В статье представлена общая характеристика расстройств аутистического спектра. На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Рассмотрены особенности функционирования высших психических функций детей с аутизмом. Описана роль нейропсихологии в решении задач педагогики, психологии, дефектологии. Нейропсихологический подход позволяет выявить потенциал развития когнитивных процессов с опорой на сохранные психические функции. Проанализирован процесс развития коммуникативных навыков у детей с аутизмом в контексте применения нейропсихологического подхода. Представлена модель коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра.
Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, аутизм, высшие психические функции, нейропсихология, нейропсихологический подход, коммуникативные навыки.
The article presents general description of autism spectrum disorder. On the basis of theoretical and methodological analysis, the possibility and expediency of applying neuropsychological approach to the development of communication skills in preschool children with autism spectrum disorders is substantiated. The article considers the specifics of functioning of higher mental function of children with autism. The author describes the role of neuropsychology in solving the problems of pedagogy, psychology, defectology. The neuropsychological approach allows revealing potential of developing of cognitive processes with reliance on the preserved mental functions. The author analyzed the process of development of communication skills in children with autism in the context of application of the neuropsychological approach. The article presents a model of correctional-development work on the formation of communication skills of children with autism spectrum disorders.
Keywords: autism spectrum disorders, autism, higher mental functions, neuropsychology, neuropsychological approach, communicative skills.
Введение
Расстройства аутистического спектра (РАС) в настоящее время представляют сложную и важную проблему для целого ряда смежных наук. Загадки этой группы расстройств представляют интерес для психиатров, психологов, биологов, реабилитологов, даже философов. В педагогическом сообществе наибольший интерес представляет коррекционно-педагогическая помощь детям с РАС. С одной стороны, это вызвано увеличением числа таких детей в современной детской популяции. С другой, требованиями современного законодательства в части инклюзивного образования.
Расстройства аутистического спектра — это «состояния, которые выражаются в отсутствии социализации и ряде ограничений в поведении и интересах» [4, с. 157]. По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств, то есть охватывающих все области психики. Обилие теорий и отсутствие единой точки зрения относительно причин аутизма является предпосылкой для продолжения многочисленных исследований в этой области. Но у родителей детей с РАС и педагогов, реализующих инклюзивное образование, основной вопрос не «почему?», а «как»? Как сделать так, чтоб аутичный ребёнок, рождённый погруженным в себя, мог жить самостоятельно в окружающей социальной действительности. Очевидно, что для этого требуется специальное коррекционное воздействие. Особенность диагноза «РАС» в том, что для каждого его носителя такое воздействие будет индивидуальным, специально подобранным, уникальным.
Проявления расстройства аутистического спектра характеризуются нарушениями в трёх сферах («аутистическая триада» симптомов):
— нарушение социального взаимодействия;
— нарушения в области коммуникации и речевом развитии;
— стереотипность, ограниченность, необычность интересов и деятельности.
Ребёнок с аутизмом — погруженный в себя, в свой собственный, чаще недоступный нашему пониманию, мир, восприятие, свою особую систему координат. Потому общаться с реальным окружающим миром такому ребёнку чрезвычайно сложно. А то, что является сложным и неприятным, всегда хочется избежать. Именно невозможность «нормального человеческого общения» в его общепринятом понимании является одной из основных трудностей, возникающих в процессе взаимодействия с аутичным ребёнком.
«Проявления речевых нарушений чрезвычайно многообразны по характеру и динамике и проявляются по-разному: от полного мутизма до нарушений коммуникативной функции формально сохранной речи с большим словарным запасом и развёрнутыми высказываниями» [6, с. 4]. Дети с РАС часто не обращают внимания на речь взрослых, не реагируют на свое имя, не выполняют простые вербальные инструкции. Иногда у родителей создается впечатление, что ребенок глухой. Речи может отсутствовать полностью, может быть маломодулированная, неинтонированная, неритмичная, не выражающая эмоции. Главным является то, что ребенок не стремится использовать речь с целью общения.
Однако именно навыки общения необходимы каждому человеку для полного и качественного взаимодействия с другими людьми, для жизни в социуме. Общение между людьми является важным компонентом человеческой жизни. Коммуникация, как речевая деятельность между людьми, является необходимым условием развития ребёнка, одним из способов познания мира и самовыражения.
Поэтому формирование и развитие коммуникативных навыков — важное направление в коррекционно-развивающей работе с лицами с расстройствами аутистического спектра. В современной ситуации увеличения числа детей с РАС и развивающимися инклюзивными процессами в системе образования, формируется реальность, в которой всё больше аутичных детей появляется в детских садах и школах. А у педагогов, реализующих образовательные программы, появляется запрос на овладение эффективными приёмами и методами развития речи и коммуникативных навыков детей с РАС.
Изложение основного материала статьи
Причины развития РАС до конца не выяснены, однако большинство ученых предполагает связь с врожденным дисфункциональным развитием структур головного мозга, при котором «сочетание генетических и средовых факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка» [5, с. 10]. Нейропсихология — научная дисциплина, возникшая на стыке теоретической психологии и медицины (клинической неврологии). Она изучает строение и функционирование мозга и как это влияет на психическое развитие и поведение человека. Теория основоположника отечественной нейропсихологии А. Р. Лурии о трёх функциональных блоках мозга объясняет последовательность становления и взаимодействия высших психических функций: памяти, внимания, речи. Деятельность мозга осуществляется с обязательным участием трёх блоков, но каждый из них вносит свой вклад в общую картину психологической деятельности. Нейропсихологический анализ процесса речевой коммуникации показывает, что в процессе её формирования активно участвуют лобные доли головного мозга. «Всякое высказывание предполагает наличие известного мотива или намерения сформулировать в речи определенную мысль. Однако, при локальном поражении лобных долей мозга именно это процесс существенно нарушается и активное возникновение намерения, которое лежит в основе программирования дальнейшего активного действия, страдает» [2, с. 293]. Согласно научным данным, полученным на основе электроэнцефалографических исследований и магнитно-резонансной томографии, у детей с РАС отмечаются функциональные нарушения левого полушария головного мозга, аномалии стволовых отделов мозга, патология процессов созревания головного мозга, недоразвитие червя мозжечка, сопряженное с когнитивными и двигательными расстройствами. «Процессы, протекающие в лобных долях и необходимые для формирования когнитивных представлений второго порядка, а также другие когнитивные процессы более высшего уровня, значительно нарушены при расстройствах аутистического спектра» [7]. Таким образом, у детей с расстройствами аутистического спектра мозг развивается атипично. Суть нейропсихологического подхода состоит в том, чтобы развить и скорректировать функции, которые не сформированы или нарушены в онтогенезе посредством определенных упражнений и игр. Потому мы считаем использование нейропсихологических методов в развитии коммуникативных навыков через раскрытие мозгового потенциала у детей с РАС наиболее эффективным и логичным.
В сентябре была проведена диагностика двух детей, посещающих дошкольную образовательную организацию. Один ребёнок (5 лет) имеет расстройство аутистического спектра в качестве официального диагноза, поставленного психиатром. Другой ребёнок (3 года) демонстрирует в своём поведении и развитии проявления, характерные описываемой группе расстройств, — нарушение социального взаимодействия, отсутствие речи, стереотипное поведение. Для диагностики была использована методика Ж. М. Глозман, А. Е. Соболевой, Ю. О. Титовой «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» [1]. При проведении нейропсихологического обследования детей мы руководствовались рекомендациями, приведёнными авторами методики, создавая условия для успешного выполнения тестовых заданий для каждого ребёнка. В процессе мы исключили из обследования времяёмкие тесты, чтоб сделать его соответствующим психофизиологическим возрастным особенностям детей.
Исследование социального развития ребёнка 5 лет по итогам беседы с ним, беседы с родителями, анализа поведения ребёнка во время паузы для игр и отдыха, а также специальных проб (игровых аналогов Луриевских нейропсихологических тестов) показало:
— оценка коммуникативного развития: контакт с педагогом, ответы на его вопросы и выполнение заданий произошли только после длительной усиленной стимуляции (мотивация необычными игровыми пособиями за выполнение заданий); возникали единичные случаи агрессии к внешним предметам (бросает игрушку, пинает предметы мебели); зафиксирована несформированность чувства дистанции (трогает одежду обследующего, некорректно называет его).
— оценка эмоционального развития: фиксируются резкие колебания настроения ребёнка, раздражительность, уход от выполнения задания в случае затруднения, тенденция к истерическим реакциям.
— оценка теста на идентификацию эмоций: присутствуют множественные ошибки идентификаций качества эмоций.
— оценка развития бытовых навыков: большая часть навыков сформированы, но выполнение их непостоянная.
— оценка развития сферы общих знаний: ребёнок правильно отвечает, но только после наводящих вопросов взрослого.
— оценка развития игровой деятельности: ребёнок стереотипен в выборе игр, играет только с избранными игрушками в одни и те же игры.
При исследовании импрессивной речи зафиксировано: множественные ошибки понимания инструкций и вопросов с частичной коррекцией после повторения, единичные ошибки в соотнесении слова и изображения предмета, многократные ошибки в понимании обратимых активных и пассивных лексико-грамматических конструкций.
Исследование экспрессивной речи показало: нарушение просодической стороны речи, недостаточная развёрнутость фразы, множественные грамматические нарушения, нарушения слоговой структуры слова, запинки, бедность лексического запаса.
Исследование социального развития ребёнка 3 лет по итогам беседы с ним, беседы с родителями, анализа поведения ребёнка во время паузы для игр и отдыха, а также специальных проб (игровых аналогов Луриевских нейропсихологических тестов) показало:
— оценка коммуникативного развития: контакт с обследующим взрослым, ответы на вопросы, выполнение заданий практически невозможны, к совместной продуктивной деятельности привлекается на крайне непродолжительное время; нормы социального взаимодействия не усвоены.
— оценка эмоционального развития: фиксируется резкое колебание настроения от инертного к истеричному, неадекватная реакция на замечания, похвалу, фон настроения неустойчивый. Эмоции на лице выражаются стёрто, кроме крайних проявлений.
— оценка развития бытовых навыков: не сформированы важные бытовые навыки (пользование туалетом, одевание-раздевание, умение пользоваться ложкой).
— оценка развития сферы общих знаний: задания не выполняет, предметы использует не по назначению.
— оценка развития игровой деятельности: замена игровой деятельности стереотипными манипуляциями с предметами, быстро истощается, теряет интерес к одной игрушке, хватается за другую.
При исследовании импрессивной речи зафиксировано: трудности понимания обращённой речи, грубо затрудняющие контакт с ребёнком, периодически демонстрирует «псевдоглухоту» (на вопрос, просьбу не реагирует, поведения не меняет). Экспрессивная речь отсутствует. Есть отдельные вокализации, «щебетание», не обращенное к кому-либо, не несущие коммуникативной нагрузки.
По результатам диагностики для каждого из детей специалистами детского сада была разработана программа нейропсихологической коррекции, основанная на методе замещающего онтогенеза. Программа включает упражнения, действие которых направлено на сенсомоторный уровень, являющийся базовым для дальнейшего развития психических функций, с учётом общих закономерностей онтогенеза. Специальные нейропсихологические упражнения, представленные в определённом порядке, стимулируют развитие мозга, причем в онтогенетической последовательности. На наш взгляд, развитие речевого общения (коммуникативных навыков) у дошкольников с расстройством аутистического спектра будет протекать эффективно при следующих условиях:
- Взаимодействие логопеда, психолога и воспитателя в процессе развития речевого общения у детей.
- Использование в коррекционной работе специалистов приёмов нейропсихологической коррекции.
- Отработка практических навыков речевого общения в специально организованных играх с речевой коммуникативной задачей.
- Учет личных интересов и потребностей ребенка как внутренней коммуникативной мотивации.
В процессе работы мы использовали упражнения, представленные в программе «Нейропсихологическое сопровождение развития детей 3–5 лет» (Колганов С. Н., Фридрих И. А.) [3]. Занятия проводятся индивидуально с каждым ребёнком 20–30 минут три раза в неделю с желательным присутствием родителя. Для достижения поставленных задач упражнения подаются в игровой форме с необходимой каждому ребёнку помощью и с применением методов подкрепления, с учетом выявленных мотивационных стимулов. Родителям рекомендовано выполнять предложенный комплекс дома в дни, когда индивидуальное занятие с ребёнком в детском саду не проводится. Для этого им выдаётся подробная инструкция, в которой описаны упражнения и критерии их правильного выполнения. Каждое занятие представляет собой комплекс из четырёх основных блоков упражнений:
— дыхательные упражнения;
— глазодвигательные упражнения;
— растяжки;
— упражнения двигательного репертуара.
Такое сочетание упражнений позволяет пройти все этапы сенсомоторного (двигательного) развития ребёнка. Воздействие на сенсомоторный уровень вызывает активизацию и развитие всех высших психических функций.
Кроме того, нейропсихологические упражнения включены в структуру ежедневных занятий и режимных моментов. Утром воспитатель проводит с группой детей нейрогимнастику, во второй половине обязательно запланирована нейропсихологическая пятиминутка. Коррегирующие позы, ходьба и маршировка, растяжки, ползание, дыхательные упражнения включены в структуру занятий по музыке и физической культуре. Для проведения физкультурных минуток в процесс непосредственно образовательной деятельности и на прогулках используются нейропсихологические упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание.
В пространстве группового помещения оборудованы тренажёры для развития межполушарного взаимодействия (полушарные доски, схемы для рисования двумя руками, схемы для зеркального рисования), мозжечковой стимуляции (балансировочные доски, степпер, нейроскакалки) и зрительно-моторной координации (лабиринты, переплетённые нити, модифицированная таблица Шульте, запутанные картинки, лабиринты). В свободной деятельности дети имеют открытый доступ к нейропсихологическим играм.
Согласно плану взаимодействия специалистов, реализующих образовательные программы дошкольного образования, нейропсихологические упражнения находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционно-педагогического воздействия.
Выводы
На основе теоретико-методологического изучения вопроса считаем использование нейропсихологических методов в развитии коммуникативных навыков через раскрытие мозгового потенциала у детей с РАС наиболее эффективным и логичным. Программа нейропсихологической коррекции, основанная на методе замещающего онтогенеза, данный момент реализуется в детском саду три месяца. Педагоги, участвующие в её реализации, наблюдают положительную динамику при оценке коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра. Мальчик 5 лет стал проявлять больше инициативы в общении со знакомыми взрослыми и детьми группы, заинтересованность в совместной деятельности не только на специально организованных занятиях, но и в свободное время, на прогулках. Стоит отметить, что ребёнку 3 лет нелегко даются коррекционные мероприятия. Однако и у него заметны изменения: стали появляться невербальные средства общения (жесты). У обоих детей уже на данном этапе присутствует минимальная, но положительная динамика. В дальнейшем будет проведена повторная диагностика методикой Ж. М. Глозман, А. Е. Соболевой, Ю. О. Титовой «Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста» в части сформированности социально-коммуникативных и речевых навыков.
Положительные результаты реализации программы важны для расширения арсенала средств помощи детям с РАС, имеющим нарушения речевого развития. Предложенная система работы позволит включать в активную коррекционную работу как специалистов, так и родителей ребенка.
Литература:
- Глозман Ж. М. Нейропсихологическая диагностика детей дошкольного возраста: в 3 ч. /Ж. М. Глозман, А. Е. Соболева, Ю. О. Титова. — М.: Айрис-пресс, 2021.
- Карпенко, Д. А. Нейропсихологический подход к анализу речевой деятельности. / Д. А. Карпенко // Сибирский педагогический журнал. — 2010. — № 3. — С. 290–296.
- Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми: в 2 ч. / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова, С. Колганов, И. Фридрих. — М.: Айрис-пресс, 2020. — 416 с.
- Леонова, И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра / И. В. Леонова // Современное педагогическое образование. — 2020. — Вып.2 — С.157–162.
- Обратите внимание: аутизм. Пособие для родителей, семьи и друзей. / М.: Фонд «Выход», 2014. — 36 с.
- Система работы по развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра: Методические рекомендации/ Авт.-сост. О. Ф. Богатая. — Сургут, 2020. — С. — 86.
- Филиппова, Н. В. Нейропатологические и иммунологические аспекты развития расстройств аутистического спектра. / Н. В. Филиппова, Ю. Б. Барыльник // Всероссийская научно-практическая интернет-конференция студентов и молодых учёных с международным участием. — 2018. — URL: medconfer.com (дата обращения: 09.11.2022).