Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 20.12.2020

Статья просмотрена: 1801 раз

Библиографическое описание:

Кедровская, В. А. Проблемы реализации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в современной общеобразовательной школе / В. А. Кедровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 407-409. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76875/ (дата обращения: 20.04.2024).



Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, инклюзивное обучение, дети, школа, адаптация.

Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) является на сегодняшний день одной из актуальных проблем в системе современного образования.

Сегодня дети с особенностями развития не обязаны посещать специализированные образовательные учреждения. Наравне со своими сверстниками они могут получать образование и лучше адаптироваться к жизни в общеобразовательной школе. Другие дети в то же время при общении с ребёнком с РАС учатся толерантности, взаимопомощи, сопереживанию.

Создание специальных условий в обычной общеобразовательной среде, где предметом подражания являются типично развивающиеся школьники, способствует формированию у ребёнка коммуникативного поведения, помогает ему в социализации и в успешном освоении школьной программы.

Ребёнка с расстройством аутистического спектра не всегда можно сразу обнаружить среди других учеников. Также некоторые особенности может определить только специалист. Однако в большинстве случаев особенности таких детей можно выявить при общении: они не смотрят на собеседника, избегают зрительного контакта, могут не отвечать на вопросы или же без умолку рассуждать на интересующие их темы, несмотря на то, что собеседник давно потерял к разговору всякий интерес.

На сегодняшний день аутизмом страдает приблизительно каждый сотый человек на Земле. Ниже приведена таблица, отображающая ситуацию с ростом количества людей, подверженных данному заболеванию [1]:

ГОД

Количество аутистов по всему миру

1995

1 из 5000

2000

1 из 2000

2005

1 из 300

2008

1 из 150

2010

1 из 110

2012

1 из 88

2014

1 из 68

2017

1 из 50

Лишь в 90-х годах прошлого столетия в странах бывшего Советского Союза началось обучение детей с РАС в общеобразовательных школах. Ранее дети с таким диагнозом воспитывались и обучались дома, либо в специализированных учреждениях. В некоторых регионах такие ученики считались «необучаемыми», в результате чего они лишались возможности нормальной социализации и получения образования наравне со сверстниками.

С 2000-х годов мы наблюдаем тенденцию к увеличению неоднородности состава классов общеобразовательных школ «по уровню умственного, речевого и в целом психического развития» [2, с. 382]. Это обусловлено тем, что в общеобразовательной школе оказываются ученики «с парциальными нарушениями развития, те, которые раньше обучались в специальных учебных заведениях» [2, с. 382].

При помещении ребёнка с РАС в обычный класс общеобразовательной школы необходимо учитывать возможное появление трудностей, при столкновении с которыми обучение ученика становится неэффективным.

Так как у ребёнка с такими особенностями существуют проблемы с коммуникацией, у него могут возникнуть сложности во взаимодействии с одноклассниками. При этом «в лучшем случае» он будет чувствовать себя отстранённо, одиноко, в стороне от общего учебного процесса [3, с. 5]. При обострённых конфликтных ситуациях его даже могут возвести в изгои и всеми способами указывать на его особенности.

Если же ребёнок вовсе не считается с потребностями других учеников, имеет привычку выкрикивать что-либо в процессе занятий, игнорирует замечания преподавателей — это не только мешает, но и прерывает привычный ход урока.

Сегодня особое педагогическое и социальное значение приобретает проблема эффективности и целесообразности дифференцированных форм организации обучения. Здесь острой проблемой встаёт вопрос об определении критериев, по которым определённых учеников отбирали бы в такие группы и классы, в которых были бы организованы надлежащие условия для их соответствующего обучения и в будущем — успешной социальной адаптации.

На данный момент система дифференцированного обучения находится на этапе становления. За специальными классами и школами стали появляться и другие «образовательные формы и структуры для детей с различными трудностями в обучении (классы коррекции, компенсирующего обучения, реабилитации, педагогической поддержки)» [2, с. 383]. В такую систему обучения вводят программы, которые сопровождают учебный процесс дополнительными средствами поддержки обучающихся (коррекционная педагогика, занятия с логопедом и т. д.).

Одной из основных проблем на данном этапе формирования системы является проблема подготовки профессиональных кадров — педагогов, специализирующихся на работе с детьми с РАС.

Для того, чтобы эти дети могли обучаться комфортно для себя и своих одноклассников, школам необходимы профессиональные педагоги, которые бы знали не только нюансы подачи учебного материала, но и особенности социализации, развития, психолого-педагогического сопровождения, физических возможностей своих учеников.

Учителям, работающим в инклюзивной системе образования, приходится справляться с рядом трудностей. Один из основных барьеров — социальные и межличностные отношения. Далеко не все на сегодняшний день готовы к внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные школы. Здесь проблемы возникают во взаимоотношениях между детьми, родителями и педагогами.

Если в класс приходит ребёнок с РАС, задача педагога — правильно организовать учебную среду и общение между особенным ребёнком и его одноклассниками. Большинство школьников, в силу того, что впервые сталкиваются с таким сверстником, не знают, как правильно с ним коммуницировать. Учитель должен наладить контакт между детьми, научить их взаимопомощи.

Нередко возникают и конфликты с родителям. Зачастую они связаны с претензией, что особенный ребёнок мешает процессу обучения других — конкретному однокласснику/всему классу. Если обучение школьника с РАС не препятствует успешному усвоению школьного материала другими детьми, то педагогу следует провести работу с родителями класса, разъяснив им суть инклюзивного обучения.

Если же такая проблема действительно существует и страдает, к примеру, успеваемость всего класса из-за того, что учитель старается повторять и объяснять так, чтобы понял и запомнил каждый, нужно действовать исходя из конкретного случая.

Если ребёнок с расстройствами аутистического спектра спокойно выполняет все задания, но в своём темпе — это не мешает общему ходу занятий. Если он не успевает понять и усвоить материал, следует поставить вопрос об изменении тактики обучения: дополнительные занятия, индивидуальный тьютор для этого ученика — чтобы не тратить дополнительно время всего класса во время учебного процесса; в иных случаях — перевод школьника в специализированный класс/школу (в зависимости от данного конкретной ситуации).

В связи с постепенным увеличением численности людей с РАС и, соответственно, ростом количества детей с данным диагнозом, желающих наравне со сверстниками получать образование в общеобразовательных учреждениях, следует особое внимание уделить организации соответствующего учебного процесса и подготовке компетентных специалистов в данной области. Учитель, работающий с ребёнком с расстройствами аутистического спектра, должен учитывать его особенности, помогать преодолевать вышеизложенные трудности для поддержания нормального образовательного процесса. Педагог должен обладать соответствующими знаниями о современной проблеме аутизма и постоянно поддерживать контакт с родителями, консультировать их по вопросам коррекционных мероприятий, необходимых ребёнку, что поможет облегчить и ускорить процесс его адаптации в школе.

Литература:

  1. Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://vawilon.ru/statistika-autizma-v-mire/#masshtaby-tragedii (дата обращения: 19.11.2020).
  2. Никуленко. Т. Г. Коррекционная педагогика: учеб.пособие для вузов — М.: Феникс, 2006.
  3. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, общеобразовательная школа, РАСА, инклюзивное обучение, класс, обучение детей, педагог, проблема, расстройство, учебный процесс.


Похожие статьи

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания...

Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах.

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы. Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Для нашей страны инклюзивное образование — это проблема исключительно актуальная и в то же время очень сложная.

Нами исследовано также видение проблемы распространения инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ с позиции педагогов современной школы.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

В пособии «Инклюзивное образование в России» можно найти следующее определение инклюзивного образования: «Инклюзивное образование— это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

Инклюзивное обучение особенных детей в классе вместе с обычными детьми.

Таким образом, инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении...

Скорректировав основные трудности в обучении, позволив ребенку выбрать

Проводя работу в оказании помощи при обучении детей с отклонениями без участия родителей нужен особый

Учебный план — основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Похожие статьи

Проблемы при реализации инклюзивного воспитания...

Инклюзивное образование слабослышащих детей может осуществляться как в обычных, так и в специализированных школах-интернатах.

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы. Степанишина И. П. Проблемы инклюзивного образования в детском...

Опыт организации и реализации инклюзивной практики для...

Ключевые слова: инклюзивное образование, инклюзивная практика, образовательное пространство, дети с особыми возможностями здоровья (дети с ОВЗ), дети с расстройствами аутистического спектра (дети с РАС), адаптированная основная образовательная программа...

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Для нашей страны инклюзивное образование — это проблема исключительно актуальная и в то же время очень сложная.

Нами исследовано также видение проблемы распространения инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ с позиции педагогов современной школы.

Технологии инклюзивного образования как средства для...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

В пособии «Инклюзивное образование в России» можно найти следующее определение инклюзивного образования: «Инклюзивное образование— это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических...

Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале...

Инклюзивное обучение особенных детей в классе вместе с обычными детьми.

Таким образом, инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Как помочь детям с отклонениями в развитии при обучении...

Скорректировав основные трудности в обучении, позволив ребенку выбрать

Проводя работу в оказании помощи при обучении детей с отклонениями без участия родителей нужен особый

Учебный план — основной элемент учебного процесса, но применительно к обучению детей...

Актуальность инклюзивного образования в сфере развития...

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.

Задать вопрос