Нейропсихологический подход к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (517) май 2024 г.

Дата публикации: 04.05.2024

Статья просмотрена: 50 раз

Библиографическое описание:

Овчинникова, К. В. Нейропсихологический подход к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата / К. В. Овчинникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 18 (517). — С. 358-361. — URL: https://moluch.ru/archive/517/113719/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье рассмотрены нейропсихологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата

В статье исследована проблема нейропсихологического подхода к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата.

Ключевые слова: нейропсихология, коммуникативный подход, нарушение опорно-двигательного аппарата.

The article discusses neuropsychological approaches to reducing communication abilities in children with musculoskeletal disorders.

The article explores the problem of a neuropsychological approach to the formation of communication skills in children with musculoskeletal disorders

Keywords: neuropsychology, communicative approach, musculoskeletal disorders.

Коррекция нарушения коммуникации при помощи нейропсихологии — актуальная тема для исследования. Нейропсихология — это наука, которая является сравнительно новой. Эта наука изучает связь между особенностями развития мозга и влиянием на его психические процессы. Я считаю, что необходимо изучать данное направление как прогрессивное и быстро набирающее популярность в системе коррекции нарушений. На сегодняшний момент специалистов по нейропсихологии недостаточно.

Проблема нарушения опорно-двигательного аппарата у детей не уходит в сторону. Детей с этим нарушением не становится меньше с каждым годом. Причиной тому —- как наследственные факторы, так и приобретенные. Если рассматривать проблему нарушения опорно-двигательного аппарата, то чаще всего у детей это приобретенные заболевания. Обширный пласт этого нарушения занимает детский церебральный паралич. Восемьдесят пять тысяч детей имеют такой диагноз в Российской Федерации. Таким детям тяжело общаться со сверстниками, или сверстники не принимают их в свое окружение. Если начать коррекцию коммуникативного навыка раньше, с комплексным подходом по решению проблемы, то возможно максимальное вовлечение ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в социальную жизнь общества. А это необходимо для полноценной жизни каждого человека.

Коммуникативные навыки исследовали многие специалисты и ученые: Дж. Мейер, С. Холла, А. Алешина и другие. Нейропсихологию изучали: А. Лурия, Б. Величковский, Д. Хебб.

Коммуникативные навыки должны формироваться постепенно, последовательно. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата коммуникативные навыки начинают возникать гораздо позднее. Поэтому работа со специалистами по формированию коммуникативных процессов — очень важный и нужный пласт деятельности, которая в дальнейшем поможет ребёнку социализироваться в обществе и стать самостоятельным человеком.

Важным в процессе коррекционной работы является самостоятельное стремление ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ребёнок должен понимать, что это необходимо в первую очередь ему и пригодится для его развития и для дальнейшей взрослой жизни. Если не будет желания и стремления от самого ребёнка, работа по устранению проблемы может затянуться.

Для занятий по развитию коммуникативных навыков специалист может использовать исследования нейропсихологического подхода. Нейропсихология — это взаимодействия мозговых систем и действий человека. У некоторых детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нарушен вестибулярный аппарат, ограничения подвижности, нарушена моторика.

С чего начинаются занятия с нейропсихологом? Специалист проводит диагностику и апробируют не только ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и родителей (законных представителей). После проведения диагностики нейропсихолог должен составить план работы по коррекции нарушения коммуникативной сферы у ребёнка. Также спрогнозировать результаты коррекционной работы. Родители (законные представители) также должны быть нацелены на помощь своему ребёнку для преодоления возникших трудностей.

Коммуникативные навыки очень важны в социальной сфере человека. Без общения с другими людьми полноценная жизнь не представляется возможной. Общение происходит ежедневно и постоянно. Поэтому так необходимо социализировать ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата для того, чтобы в дальнейшем уже взрослый человек смог самостоятельно жить в обществе.

Нейропсихологом и другими специалистами проводится комплексная работа. Зачастую у ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются и сопутствующие нарушения. Например, может быть нарушена речь, психологические расстройства: зрение, слух и другие. Поэтому необходимо соблюдать комплексный подход в коррекционной работе по исправлению нарушений.

Список специалистов комплексного подхода:

Учитель-логопед решает проблему с речевыми нарушениями, которые также приводят к нарушению коммуникативной сферы. Речь ребёнка должна быть понятна и разборчива для других людей.

Педагог-психолог работает над уверенностью в себе ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Нейропсихолог корректирует и работает над двигательной системой и развивает высшие психические функции ребёнка.

Вся комплексная работа направлена на развитие личности ребёнка и в дальнейшем социальной адаптации в обществе.

При развитии коммуникативных навыков очень важно участие учителя-логопеда в коррекционной работе. Занятия направленны на: развитие речевых знаний и умений, речевых контактов с окружающими людьми, умение выстраивать диалог, вступать в контакт с собеседником, знание норм речевого этикета, выполнять активную роль в диалоге, поддерживать общение.

Существенно при затруднениях в коррекции не зацикливаться на негативных моментах. Важно объяснить ребёнку, что не все получается с первого раза и могут возникать проблемы и затруднения в коммуникативной деятельности. Трудности и негативные моменты могут возникнуть, и в них нет ничего страшного. Как и в повседневной жизни, могут возникать проблемы в общении между незнакомыми или знакомыми людьми. Необходимо донести до ребёнка, что это нормально. Чтобы при первых неудачах ребёнок не закрылся и больше не захотел работать над развитием коммуникативной сферы жизни.

Успешность и положительная динамика коррекционной работы специалистов зависит от многих факторов, в том числе от семьи ребёнка, тяжести нарушения и сопутствующих проблем, от желания самого ребёнка, а также комплексного подхода специалистов.

В процессе общения между людьми происходит формирование новых социальных связей и отношений, обмен информацией, опытом из своей деятельности или опыта других людей. Без общения невозможно представить повседневную жизнь.

Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата при помощи нейропсихологических подходов включает в себя: использование различных методов и подходов, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление трудностей, связанных с двигательными нарушениями.

Вот некоторые подходы и методы, которые могут быть использованы нейропсихологом при работе по коррекции нарушений коммуникации:

  1. Использование вербальных и невербальных средств общения: дети учатся использовать речь и другие средства общения, такие как: мимика, жесты, вокализация.
  2. Дополнительная и поддерживающая коммуникация: для детей, испытывающих значительные ограничения в использовании вербальной коммуникации, применяются альтернативные средства общения, такие как карточки с изображениями или символами.
  3. Альтернативная коммуникация: для детей, использующих преимущественно невербальные средства общения, подбираются индивидуальные средства коммуникации, такие как компьютерные программы или специальные устройства.
  4. Развитие звукопроизношения, пополнение словаря и грамматического строя речи: для детей всех трёх групп важно работать над улучшением этих аспектов речи.
  5. Индивидуальный подбор средств коммуникации: при выборе средств коммуникации, необходимо учитывать речевые возможности и предпочтения каждого ребёнка.
  6. Создание благоприятных условий для перехода на новую ступень образования: формирование коммуникативных навыков способствует расширению круга общения ребёнка и созданию благоприятных условий для его дальнейшего обучения.

Коммуникативный навык влияет на развитие личности человека. Негативно влияет то, что ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата часто не умеет коммуницировать со сверстниками и со взрослыми людьми.

Жесты, мимика, движения, сенсомоторная сфера — все влияет на коммуникативные средства общения. Ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата порой бывает очень сложно начать общение первым. Окружающие ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата должны понимать, что ему очень нелегко налаживать контакт с людьми и надо идти ему на встречу.

Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при нарушение опорно-двигательного аппарата становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

Таким образом, коммуникативная функция речи является важной составляющей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, формирование коммуникативных навыков должно быть направлено на развитие речи для общения с окружающими, усвоение новых понятий и развитие контактности ребёнка с взрослыми и сверстниками, нейропсихологический подход включает коррекцию речевых нарушений, развитие грамматического строя речи и обогащение словарного запаса, раннее начало педагогической работы и создание благоприятных условий для развития речи способствуют формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Литература:

  1. Андреева Л. В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. — СПб: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена. — 2013. -350 с...
  2. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М: Издательский центр «Академия», 2001,- 192 с.
Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательный аппарат, нарушение, ребенок, коррекционная работа, навык, комплексный подход, коммуникативная сфера, комплексная работа, нейропсихологический подход, повседневная жизнь.


Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Исследование познавательной сферы детей с нарушением интеллекта

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной темы связано с выявлением психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Похожие статьи

Особенности нейропсихологической коррекции в детском возрасте

Нейропсихологическая коррекция в детской клинике предполагает применение комплекса методик с целью преодоления отклонений и нарушений в развитии психических функций у детей. Данная работа посвящена рассмотрению специфики нейропсихологии детского возр...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения нейропсихологического подхода в коррекции нарушений...

Система коррекционно-логопедической работы по стимуляции речевого развития детей четвертого года жизни с задержкой речевого развития с использованием кинезиологических приемов

В статье описаны этапы и направления работы детьми четвертого года жизни с задержкой речевого развития как с помощью традиционных средств, так и с применением кинологических упражнений.

Модель коррекционной работы по преодолению дисграфии с использованием нейропсихологического подхода у обучающихся младших классов

В статье рассматриваются методы и приемы коррекции дисграфии у обучающихся младших классов с позиции нейропсихологического подхода.

Психомоторное развитие детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития

В статье представлен обзор некоторых из существующих подходов отечественных и зарубежных ученых к психомоторному развитию детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития.

Влияние кинезиологии на развитие высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается кинезиология как эффективное средство улучшения функционирования мозга, повышения продуктивности психических процессов.

Современные технологии профилактики задержки речевого развития у детей раннего возраста

В статье рассмотрены способы использования современных технологий в коррекционно-профилактической работе по предупреждению задержки речевого развития у детей раннего возраста. Описан опыт специалистов дошкольных организаций в профилактике и предотвра...

Использование нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений

В статье рассматривается тяжелые нарушения речи. Значимость нейропсихологического подхода в коррекции речевых нарушений. Результаты обследования нейропсихологической диагностики.

Исследование познавательной сферы детей с нарушением интеллекта

В данном исследовании рассматривается познавательные функции детей с нарушением интеллекта. Актуальность данной темы связано с выявлением психологических особенностей детей с умственной отсталостью.

Нейропсихологический подход к проблеме нарушений письма у младших школьников, обусловленных недостаточной сформированностью регуляции, программирования и контроля

В статье рассматривается проблема нарушения письма с точки зрения нейропсихологического подхода. Описаны психические особенности школьников с нарушением регуляции, программирования и контроля, а также характерные для них ошибки при письме.

Задать вопрос