В статье рассмотрены нейропсихологические подходы к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
В статье исследована проблема нейропсихологического подхода к формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно- двигательного аппарата.
Ключевые слова: нейропсихология, коммуникативный подход, нарушение опорно-двигательного аппарата.
The article discusses neuropsychological approaches to reducing communication abilities in children with musculoskeletal disorders.
The article explores the problem of a neuropsychological approach to the formation of communication skills in children with musculoskeletal disorders
Keywords: neuropsychology, communicative approach, musculoskeletal disorders.
Коррекция нарушения коммуникации при помощи нейропсихологии — актуальная тема для исследования. Нейропсихология — это наука, которая является сравнительно новой. Эта наука изучает связь между особенностями развития мозга и влиянием на его психические процессы. Я считаю, что необходимо изучать данное направление как прогрессивное и быстро набирающее популярность в системе коррекции нарушений. На сегодняшний момент специалистов по нейропсихологии недостаточно.
Проблема нарушения опорно-двигательного аппарата у детей не уходит в сторону. Детей с этим нарушением не становится меньше с каждым годом. Причиной тому —- как наследственные факторы, так и приобретенные. Если рассматривать проблему нарушения опорно-двигательного аппарата, то чаще всего у детей это приобретенные заболевания. Обширный пласт этого нарушения занимает детский церебральный паралич. Восемьдесят пять тысяч детей имеют такой диагноз в Российской Федерации. Таким детям тяжело общаться со сверстниками, или сверстники не принимают их в свое окружение. Если начать коррекцию коммуникативного навыка раньше, с комплексным подходом по решению проблемы, то возможно максимальное вовлечение ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата в социальную жизнь общества. А это необходимо для полноценной жизни каждого человека.
Коммуникативные навыки исследовали многие специалисты и ученые: Дж. Мейер, С. Холла, А. Алешина и другие. Нейропсихологию изучали: А. Лурия, Б. Величковский, Д. Хебб.
Коммуникативные навыки должны формироваться постепенно, последовательно. У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата коммуникативные навыки начинают возникать гораздо позднее. Поэтому работа со специалистами по формированию коммуникативных процессов — очень важный и нужный пласт деятельности, которая в дальнейшем поможет ребёнку социализироваться в обществе и стать самостоятельным человеком.
Важным в процессе коррекционной работы является самостоятельное стремление ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата. Ребёнок должен понимать, что это необходимо в первую очередь ему и пригодится для его развития и для дальнейшей взрослой жизни. Если не будет желания и стремления от самого ребёнка, работа по устранению проблемы может затянуться.
Для занятий по развитию коммуникативных навыков специалист может использовать исследования нейропсихологического подхода. Нейропсихология — это взаимодействия мозговых систем и действий человека. У некоторых детей с нарушением опорно-двигательного аппарата нарушен вестибулярный аппарат, ограничения подвижности, нарушена моторика.
С чего начинаются занятия с нейропсихологом? Специалист проводит диагностику и апробируют не только ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата, но и родителей (законных представителей). После проведения диагностики нейропсихолог должен составить план работы по коррекции нарушения коммуникативной сферы у ребёнка. Также спрогнозировать результаты коррекционной работы. Родители (законные представители) также должны быть нацелены на помощь своему ребёнку для преодоления возникших трудностей.
Коммуникативные навыки очень важны в социальной сфере человека. Без общения с другими людьми полноценная жизнь не представляется возможной. Общение происходит ежедневно и постоянно. Поэтому так необходимо социализировать ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата для того, чтобы в дальнейшем уже взрослый человек смог самостоятельно жить в обществе.
Нейропсихологом и другими специалистами проводится комплексная работа. Зачастую у ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата имеются и сопутствующие нарушения. Например, может быть нарушена речь, психологические расстройства: зрение, слух и другие. Поэтому необходимо соблюдать комплексный подход в коррекционной работе по исправлению нарушений.
Список специалистов комплексного подхода:
Учитель-логопед решает проблему с речевыми нарушениями, которые также приводят к нарушению коммуникативной сферы. Речь ребёнка должна быть понятна и разборчива для других людей.
Педагог-психолог работает над уверенностью в себе ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Нейропсихолог корректирует и работает над двигательной системой и развивает высшие психические функции ребёнка.
Вся комплексная работа направлена на развитие личности ребёнка и в дальнейшем социальной адаптации в обществе.
При развитии коммуникативных навыков очень важно участие учителя-логопеда в коррекционной работе. Занятия направленны на: развитие речевых знаний и умений, речевых контактов с окружающими людьми, умение выстраивать диалог, вступать в контакт с собеседником, знание норм речевого этикета, выполнять активную роль в диалоге, поддерживать общение.
Существенно при затруднениях в коррекции не зацикливаться на негативных моментах. Важно объяснить ребёнку, что не все получается с первого раза и могут возникать проблемы и затруднения в коммуникативной деятельности. Трудности и негативные моменты могут возникнуть, и в них нет ничего страшного. Как и в повседневной жизни, могут возникать проблемы в общении между незнакомыми или знакомыми людьми. Необходимо донести до ребёнка, что это нормально. Чтобы при первых неудачах ребёнок не закрылся и больше не захотел работать над развитием коммуникативной сферы жизни.
Успешность и положительная динамика коррекционной работы специалистов зависит от многих факторов, в том числе от семьи ребёнка, тяжести нарушения и сопутствующих проблем, от желания самого ребёнка, а также комплексного подхода специалистов.
В процессе общения между людьми происходит формирование новых социальных связей и отношений, обмен информацией, опытом из своей деятельности или опыта других людей. Без общения невозможно представить повседневную жизнь.
Формирование коммуникативных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата при помощи нейропсихологических подходов включает в себя: использование различных методов и подходов, направленных на развитие коммуникативных навыков и преодоление трудностей, связанных с двигательными нарушениями.
Вот некоторые подходы и методы, которые могут быть использованы нейропсихологом при работе по коррекции нарушений коммуникации:
- Использование вербальных и невербальных средств общения: дети учатся использовать речь и другие средства общения, такие как: мимика, жесты, вокализация.
- Дополнительная и поддерживающая коммуникация: для детей, испытывающих значительные ограничения в использовании вербальной коммуникации, применяются альтернативные средства общения, такие как карточки с изображениями или символами.
- Альтернативная коммуникация: для детей, использующих преимущественно невербальные средства общения, подбираются индивидуальные средства коммуникации, такие как компьютерные программы или специальные устройства.
- Развитие звукопроизношения, пополнение словаря и грамматического строя речи: для детей всех трёх групп важно работать над улучшением этих аспектов речи.
- Индивидуальный подбор средств коммуникации: при выборе средств коммуникации, необходимо учитывать речевые возможности и предпочтения каждого ребёнка.
- Создание благоприятных условий для перехода на новую ступень образования: формирование коммуникативных навыков способствует расширению круга общения ребёнка и созданию благоприятных условий для его дальнейшего обучения.
Коммуникативный навык влияет на развитие личности человека. Негативно влияет то, что ребёнок с нарушением опорно-двигательного аппарата часто не умеет коммуницировать со сверстниками и со взрослыми людьми.
Жесты, мимика, движения, сенсомоторная сфера — все влияет на коммуникативные средства общения. Ребенку с нарушением опорно-двигательного аппарата порой бывает очень сложно начать общение первым. Окружающие ребёнка с нарушением опорно-двигательного аппарата должны понимать, что ему очень нелегко налаживать контакт с людьми и надо идти ему на встречу.
Впервые в специальной психологии описание развития личности ребенка с дефектом было дано Л. С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при нарушение опорно-двигательного аппарата становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.
Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у детей с патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифицированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.
Таким образом, коммуникативная функция речи является важной составляющей развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, формирование коммуникативных навыков должно быть направлено на развитие речи для общения с окружающими, усвоение новых понятий и развитие контактности ребёнка с взрослыми и сверстниками, нейропсихологический подход включает коррекцию речевых нарушений, развитие грамматического строя речи и обогащение словарного запаса, раннее начало педагогической работы и создание благоприятных условий для развития речи способствуют формированию коммуникативных навыков у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Литература:
- Андреева Л. В. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы Юнеско «Образование для всех»: опыт России. — СПб: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена. — 2013. -350 с...
- Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М: Издательский центр «Академия», 2001,- 192 с.