Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (489) октябрь 2023 г.

Дата публикации: 18.10.2023

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Потокина, О. А. Роль нейропсихологии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / О. А. Потокина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 42 (489). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/489/106813/ (дата обращения: 27.04.2024).



Статья посвящена роли нейропсихологии в работе с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра. В статье рассматриваются возможности применения нейропсихологической коррекции у детей с расстройством аутистического спектра. Также в статье освещены нейропсихологические гипотезы аутизма, выделены особенности применения комплексного подхода для детей с органическими повреждениями головного мозга, а также рассмотрены нейропсихологические методы, применяемые в работе с детьми с РАС.

Ключевые слова: нейропсихология, аутизм, расстройство аутистического спектра, РАС, ранний детский аутизм, аффективное развитие.

The article is devoted to the role of neuropsychology in working with children suffering from autism spectrum disorder. The article discusses the possibilities of using neuropsychological correction in children with autism spectrum disorder. The article also discusses the neuropsychological hypotheses of autism, highlights the features of using an integrated approach for children with organic brain damage, and also considers the neuropsychological methods used in working with children with ASD.

Keywords: neuropsychology, autism, autism spectrum disorder, ASD, early childhood autism, affective development.

Изучив данные зарубежной и отечественной статистики, можно прийти к выводу, что количество выявленных нарушений психического развития у детей ежегодно увеличивается. Отдельно среди перечня выявленных отклонений хотелось бы выделить такое из них, как расстройство аутистического спектра.

Аутизм — это заболевание, характеризующееся нарушением движений и речи, а также стереотипами интересов и поведения, сопровождающееся нарушением социальных взаимодействий больного с окружающими. Данные о распространенности аутизма сильно различаются из-за разных подходов к диагностике и классификации состояния. По разным данным, 0,1–0,6 % детей имеют аутизм без учета расстройств аутистического спектра, а 1,1–2 % детей имеют аутизм с учетом расстройств аутистического спектра [1]. У девочек в четыре раза меньше шансов диагностировать аутизм, чем у мальчиков. В настоящее время наблюдаются позитивные сдвиги в области диагностики аутизма, изменились и диагностические критерии, что позволяет выявить данное заболевание в более раннем возрасте. Как показывают статистические данные, за последние 20 лет выявление у детей диагноза РАС участилось, однако сделать однозначный вывод о первопричинах роста количества детей с данной патологией сложно.

Лечение аутизма представляет собой сложный и длительный процесс. Для эффективной коррекции необходим симбиоз комплексного метода с применением системного подхода. Перед специалистом стоит достаточно сложная задача, необходимо не просто поведенческая или иная коррекция, а формирование у родителей и окружающих понимания ребенка как целостную личность, создание необходимой обстановки вокруг него, а также оказывать оперативную помощь в коррекции нейропсихологических норм, определяющих «аномалии» сенсорной системы, мировосприятия, аффективные проблемы [3].

При работе с такими детьми стоит применять индивидуальный подход, который будет учитывать разный базовый уровень сенсорной и моторной подготовки каждого ребенка. Как правило, большинство детей на первых этапах терапии не способны выполнять какие-либо многоуровневые, сложные действия, как следствие мы можем наблюдать их в базисе различных проявлений поведенческой стереотипии.

Хотелось бы отметить такую проблему, как отсутствие или низкий уровень эффективности при диагностики и коррекционной деятельности детей с РАС, что в свою очередь порождает новую проблему, которая заключается в появлении порой непреодолимых трудностей при обучении и низким уровнем социализации таких детей. Также мы можем наблюдать и обратный процесс, при своевременной и качественной диагностики мы можем выработать индивидуальный коррекционный план, что даст нам положительную динамику как в процессах социализации, так и в процессах обучения. Потому что при ранней диагностике и коррекции многие аутичные дети, несмотря на устойчивые психические характеристики, готовы учиться в общеобразовательной школе, но проявляют таланты в некоторых областях образования. Однако в разное время и с разными результатами каждому аутичному ребенку постепенно становится трудно общаться с людьми.

Самое главное, эти занятия поддерживают умственное, эмоциональное, когнитивное и двигательное развитие аутичного ребенка и максимально мобилизуют здоровые ресурсы.

Любая коррекционная мера может быть эффективной только в том случае, если она основана на правильных выводах о психическом состоянии аутичного ребенка.

Важно понимать важность правильной коррекции, при своевременном и индивидуальном подходе можно добиться активного участия психических ресурсов, используемых в дальнейшем развитии ребенка с РАС, тем самым эмоционально-моторной и когнитивной устойчивости, личностных компонентов достижения ребенка с РАС.

Стоит сказать о том, что особенности моторно-двигательного развития оказывают существенное влияние на психическую деятельность ребенка и ее связь со всеми структурами, связанными с расстройствами аутистического спектра. Формирует и укрепляет физические навыки и стимулирует умственные функции, такие как обучение детей, эмоции, внимание и память [5].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение в коррекционной деятельности нейропсихологических упражнений будет эффективно сказываться на процессе психологического развития ребенка с РАС. При этом стоит отметить важности своевременного включения в программу нейропсихологических упражнений, при раннем включении таких упражнений у ребенка могут проявляться функции, над которыми в данный момент работа не велась, что в последующем положительно скажется на темпе общей коррекции.

При анализе научных трудов отечественных ученых было сделано заключение, что структурным изменениям подвергаются лобные отделы коры головного мозга, гиппокампа, срединной височной доли и мозжечка. Если говорить о мозжечке, то к его функциям можно отнести стимуляцию двигательной активности, оказание влияния на речь, внимание, мышление, эмоции и способности к обучению. Как показывает практика, то у детей с РАС некоторые структуры мозжечка уменьшаются в размерах. На основании этого можно сделать предположение, что данные нарушения могут быть связаны с проблемой в сфере внимания. Срединные височные доли, гиппокамп и миндалевидное тело отвечает за возможность ребенка обучаться, осознавать и контролировать свои эмоции, оказывает влияние на память, а также позволяет испытывать чувство насыщения и удовольствия при выполнении каких-либо социально ориентированных действий. При проведении электроэнцефалограммы у большого количества исследуемых детей с РАС наблюдаются следующие особенности, такие как повышение бета-активности, незрелость стволовых структур, дисфункция срединных отделов, несформированность в пределах возрастной нормы коркого ритма.

Нам известны несколько нейроповеденческих гипотез аутизма, которые описывают особенности различных нейроповеденческих расстройства в качестве основной причины, объясняющей различные поведенческие отклонения при аутизме [8].

  1. Гипотеза регуляторной дисфункции, в которой аутизм понимается как проявление первичного нарушения способности программировать и контролировать поведение.
  2. Гипотеза ослабления центрального связывания — в которой утверждается, что когнитивная (в том числе и перцептивная) обработка информации происходит по частям, а не целостно, что и обуславливает многие поведенческие особенности, так же как и особенности когнитивных стратегий, которыми характеризуется аутизм.
  3. Гипотеза дефицита лимбической системы — предполагающая, что глубокое нарушение социальных и коммуникативных способностей при аутизме может быть хорошо объяснено ослаблением психических функций, ответственность за которые обычно приписывается медиальным отделам височных долей и лимбической системе.

Необходимо отметить, что данные гипотезы не существуют обособленно друг от друга, а находятся в тесной взаимосвязи, поэтому при рассмотрении проблемы расстройства аутистического спектра у детей следует учитывать эту особенность и применять комплексный подход при решении проблемы.

Нейропсихологическая коррекция изначально направлена ​​не на развитие высших психических функций, а на базовый сенсомоторный уровень, то есть на развитие дефективных функций, затрагиваемых на ранних этапах развития ребенка с аутизмом.

Нейропсихологический метод представляет собой серию дыхательных упражнений, постепенно усложняющихся и активирующих подкорковые структуры головного мозга, способствующие регуляции тонуса, устранению локального напряжения мышц и выработке равновесия и десинхронизацию, развитие восприятия целостности тела и стабилизация статокинетического баланса.

Дети с РАС имеют проблемы с восприятием окружающего мира, в связи с этим мы можем наблюдать такую картину, что ребенок сторонится каких-либо действий из-за связанных с ними ощущений и напротив к каким-то эмоциям он испытывает сильную тягу. Ко всему этому можно еще добавить тот факт, что у такого ребенка спектр получаемых сигналов от органов чувств не может сложиться воедино.

Главная цель, которую преследует специалист при применении методики нейропсихологической сенсорной коррекции является вырабатывание у ребенка устойчивого осознания себя в окружающем пространстве, повышение уровня восприятия окружающего мира, развития моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Главным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции является восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой, а также развитие этих обеих сфер. Результаты данной коррекционной деятельности составят фундамент для дальнейшей работы по развитию сложных функций [8].

Нейропсихологические игры являются одним из лучших способов помочь детям с различными заболеваниями. Это различные физические упражнения, которые позволяют взаимодействовать с мозгом физическим движением и таким образом влиять на работу мозга без применения лекарств. Проще говоря, когда ребенок участвует в нейропсихологической деятельности и упражнениях, в мозге создаются новые нейронные связи, по которым «текут» электрические импульсы, которые стимулируют области мозга, связанные с мышлением, речью, слухом, памятью и другими аспектами мозговой деятельности.

Постоянная работа и сопровождение специалистами семьи с ребенком-аутистом дает свои положительные плоды, которые можно наблюдать в динамике. При той же тяжести исходных обстоятельств состояние аутичного ребенка сильно различается. В случае, когда ребенку оказывается должное внимание со стороны специалистов, а также у его родителей есть четкое представление о важности работы с таким ребенком, мы можем наблюдать положительную динамику в его восстановлении.

Процесс реабилитации для ребенка с РАС длится годы, поэтому важно бороться за каждую неделю или месяц прогрессивных изменений, которые в краткосрочной перспективе могут казаться незначительными. Однако ценность имеет каждый промежуток времени, на котором наблюдается позитивные изменения: из этих неуклюжих первых шагов складывается общий путь совершенствования и приспособления к жизни.

Поводя итог, следует сказать, что благодаря применению в ходе общей коррекции детей с расстройством аутистического спектра методов нейропсихологической сенсомоторной коррекции специалистами достигается существенный прогресс в области адаптации таких детей в социальной жизни.

Литература:

1. Глобальная распространенность аутизма и других распространенных нарушений развития / Эльсаббах М., Диван Г., Ко Ю. Дж., [и др.] // Исследование аутизма. — 2012 — № 5(3). — С. 160–179.

2. Как DSM-5 повлиял на диагностику аутизма? 5-летний последующий систематический обзор литературы и метаанализ. / Кулаге К. М., Голдберг Дж., Уссеглио Дж., [и др.] // Журнал аутизма и нарушений развития. — 2019 — № 50. — С. 2102–2127.

3. Фесенко, Ю. А. Аутизм: мифы, диагностика, коррекция / Ю. А. Фесенко, И. А. Колесников, И. В. Макаров. — Издательство: ИД Алеф-Пресс, 2020. — 34–36 с.

4. Тюлина. В. Б. Воспитание ребенка с аутизмом в семье. Пособие для родителей и педагогов / В. Б. Тюлина. — Издательство: Владос, 2021. — 113–115 с.

5. Симптомы аутизма при синдроме дефицита внимания/гиперактивности: семейная черта, которая коррелирует с поведением, оппозиционно-вызывающим, языковым и двигательным расстройствами. / Маллиган А., Энни Р.Дж., О'Реган М., [и др.] // Журнал аутизма и нарушений развития. — 2009 — № 39(2). — С. 197–209.

6. Коэффициент аутистического спектра (AQ): данные по синдрому Аспергера/высокофункциональному аутизму, мужчинам и женщинам, ученым и математикам. / Барон-Коэн С., Уилрайт С., Скиннер Р. [и др.] // Журнал аутизма и нарушений развития. — 2001 — № 31(1). — С. 5–17.

7. Танцюра, С. Ю. Организация работы с ребенком с аутизмом / С. Ю. Танцюра, Н. Ф. Ригина. — Издательство: Сфера, 2018. — 23 с.

8. Горячева, Т. Г. Применение метода сенсомоторной коррекции при работе с детьми с аутистическими расстройствами: методическое руководство / Т. Г. Горячева, Ю. В. Никитина. — Издательство: Институт бизнеса и политики, 2015. — 68 с

9. Роджерс Сали, Дж. Денверская модель раннего вмешательства для детей с аутизмом / Дж. Роджерс Сали, А. Висмар Лори, Доусон Джеральдин. — Издательство: Рама паблишинг, 2022. — 309–314 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ASD, аутичный ребенок, аутизм, РАСА, спектр, индивидуальный подход, комплексный подход, коррекционная деятельность, нейропсихологическая коррекция.


Похожие статьи

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

У детей с расстройством аутистического спектра ярко выраженно нарушение познавательного развития, которое рассматривается как когнитивный дизонтогенез. В зависимости от уровня когнитивного развития детей с РАС, выделяют следующие варианты [2]

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС...

Среди большого количества нозологических групп детей, проходящих реабилитацию в нашем центре, особняком (в прямом и переносном смысле этого слова) стоит группа детей с расстройствами аутистического спектра, или, как принято говорить, с элементами аутизма.

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных...

На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

Оценка состояния ребенкааутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Например, если аутичный ребенок без контролируемо потряхивает руками, раскачивает тела, кружиться (в форме проявления аутостимуляции), то педагогу по коррекционной работе, необходимо построить игру так, где дети в игровой форме будут имитировать эти движения.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками воспитательной работы аутичного ребенка: организации его режима, привитие навыков самообслуживания.

Вхождение ребёнка с расстройством аутистического спектра...

Ключевые слова: детский аутизм, расстройство аутистического спектра, аутичный ребенок, тьютор, адаптация ребёнка с расстройством аутистического спектра. Детский аутизм — это особое нарушение психического развития.

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной...

Расстройства аутистического спектра (англ. autism spectrum disorder, ASD, детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера)...

Похожие статьи

Когнитивные нарушения у детей с расстройствами...

У детей с расстройством аутистического спектра ярко выраженно нарушение познавательного развития, которое рассматривается как когнитивный дизонтогенез. В зависимости от уровня когнитивного развития детей с РАС, выделяют следующие варианты [2]

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС...

Среди большого количества нозологических групп детей, проходящих реабилитацию в нашем центре, особняком (в прямом и переносном смысле этого слова) стоит группа детей с расстройствами аутистического спектра, или, как принято говорить, с элементами аутизма.

Нейропсихологический подход в развитии коммуникативных...

На основе теоретико-методологического анализа обоснована возможность и целесообразность применения нейропсихологического подхода в развитии коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.

Особенности коррекционно-развивающей работы с детьми...

Оценка состояния ребенкааутиста, уровня его развития, запаса знаний, поведенческих навыков проводится комплексно всеми специалистами и служит основой разработки индивидуального плана коррекционных мероприятий.

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как...

Например, если аутичный ребенок без контролируемо потряхивает руками, раскачивает тела, кружиться (в форме проявления аутостимуляции), то педагогу по коррекционной работе, необходимо построить игру так, где дети в игровой форме будут имитировать эти движения.

Проблемы реализации обучения детей с расстройствами...

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования.

Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами...

Консультации для родителей (групповые подгрупповые и индивидуальные) по ознакомлению с методиками воспитательной работы аутичного ребенка: организации его режима, привитие навыков самообслуживания.

Вхождение ребёнка с расстройством аутистического спектра...

Ключевые слова: детский аутизм, расстройство аутистического спектра, аутичный ребенок, тьютор, адаптация ребёнка с расстройством аутистического спектра. Детский аутизм — это особое нарушение психического развития.

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной...

Расстройства аутистического спектра (англ. autism spectrum disorder, ASD, детский аутизм, ранний инфантильный аутизм, атипичный аутизм, аутизм Каннера, высокофункциональный аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера)...

Задать вопрос