеников в самостоятельной работе

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике обучения биологии

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических задач

Похожие статьи

Применение различных способов решения геометрических задач для повышения заинтересованности учеников в самостоятельной работе

Решение проблемно-поисковых задач на уроках математики как средство развития одаренности учащихся

Методические рекомендации по обучению учащихся 7 классов решению задач по информатике на развитие алгоритмического мышления в рамках деятельностного подхода

Методические особенности обучения учащихся решению задач по химии

Особенности обучения младших школьников решению текстовых задач для развития аналитической деятельности

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики посредством решения текстовых задач

Методика анализа селективности тестовых заданий, используемых при рейтинговом контроле знаний студентов

Отражение проблемы развития самостоятельной деятельности учащихся в теории и методике обучения биологии

Определение педагогических условий изучения основ педагогического знания будущими педагогами по физической культуре

Развитие саморегуляции учебной деятельности учащихся в процессе обучения решению математических задач

Задать вопрос